Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:15, курсовая работа
Целью дипломной работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.
Для наличия административного
правонарушения необходима совокупность
всех названных выше признаков. Отсутствие
любого из них исключает привлечение
к административной ответственности.
2.2. Отличие административного
правонарушения от иных правонарушений.
Разграничение административного
правонарушения от иных правонарушений
является одной из первых задач лица,
применяющего нормы административного
права.
Сложность решения
этой задачи обусловлена наличием ряда
общих признаков, присущих всем типам
правонарушения. Все они являются опасными
или вредными для общества и государства,
и все они нарушают те или иные нормы, но
они различаются по иным существенным
признакам.
По основному признаку
- степени общественной опасности все
правонарушения делятся на:
1. преступления;
2. проступки.
Различие проводится
в зависимости от тех норм, которыми
регулируется данное деяние.
Преступление - деяние,
закрепленное уголовным законом, а
административное правонарушение —
деяние, запрещенное административным
и некоторым другим законодательством.
Одни и те же деяния могут расцениваться
как более или менее опасные, и, следовательно,
признаваться преступлениями или административными
правонарушениями.
Административные
правонарушения необходимо отличать от
дисциплинарных проступков.
Дисциплинарные проступки
посягают на внутренний трудовой распорядок
конкретной организации, а также
на отношения трудовой служебной
или военной дисциплины. Такие
отношения не являются объектами
административного правонарушения. Если
административные правонарушения закреплены
нормами административного права, то описание
дисциплинарных проступков содержится
в нормах права лишь в общем виде, т.е. без
описания конкретных признаков такого
деяния.
Административное правонарушение
заключается в нарушении общеобязательных
правил, регулирующих поведение всех граждан
вне зависимости от их принадлежности
к тому или иному коллективу. А дисциплинарный
проступок - это неисполнение лицом обязанностей,
возложенных на него, именно как на члена
данного коллектива.
За дисциплинарные
правонарушения применяются дисциплинарные
взыскания. Они отличаются от административных
взысканий характером содержащихся
в них лишений (правонарушений); правовыми
последствиями применения; порядком
их нормативного регулирования и кругом
субъектов, имеющих право их применения.
тся от административных взысканий характером
содержащихся в них лишений (правонарушений);
правовыми последствиями применения;
порядком их нормативного регулирования
и кругом субъектов, имеющих право их применения.
Дисциплинарные взыскания
могут налагать только руководители
предприятий, учреждений, организаций
на своих подчиненных, а административные
взыскания налагают указанные в
законе органы административной юрисдикции.
В некоторых случаях
одно и то же деяние одновременно признается
и дисциплинарным и административным
правонарушением. Например, распитие спиртных
напитков на производстве. В этом случае
лицо привлекается и к административной,
и к дисциплинарной ответственности.
Административное
правонарушение по ряду признаков отличается
от гражданско-правовых деликтов. Круг
общественных отношений, на которые
посягают гражданско-правовые деликты
значительно уже. Сюда относятся
только имущественные и личные не
имущественные отношения.
Гражданско-правовой
деликт - это нарушение субъективных
прав лица, административный проступок
представляет собой, как правило, нарушение
объективного права.
Гражданско-правовым
нарушением в некоторых случаях
может быть признано не деяние, в то
время как вина является неотъемлемым
средством административного проступка.
Субъектами гражданско-
2.3. Структура (состав)
административного правонарушения.
Кодекс об административных
правонарушениях содержит общие
признаки, присущие всем без исключения
административным правонарушениям. Но
каждый вид правонарушений имеет
свои специфические признаки, характеризующие
само деяние, его последствия и личность
правонарушителя. Совокупность таких
признаков называется составом административного
правонарушения.
Описание признаков
того или иного правонарушения содержится
в диспозициях статей Особенной
части Кодекса, но в них указываются
не все признаки состава, а лишь те, которые
характерны для данного вида правонарушения
и необходимы для его отграничения от
других правонарушений и от правомерного
поведения.
Указания на иные
признаки состава, которые являются
общими для всех административных проступков,
содержатся в нормах Общей части Кодекса.
Каждый административный
проступок обладает рядом разнообразных
признаков. Например, мелкое хулиганство
может быть совершено на улице
или в общественном транспорте, в
дневное или вечернее время, лицом,
состоящим в состоянии опьянения или в
трезвом виде и т.д.
Но не все признаки
имеют юридическое значение. Надо
выделять только те, которые в соответствии
с законом определяют правовые последствия
совершенного деяния. Такие признаки
закрепляются в нормах права и становятся
обязательными.
Общим объектом административного
правонарушения являются общественные
отношения, возникающие в области
государственного управления и регулируемые
нормами административного
В основу классификации
административных проступков положен
родовой объект.
Родовым объектом признается
однородная группа общественных отношений,
составляющих неотъемлемую и самостоятельную
часть общего объекта. В качестве
родового объекта административного
проступка выступают
Видовой объект - разновидность
родового объекта, обособленная группа
общественных отношений, общих для
ряда проступков одного рода. Он широко
используется законодателем для
установления специальными актами административной
ответственности, например за нарушение
Правил дорожного движения, административные
таможенные правонарушения.
Непосредственный
объект административного
Объективная сторона
- это система предусмотренных нормой
права признаков, характеризующих ее внешнюю
(т.е. выраженную вовне) сторону противоправного
посягательства на охраняемые законом
общественные отношения.
Объективную сторону
административного проступка
1) противоправное
поведение лица (действие или
бездействие), запрещенное административным
законодательством,
2) общественная опасность
этого поведения и его
3) причинная связь
между действием и наступившим результатом.
Для характеристики
объективной стороны
Деяние - это основа,
вокруг которой группируются иные черты
объективной стороны: способ, время, место
совершения административного правонарушения.
В правоведении различают
субъектов права и субъектов
правоотношения и соответственно субъектов
административного права и
Под субъектом права
обычно понимается участник общественных
отношений, которого соответствующая
юридическая норма наделяет правами и
обязанностями. По мнению А. А. Алексеева,
понятие субъекта права образуют два характерных
момента: специальный, когда субъект имеет
единую волю, и способы ее осуществления
(персонифицированный субъект является
носителем соответствующих прав и обязанностей
и способен участвовать в правоотношениях).
Субъектами административного
права, как правило, являются участники
управленческих общественных отношений,
наделяемые в соответствии с административно-правовыми
нормами правами и обязанностями и способные
вступать в административно-правовые
отношения. Обычно субъекты права и субъекты
правоотношения совпадают, поскольку
правоотношения являются основным каналом,
по которому осуществляется реализация
норм права.
Под субъектом правонарушения
(проступка, преступления) в правоведении
обычно понимают лицо (физическое или
юридическое), совершившее правонарушение
и обладающее при этом указанными
в законе признаками (свойствами).
Проблема субъектов
правоотношений и ответственности
является одной из ведущих в теории
государства и права. Однако утверждать,
что она всесторонне изучена,
несмотря на наличие отдельных
Среди ученых нет, в
частности, единого мнения о том,
кого следует считать субъектами
административной ответственности. Одни
исследователи считают, что таковыми
являются исключительно физические лица
(граждане, иностранные граждане и лица
без гражданства). Другие относят к ним
юридических лиц (предприятия, учреждения,
организации).
Сторонники первой
концепции обосновывают ее ссылкой
на ст. 6 Указа Президиума Верховного Совета
СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении
применения штрафов, налагаемых в административном
порядке», отменившую наложение штрафов
в административном порядке на учреждения,
предприятия и организации и устанавливающую
их взыскание с должностных лиц.
Однако названная
статья преследовала узкопрактические
цели. Ею усиливалась личная ответственность
должностных лиц за укрепление правопорядка
на порученных участках работы и устранялось
обезличенное возложение на предприятия,
учреждения, организации, поскольку на
практике ответственностью покрывалась
безответственность первых, конкретных
виновников.
Приведенная норма
не нашла последующей реализации
в действующем
Например, Законом
Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г.
«О предприятиях» определено, что
предприятие обязано возместить
ущерб, причиненный несоблюдением требований
по рациональному использованию земли
и других природных ресурсов, охране окружающей
среды от загрязнений и иных вредных воздействий,
нарушением правил безопасности производства,
санитарно-гигиенических норм и требований
по защите здоровья его работников, населения
и потребителей продукции, а также уплатить
штраф в установленном
законодательством размере.
Указом Президента
Республики Беларусь от 5 мая 1995 г. №179
«О мерах по усилению борьбы с хищением
драгоценных, черных и цветных металлов,
их лома и отходов, драгоценных камней»
установлено, что в случае выявления фактов
безлицензионного вывоза драгоценных,
черных
и цветных металлов,
их лома и отходов, драгоценных камней
(в том числе полуфабрикатов) с
виновных в этом субъектов взимается штраф
в размере до пятикратной стоимости, а
незаконно вывозимые материальные ценности
подлежат конфискации.
Тенденция к законодательному
закреплению законодательного института
административной ответственности
организаций, в том числе и юридических
лиц, обрела мощный дополнительный стимул
в условиях процесса приватизации, появления
и роста частного сектора в экономике
государства. До сих пор административная
ответственность юридических лиц является
некодифицированной или, как отмечает
Ю.М. Козлов, «юридические лица»... пока
в КоАП как субъекты административных
правонарушений не значатся... Но такое
положение в принципе является временным,
т.е. существующим до обновления КоАП».