Понятие и признаки административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:51, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе дается понятие административной ответственности, которое закреплено в Кодексе об административных правонарушениях.
Раскрываются вопросы, касающиеся установления и применения административной ответственности, перечисляются органы, уполномоченные применять административную ответственность, определяется круг лиц, к которым может быть применена административная ответственность.

Файлы: 1 файл

понятие и признаки админ ответственности.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

 
Аннотация

В данной работе дается понятие административной ответственности, которое закреплено в Кодексе  об административных правонарушениях.

Раскрываются вопросы, касающиеся установления и применения административной ответственности, перечисляются  органы, уполномоченные применять административную ответственность, определяется круг лиц, к которым может быть применена административная ответственность.

Излагается понятие  административного правонарушения, как основания административной ответственности, его признаки, состав (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона) и его отличие от других видов правонарушений. Также дается понятие административного взыскания, как меры административной ответственности, его виды (предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета, лишение специального права, исправительные работы, административный арест) и правила наложения взысканий.

Раскрываются и  характеризуются вопросы порядка  ограничения и освобождения от административной ответственности.

Введение

Данная дипломная  работа посвящена одной из важных тем правовой науки — административной ответственности.

Целью дипломной  работы является характеристика понятия  и основных составляющих административной ответственности.

Административная  ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Ответственность несут  и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества.

Современное экономическое  развитие Республики Беларусь, социальные противоречия, возникающие между  нарождающимся классом предпринимателей и основной массой трудящихся, финансово-экономическая  нестабильность, политика подстраивания идейно-правового бизнеса под нарождающийся класс накладывают определенный отпечаток на состояние правопорядка, ведут к росту количества правонарушений, порождают их новые виды [21, с.З]. В таких условиях возрастает значение административно-правовых мер борьбы с правонарушениями. Поэтому сфера административного воздействия на правонарушителей должна расширяться.

Идеи административной ответственности, ее неотвратимости, законности, справедливости и гуманности находят  все большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации.

Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и  гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией. По существу, гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой правовой статус.

В последнее время  резко возросла роль административного  законодательства, так как в каждом законе содержатся нормы административного права, но процесс реформирования административного законодательства в Республике Беларусь еще не завершен, и необходимость его продолжения очевидна.

Тема дипломной  работы тесно связана с административным правонарушением и административным взысканием.

Административным  правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность [8, с.215].

Административное  взыскание - мера ответственности правонарушителя  за совершенное им административное правонарушение.

Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная. Так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать и обновлять законодательство об административной ответственности.

1. Понятие административной  ответственности.

1.1. Историческое  развитие института административной  ответственности, понятие, признаки, отличие административной ответственности  от других видов юридической  ответственности.

До 1961 года местные  органы власти обладали весьма широкими полномочиями по созданию решений, предусматривающих  административную ответственность  за их нарушение («обязательных постановлений»). Президиум Верховного Совета СССР Указом от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» признал необходимым ограничить круг вопросов, по которым местные органы власти могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение штрафы, и установил, что правом принятия таких решений обладают только краевые, областные, районные и городские Советы; подобные решения, как правило, принимались на сессиях Советов, за исключением решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями (по этим вопросам решения могли принимать и исполкомы: ведь речь идет о вопросах, не терпящих отлагательства). Законодательные акты союзных республик, изданные на основе союзного Указа от 21 июня 1962 года, сократили круг вопросов, по которым местные Советы вправе принимать решения, предусматривающие административную ответственность (причем ответственность эта может иметь форму только штрафа или предупреждения).

Административная  ответственность это вид юридической  ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

В то же время в  законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности  сводятся к следующему:

1) Административная  ответственность - это правовая  ответственность.

Она устанавливается  как законами, так и подзаконными  актами, либо их  нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет  собственную       нормативно-правовую       основу       [34,   с.97].       Нормы  административной    ответственности    образуют    самостоятельный    институт  административного   права,   в   отличие   от  этого   уголовная   ответственность  устанавливается  только  законами;  дисциплинарная       законодательством  о  труде;      а      также      различными      законами,      подзаконными      актами,  устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и  служащих;   материальная   ответственность         законодательством   о   труде,  гражданским    законодательством,    а    в    отдельных    случаях нормами  административного права.

2) Основанием       административной       ответственности       является  административное   правонарушение   и   наличие   соответствующей   нормы,  предусматривающей эту административную ответственность.

Административная   ответственность   наступает  только   в   том   случае,   если  конкретное   правонарушение   по   своему  характеру   не   влечет   за   собой   в  соответствии  с   законодательством  уголовную   ответственность   [35,   с. 106].

Основанием       уголовной       ответственности       является       преступление;  дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение  материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3) Как правило,  административная ответственность  наступает в случае  нарушения   норм   административного   права.   Вместе   с   тем   действующее  законодательство предусматривает возможность привлечения к ней виновных в нарушении норм других отраслей права.

4) Для административной  ответственности характерна множественность  правовых норм, регулирующих ее различные аспекты, а также государственных  органов,   имеющих   право   ее   применять.   Право   привлечения   виновных   к  административной   ответственности   предоставлено   специальным   органам,  перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных  правонарушениях.  Все эти органы относятся к аппарату государственного  управления, и только в прямо предусмотренных законодательством случаях  меры административной ответственности применяются судами. В отличие от  этого уголовное наказание могут применять только суды; дисциплинарные -  органы и лица, наделенные дисциплинарной властью; материальное - суды  общей юрисдикции и хозяйственные суды.

5) Административная   ответственность   находит   свое   выражение   в  наложении на виновного взыскания. За преступления налагаются уголовные  наказания,   за   дисциплинарные   проступки        дисциплинарные   взыскания.  Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях Административной ответственности присущ всеобщий характер, ибо  правила, за нарушение которых она наступает, являются обязательными для  всех граждан.

Административные  взыскания налагаются государственными органами  и должностными лицами на неподчиненных им по службе правонарушителей.  По    этому    признаку    административная    ответственность    отличается    от  дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в  основном  в  порядке  подчиненности  вышестоящим  органом,  должностным  лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры  материальной   ответственности   (администрацией   за   причиненный   ущерб  предприятию его работником и т.д.).

8) Применение административного  взыскания не влечет судимости  и  увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим  административное взыскание в течение установленного срока. 9) Законодательством   установлен   особый   порядок   привлечения   к  административной ответственности. Он отличается от уголовного процесса  большей простотой, что создает условия для оперативности и экономичности  его применения, но создает необходимые гарантии законности.

10) Меры     административной     ответственности     применяются     в  соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам  об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в  соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дело о материальной ответственности, — как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, но и юридические лица [27, с. 155]. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли).

Еще одно немаловажное отличие административной ответственности  от других видов юридической ответственности  состоит в том, что поскольку  некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.

Таким критерием  часто является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение  транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением.

Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя  и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранение, использование, учет и перевозка взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконная пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия рассматриваются как преступления, если же последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (за определенный промежуток   времени)   совершение  деяния,   содержащего   признаки административного правонарушения, данным лицам при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечет иную квалификацию деяния: оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещенным промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние, совершенное в течение одного года карается уже по Уголовному Кодексу. Иногда за критерий берется умышленное или неосторожное совершение правонарушения.

Основная особенность  административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.

1.2. Принципы, структура,  особенности и законодательные  основы административной ответственности.

Под принципами понимаются идеи, основные положения, которыми руководствуется    как    законодатель,    конструирующий    нормы административного права, так и исполнитель этих норм: правоприменительные органы, должностные лица, граждане [11, с.7].

«Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость    воздействия   на   правонарушителя...    законность, справедливость, гуманизм... Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами» [10, с.23].

Административная  ответственность имеет ряд принципов:

Информация о работе Понятие и признаки административной ответственности