Земельные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:02, курс лекций

Краткое описание

Естественные и экономические свойства природных ресурсов определяют их роль и место в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на определенной территории. Это положение является базовым при решении проблем рационального использования и охраны природных ресурсов.
В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (сельскохозяйственных, лесных, промышленных, селитебных, рекреационных и других объектов).

Файлы: 1 файл

Ii 1(1) Земельные ресурсы- особенности использования, оценки и у.doc

— 493.00 Кб (Скачать)

   1. Безуглая Э.Ю.  и др. Чем дышит промышленный  город Л.,1991.

   2. Географические исследования городской среды.  М., 1979

   3. Государственный  доклад “О состоянии   окружающей  природной среды Российской Федерации  в

      2003г. 

   4. Новиков З.А. Город и природопользование. Л., 1984.

   5. Проблемы качества  городской среды. // Сб. научных трудов. М., 1989

  6. Прохоров Б.Б. Жизненная среда горожан. // “Природа”, 1993, №3.

  7. Ратанова М.П. и др. Оценка степени экологической опасности городов России для здоровья

         населения. // Вестник Моск. ун-та. Сер.  География. 1995. №3. С.

  8. Ратанова М.П., Битюкова  В.Р. Оценка экологического состояния  г.Жуковского (Московская обл.). //

      Вестник Моск. ун-та. Сер. География. 1994. №2.

  9. Строганова М.Н., Огаркова М.Г. Городские почвы: опыт изучения систематики  / на примере почв

       юго-западной части г.Москвы/ Почвоведение 1992, № 7.

10. Экогеохимия городских ландшафтов. Под ред. проф. Н.С.Касимова.  Изд-во МГУ, М., 1995.

11. Экологические исследования в Москве и Московской области М., 1990.

12. Экополис 2000. Экология и устойчивое развитие города. Междунаодная кеонференция. Москва, 2000.

13.. Яницкий О.Н. Экология  города. М., 1984.

 

II.2. 4. Районный  подход в социально-экономической и социальной географии и его место в системе научного обеспечения регионального анализа и региональной политики.

 

  Цель семинарского занятия - ознакомление студентов с районным подходом в социально-экономической географии и его использованием в решении задач регионального анализа и региональной политики.

  Задачи семинара предполагают:

   -получение представлений об основных этапах развития социально-экономической географии в рамках смены основных парадигм и школ;

   -анализ категории района как основного понятия в рамках районной парадигмы в географии, получение представлений о видах и основных типах географических районов, в том числе в основных экономико-географических школах;

   -знакомство с  основными постулатами региональной  политики;

   -обоснование значимости использования районного подхода и экономико-географического районирования для проведения и реализации регионального анализа и региональной политики.

Программа семинара:

   - Районная парадигма и ее проявление в социально-экономической географии

   - Географический район как основное понятие в географии

   - Место районного подхода и географического районирования в системе научного обеспечения

     регионального анализа и региональной политики.

               1. Районная парадигма в географии и ее проявление в социально-экономической географии.

1.1. Понятия  научной парадигмы и научной  школы. Смена парадигм как естественно-исторический  процесс.

 

Научная парадигма - наиболее обобщенное выражение основных методологических и мировоззренческих положений, господствующих в науке на определенном этапе ее развития. В рамках научных парадигм формируются научные школы со своим понятийно-концептуальным аппаратом, составляющим собственно их теоретическую базу. Любая парадигма имеет свой естественно - исторический цикл развития, в рамках которого выделяются этапы ее формирования, доминирования и упадка.

   Изменения в объекте и субъектах научного познания в ходе исторического процесса приводит к смене парадигм, приводящих к замене одних научных школ другими. Со второй половины ХХ века цикл жизнедеятельности парадигм, особенно в гуманитарных науках, сокращается во времени и глобализуется в пространстве. Для современной науки характерно сосуществование во времени и пространстве разных, иногда разнонаправленных, парадигм и школ.

1.2. Смена парадигм  и школ в социально-экономической  географии.

   Эволюция социально-экономической географии в ХХ веке, с точки зрения смены ведущих парадигм, прошла два основных этапа: «самоидентификации» в рамках собственной «районной парадигмы» и развития в пределах других парадигм, носящих междисциплинарный глобальный характер.

   Для первого этапа, который преобладал в мировой географии до середины ХХ века, характерно использование в качестве основного - понятия географического района в его разных интерпретациях в сформировавшихся географических школах: классической хорологии, французской школе географии человека, антропогеографии, страноведении, советской районной школе экономической географии. На данном этапе своего развития география попыталась самоопределиться как самостоятельная дисциплина, которая ближе по своим качествам не столько к науке, сколько к искусству. Это, по мнению многих географов, «золотой», классический период развития географии.

   Второй этап охватил вторую половину XX века. Для него характерна глобализация междисциплинарных парадигм, попытка географии «встроиться» в другие мировоззренческие подходы. В результате география прошла в этот период целую серию трансформаций. Западная (в основном англо-американская) социальная география, встала в 1950-1960-х годах на позиции «научной» парадигмы в рамках школы пространственного анализа. В последующем, в 1970-1980-х годах, она перешла сначала к бихевиористской (прежде всего в рамках школы поведенческой географии) и радикальной парадигмам (школы неомаркситской географии, феминистской географии и др.), а затем - к гуманистической парадигме (разнообразные школы феноменологии, топофилии и др.). На данном этапе география (в основном ее социальная ветвь) подверглась мощной атаке со стороны систематических (по классификации И.Канта) наук, что привело (в основном в школах западной социальной географии) к потере ею основных самоидентифицирующих черт и признаков и функции «территориального синтеза».

   Итогом естественно-исторического процесса смены ведущих парадигм в социально-экономической географии стало в последние десятилетия их сосуществование и конкуренция в большинстве стран, значительное ослабление собственных позиций географии, ее фактическое «растворение» в среде региональных наук.

1.3.Районное  и отраслевое направления в  отечественной экономической географии.

   Исторически в отечественной экономической географии представлены отраслевой и районных подходы к изучению социально-экономического пространства.

   Наиболее известной российской школой экономической географии, развивавшейся в рамках первого подхода, является отраслево-статистическая школа В.Э. Дена, которая господствовала в первой трети ХХ века. Работы В.Э. Дена и его учеников отличали с одной стороны, экономизация экономико-географических исследований, тщательная работа со статистическими источниками, с другой - использование сравнительно-географического метода исследований.

   Развитие отечественной экономической и социальной географии с 1930-х годов шло преимущественно в рамках районного подхода. В советской географии сформировалась своя, районная школа экономической географии, становление и развитие которой связано с именами Н.Н.Баранского, Н.Н.Колосовского, И.А.Витвера, Ю.Г.Саушкина и многих их учеников и последователей. В ее рамках сформировались своя методология и теория, свой понятийно-концептуальный аппарат. Ведущее место в ней заняли понятия и концепции экономико-географического района и экономического районирования

   Понятийно-концептуальный аппарат районной школы экономической и социальной географии, формировавшийся в советский период, отражал реалии централизованной плановой экономики, ресурсопотребляющего типа производства, превалирования экономической составляющей над социальной и многие другие черты, характерные для соответствующего этапа развития страны и общества. В то же время, районная школа на практике, в том числе в рамках системы экономико-географического образования, доказала свою значимость и целесообразность. Сложившаяся в ее рамках система понятий и концепций является целостной, логически взаимосвязанной и взаимодополняющей, и в этом отношении является образцом настоящей географической школы в рамках районной парадигмы.

2. Район как  основное понятие и первичная  территориальная ячейка в географии.

2.1. Понятие  географического района в широком  и узком смысле слова. Основные  виды районов. Ареалы, зоны и  собственно районы. Однородные и  узловые районы.

 

   Понятие района в географии - широко и разнопланово.

   В широком смысле район - это часть территории, отличающаяся от других каким-либо свойством.

   В узком смысле слова выделяют три основных вида районов: районы-ареалы, районы-зоны и собственно (или целостные) районы.

   При выделении ареалов акцент делается на качественную однородность территориального выражения явления.

   Для зон добавляется территориальная однородность количественного выражения явления. Ареалы и зоны относятся к категории районов-таксонов. При их выделении можно провести аналогию с классификацией или типологий явлений и процессов. В данном контексте говорят о районировании как о типологии, “положенной” на карту.

   Собственно район - это часть территории (обычно неоднородная), для которой характерна взаимосвязь и взаимодействие расположенных на ней явлений и процессов. Целостность районов в этом случае формируется за счет внутренних связей. Такое понятие района является отражением системного подхода в географии. Район выступает здесь как территориальная система или комплекс.

   Выделяются районы различного территориального уровня: мега-, макро-, мезо- и микрорайоны, каждый из которых соотносится с масштабом географической карты. Мегарайоны охватывают крупнейшие страны или группы стран. Макрорайоны, как правило, соответствуют крупным внутренним частям стран. Мезорайоны - этот совокупность нескольких административно-территориальных частей страны. Микрорайоны, охватывают компактные участки территории.

   В зависимости от избранных критериев районирования и специфики объектов районирования выделяют однородные и узловые районы. Однородные районы не имеют своей ярко выраженной территориальной структуры, они “аморфны”. К ним относятся, например сельскохозяйственные, ресурсные районы, этнические и другие ареалы. Узловые районы (основной тип экономических районов) внутренне дифференцированы, они имеют ярко выраженную линейно-узловую структуру. Узловые районы бывают моноцентрические и полицентрические.

2.2.Понятие  района в разных географических  школах.

В каждой географической школе, развивавшейся в рамках районной парадигмы, представления о районе индивидуальны.

В хорологии район рассматривается в виде хороса (местности, ландшафта), в пределах которого взаимосвязаны отдельные компоненты. Исходя из такого понимания, район, как и ландшафт – это уникальная местность, прежде всего, по характеру причинно-следственных связей, обусловленных уникальным географическим положением и генезисом каждого района. Поэтому география в рамках хорологического подхода, изучая уникальные ландшафты и районы, не может выявлять законы и закономерности их пространственной организации, а, значит, относится скорее не к наукам в их современном понимании, а к искусству. Ее задача при таком подходе – достичь высочайших вершин искусства описания, искусства анализа, искусства прогнозирования. В рамках хорологического подхода в экономической географии район представляется как хозяйственный ландшафт, а экономическая география - как наука об экономических районах и их взаимодействии (по С.В.Бернштенй-Когану).

   Во французской школе географии человека сформировалось представление о районе как о культурно-исторической, природно-культурной местности. Это классическая страноведческая школа с пейзажным подходом. Историко-культурные районы, как и ландшафты в хорологии индивидуальны, уникальны – значит, география в рамках этого подхода тоже относится не к науке (в рамках позитивистского подхода), а к искусству. Главное здесь – искусство описания территории, выявление в ландшафтах гармонии в системе отношений Природа – Человек.

   В рамках антропогеографического подхода Ф.Ратцеля и его последователей (в том числе в России) исследуется процесс колонизации, освоения человеком земных пространств и влияние на него природных факторов. В антропогеографии сформировалось свое представление о районе, который представляется как земной организм со своей функциональной структурой и своими законами развития (например, район-государство как «организм, «связанный с землей»). Район в рамках антропогеографического подхода рождается, развивается и умирает, а «жизнь» районов во многом определяется законами социал-дарвинизма.

   В отечественной районной школе экономической географии категории района придается исключительное значение. Район здесь - и основное понятие, и подход, и метод исследования, и мировоззрение, и необходимый элемент мышления. При этом представление о районе в рамках данной школы – одно из самых сложных и противоречивых. Оно формировалось под воздействием нескольких факторов.

   Во-первых, его основу составило понимание экономического района, выработанное в рамках госплановского районирования 1920-х годов и развитое в дальнейшем Н.Н.Колосовским. Для него характерны такие черты, как объективность, примат энергопроизводственного принципа построения, экономическая целесообразность, оптимальное сочетание специализации и комплексности, опора в развитии на концепцию районных ТПК, совмещение экономических и административных границ.

   Во-вторых, значительное влияние на понятие района и задачи исследования «районной организации территории» оказали другие школы районной парадигмы (не случайно в состав «антитрадиционного блока» 1920-х годов, заложившего основы районной школы, входили не только Н.Н.Баранский, но и хоролог С.В.Бернштейн-Коган и антропогеограф Л.Д.Синицкий). Таким образом, «конструктивизм» госплановского понимания района в советской школе экономической географии был дополнен чертами уникальности хорологического подхода, «пейзажностью» и искусством описания французской школы географии человека и элементами поссибилизма и функционализма антропогеографии.

Информация о работе Земельные ресурсы