Земельные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:02, курс лекций

Краткое описание

Естественные и экономические свойства природных ресурсов определяют их роль и место в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на определенной территории. Это положение является базовым при решении проблем рационального использования и охраны природных ресурсов.
В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (сельскохозяйственных, лесных, промышленных, селитебных, рекреационных и других объектов).

Файлы: 1 файл

Ii 1(1) Земельные ресурсы- особенности использования, оценки и у.doc

— 493.00 Кб (Скачать)

   Примером эколого-экономического районирования служат работы, которые исходят, напротив, из показателей характера и (или) уровня антропогенного воздействия на природную среду. В качестве районообразующих факторов принимаются различные критерии:

- качественные: специфика  воздействия (“развитость экономического  ландшафта”);

- количественные: мощность  наиболее “грязных” производств  на единицу площади;

- комплексные, учитывающие территориальные различия в характере, типах и уровнях воздействия на основе как количественных, так и качественных показателей.

   Главной особенностью  эколого-экономического районирования  является использование в качестве районообразующего фактора показателей антропогенного воздействия. При условии учета фактора устойчивости среды районирование на основе оценки воздействия является наиболее целесообразным, с точки зрения оптимизации взаимодействия в системе “человек - природная среда”.

   Работы, в которых оценки воздействия сочетаются с анализом устойчивости среды (по существу, объемы и масштабы воздействия сопоставляются с условиями разложения продуктов техногенеза в природных комплексах), наиболее близки эколого-экономическим (Гладкевич, Сумина, 1981; Ратанова, Битюкова, 1999). Однако, как отмечалось выше, существенным недостатком этих схем является использование административных образований в качестве таксонов эколого-экономического районирования, т.к. административные границы часто пересекают природные, что значительно уменьшает достоверность районирования.

      Можно  разделить все исследования этого  плана на следующие направления: 

а) природно-хозяйственное районирование, при котором районы выделяются по  наличию каких-либо значимых для человеческой деятельности ресурсов и условий окружающей среды;

б) экологическое районирование, -  районирование по характеру и степени измененности природной среды;

в) эколого-экономическое районирование,  опирающееся на  масштабы и характер воздействия, соотнесенные с потенциалом устойчивости среды к воздействию;

г) геосистемное районирование, рассматривающее природную среду и как ресурс развития, и как реципиент всех видов последствий экономической деятельности (Г.А. Приваловская).

      Все  в большей степени развиваются исследования, связанные с задачами изучения региональных особенностей организации жизнедеятельности населения на разных по природным и природно-антропогенным свойствам территориях на основе разрабатываемой системы антропо-экологических принципов и методических подходов к оценке влияния дискретности эколого-географической среды на медико-демографическое и социальное качество населения. В последнее время происходит переориентация районирования с задач охраны окружающей среды на задачи обеспечения экологической безопасности населения, использования социологической, демографической и санитарно-гигиенической информации, что также выдвигает на передний план проблему эколого-экономического районирования.

      Фактически, большая часть работ в области эколого-экономического районирования определенной территории в качестве районов объединяют ряд выбранных первичных административных единиц в соответствии с определенным критерием, как показано на рис. II.7. (количественным выражением уровня воздействия одного или нескольких источников, степенью измененности природных компонентов и пр.). Такой подход в определенной степени оправдан при мелкомасштабных исследованиях, поскольку основная часть статистической информации представляется по административным единицам.  

2.5.4. Классификация  основных видов антропогенного  воздействия.

Совокупность антропогенных  воздействий на экосферу может быть условно классифицирована по нескольким критериям:

- характеру процессов антропогенного воздействия, определяемому формами человеческой деятельности: а) изменение ландшафтов и целостности природных комплексов; б) изъятие природных ресурсов; в) загрязнение окружающей среды;

- материально-энергетической  природе воздействий: а) механические; б) физические, - связанные с физическими процессами и приводящие к изменению физических свойств среды: тепловых, электромагнитных, радиационных, акустических); в) физико-химичекие; г) химические, - связанные преимущественно с привнесением в среду химических элементов, изменением ее химических свойств; д) биологические, - основанные на привнесении животных и растительных организмов в экосистемы, а также на создании условий, провоцирующих изменение естественного биологического потенциала или фона экосистемы; е) биогенные факторы и агенты и их различные сочетания.

- категориям объектов воздействия: природные ландшафтные комплексы, поверхность земли, почва, недра, растительность, животный мир, водные объекты, атмосфера, микросреда и микроклимат обитания, люди и другие реципиенты.

- категориям источников воздействия: а)стационарные (точечные или точечно-очаговые), к которым относятся промышленность, электроэнергетика, населенные пункты, транспортная инфраструктура; б) передвижные (линейные) - все виды транспорта; в) площадные - сельскохозяйственное производство.

- количественным характеристикам воздействия: а) их пространственные масштабы (ареал распространения), зависящие от скорости, продолжительности и радиуса распространения, а также специфики реципиента (локальные, региональные, глобальные); б) единичность и множественность, в) сила воздействий, что в совокупности с масштабом и определяет величину воздействия; в) степень их опасности (по нормативным экологическим и санитарно- гигиеническим критериям), степень риска (учитывая как детерминированный, так потенциальный аварийный риск) и т.п.

- временным параметрам и различиям воздействий по характеру наступающих изменений: а)кратковременное и длительное, б) стойкие и нестойкие, в) прямые и опосредованные, г) вызывающие цепные реакции, д) обратимые и необратимые.  

   Выделяют три  территориальных уровня проявления  воздействий на природу:

1 уровень - локальные воздействия  на природные объекты со стороны  отдельных промышленных или сельскохозяйственных  предприятий, отдельных объектов  городского хозяйства;

2 уровень - со стороны  промышленных центров или узлов,  крупных сельхозпредприятий, городских  и сельских поселений;

3 уровень - региональное  проявление воздействий со стороны  промышленных и сельскохозяйственных  районов, агломераций, территороиально-производственных комплексов.

   Для оценки  масштаба воздействия применяются  показатели, которые характеризуют   количество (объем) извлеченных из  природы веществ, необходимых  для производства; поступление в  природу отходов производства; площадь  территории, подверженной воздействию.

   Значения этих  показателей сопоставляется с  нормативными значениями. Динамика  воздействия определяется продолжительностью  влияния источника воздействия  на природу; вариацией характеристик  воздействия (периодичностью, цикличностью), тенденцией их изменения (нарастание, затухание, стабильность).  

2.5.5. Современные  тенденции изменения антропогенного  воздействия в регионах России.

   Считается, что  уровень антропогенного воздействия  в большинстве регионов России  снизился в 1990-е гг. прежде всего в связи со спадом промышленного производства. Однако, системный кризис, который переживала экономика России в 90-е гг. XX века, негативно сказался на решении экологических проблем. В условиях спада производства, снижения его эффективности, нарастания социальных проблем внимание к охране окружающей среды свелось к минимуму. Приоритет получило решение краткосрочных экономических и социальных задач, а для органов исполнительной и законодательной власти экологические проблемы отошли на второй план.

   На этом фоне  большинством стран мира поддерживается  разработка идей и практических  методов перехода к устойчивому  развитию, которые, в свою очередь,  делают необходимым учет экологического  фактора в системе основных  социально-экономических показателей  развития. Традиционные макропоказатели (ВВП, ВНП, национальный доход и пр.) не отражают экологическую ситуацию, а за их формальным ростом может скрываться экологическая деградация.

   Количественная  оценка ряда эколого-экономических  показателей (норма истинных сбережений, природоемкость, удельные загрязнения и др.) показывает, что в России складываются «антиустойчивые» тенденции развития. Современная экономика страны характеризуется высокой природоемкостью. Такая ситуация сложилась в основных природоэксплуатирующих секторах, существенно воздействующих на экологическую ситуацию: энергетическом, аграрном, лесном. В России наблюдается рост показателей природоемкости, удельных загрязнений во многих отраслях и по многим видам продукции. Данная ситуация отражает ухудшение структуры экономики с экологических позиций, увеличение в ней удельного веса природоэксплуатирующих секторов и отраслей. Экологические индикаторы снижаются менее интенсивно, чем производственные (табл. II.9), что объясняется спецификой кризисного сокращения промышленного производства в России, заключающейся в том, что сильнее всего пострадали отрасли, наносящие наименьший ущерб окружающей среде, в то время как наименьший удар пришёлся на наиболее «грязные» сектора экономики. К тому же в суммарном загрязнении воздушного бассейна выросла роль автотранспорта - с 30 до 43%, максимально увеличившись на 300% в ряде субъектов.  

   Снижение уровня  воздействия на основе создания  экологически эффективных технологий  требует больших финансовых затрат. Ранее на них выделялись средства из государственного бюджета. Однако новые экономические и правовые отношения изменили прежнюю систему финансирования. В настоящее время финансирование природохранных мероприятий осуществляется из трех источников: федеральный бюджет, внебюджетные фонды (экологический фонд) и собственные средства предприятий.

   Основная часть  собранных средств по-прежнему  затрачивается на борьбу с  последствиями и идет на очистку  выбросов.

   Наибольшее соответствие  интенсивности потоков инвестиций  в природоохранный комплекс степени нагрузки на природную среду характерно в последние годы для наиболее мощных промышленных регионов, большинство из которых были устойчивы и в кризисный период. Причем, это характерно не только для мощных регионов концентрации обрабатывающей промышленности (Свердловская, Челябинская, Кемеровская области, Республика Башкортостан, Красноярский край и Москва), где основное снижение экологической нагрузки достигается за счет инвестиций из собственных средств предприятий, но и в основных добывающих экспортноориентированных регионах (Тюменская, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) как следствие появления в стратегии развития крупного бизнеса экологических ориентиров.

   Игнорирование экологического  фактора осложняет процедуру принятия эффективных экономических и социальных решений в регионах. Это в перспективе может привести к отрицательным социальным, экологическим и экономическим последствиям для страны. Складывающиеся в 1990-е гг. обстоятельства максимально способствовали формированию наименее благоприятной, с точки зрения показателей экологичности, структуры промышленного производства. Для создания современной конкурентоспособной экономики, строящейся на принципах устойчивого развития, необходима структурная политика, ориентированная на создание благоприятных условий для производств, наносящих минимальный экологический ущерб.   

Вопросы семинара:

  1. В чем заключаются особенности экономико-географического подхода к оценке экологического

     состояния территории?

  1. Какими факторами определяется экологическое состояние территории?
  2. Какие виды районирования с учетом экологического фактора выделяются в современной географической литературе?
  3. Каковы критерии и в чем заключаются особенности экологического, эколого-экономического и природно-хозяйственного районирования?
  4. Как можно классифицировать антропогенное воздействие?
  5. Что можно отнести к первичным и вторичным последствиям антропогенного воздействия?
  6. Как изменились основные параметры антропогенного воздействия в России в переходный период?

Литература:

1. Битюкова В.Р. Новый подход к методике районирования состояния городской среды (на примере

    Москвы). // Изв. РГО. 1999. Т.131. Вып.2.

   2. Бочкарева Т.В. Экологические проблемы расселения // СССР – СНГ - Россия: география населения и

       социальная  география. 1985-1996. Аналитико-библиографический  обзор. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  1. Владимиров В.В. Расселение и экология. – М., 1996.
  2. Гладкевич Г.И., Сумина Т.И. Оценка силы воздействия промышленных центров природно-хозяйственных районов СССР на природную среду. // Вестник Моск. ун-та, сер. 5, геогр. - 1981., №6.

   5.   Исаченко  А.Г. Экологическая география  России. - С.П-б.: Изд.-во С-Пб. ун.-та, 2001.

  1. Кочуров Б.И., Иванов Ю.Г. Оценка эколого-хозяйственного состояния территории административного района. // География и природные ресурсы. – 1987, №4.
  2. Моисеев Н.Н. Экология в современном мире // Экология и образование. – 1998, №1
  3. Мухина Л.И., Преображенский В.С., Ретеюм А.Ю. География, техника, проектирование. - М.: Знание, 1976.

Информация о работе Земельные ресурсы