Земельные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:02, курс лекций

Краткое описание

Естественные и экономические свойства природных ресурсов определяют их роль и место в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на определенной территории. Это положение является базовым при решении проблем рационального использования и охраны природных ресурсов.
В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (сельскохозяйственных, лесных, промышленных, селитебных, рекреационных и других объектов).

Файлы: 1 файл

Ii 1(1) Земельные ресурсы- особенности использования, оценки и у.doc

— 493.00 Кб (Скачать)

   Развитие западной географии во второй половине 20 века ослабило значимость географического района как ее основной категории, что послужило одной из причин значительного ослабления собственных позиций географии, ее растворению в среде региональных наук. В то же время, в ходе развития географии даже в рамках «интернаучных» парадигм, понятие района не исчезло, хотя и сильно видоизменилось.

   Так, в школе пространственного анализа («научная парадигма» в географии») район стал рассматриваться как своеобразная модель, конструкция, которую можно «разобрать по деталям, смоделировать основные связи между элементами, и собрать снова». При этом важнейшую составляющую такого анализа составляет рассмотрение связей, потоков, системы функциональных взаимоотношений.

   Понятие района не исчезло и в разнообразных школах гуманистической географии. Правда, район здесь рассматривается как чисто субъективная категория, которую человек ощущает, чувствует («топофилия»), придумывает. Поэтому акцент при изучении территории делается не на сами районы (их просто нет), а на ощущения, восприятие района индивидуумами (здесь снова появляется категория уникальности, но уже не для ландшафта, а для отдельного человека).

   Выше изложенное показывает, что проблема районирования и использования категории района является одной из ключевых в географии в целом, и в социально-экономической географии, в частности.

3. Место районного  подхода и географического районирования  в системе научного обеспечения  регионального анализа и региональной  политики.

3.1. Район и  регион: соотношение понятий и подходов к их выделению. Районный и региональный анализ: общие черты и различия.

 

   Понятия район и регион употребляются в географии либо как синонимы, либо как концептуально различные понятия. Во втором случае район - это определенным образом организованная часть территории, обладающая целостностью составляющих ее элементов (компонентов), а регион - произвольно взятая исследователем территориальная ячейка для регионального анализа, для которой важно, прежде всего, его местоположение и состав (границы). Когда мы используем, например, понятия «Уральский регион» и «Уральский район», то вкладываем в них различное содержание.

   Любой район можно представить в виде региона, но не любой регион является районом. Для правомерного использования понятия района необходимо или выделить сетку районов путем проведения соответствующего целям и задачам районирования, или доказать территориальную целостность изначально заданных регионов. Поэтому, например, не все субъекты Российской Федерации, которые по определению являются регионами, можно рассматривать в виде экономико-географических районов. Для этого необходимо доказать их территориальную целостность в социально-экономическом отношении.

   Соответственно районный анализ предполагает сначала проведение районирования и только затем исследование его “начинки” и взаимосвязей с другими районами. При региональном анализе за исходные территориальные ячейки можно взять любую “сетку” территорий.

   При районном анализе территория исследуется как “белый” или, в крайнем случае, “серый ящик” (по терминологии системного анализа), то есть в этом случае важно проанализировать внутреннюю организацию территории. Для регионального анализа в принципе не важно, что представляет собой территория по своей внутренней структуре. Поэтому при региональном анализе изучается территориальная дифференциация явлений и процессов на “региональном” уровне: а при районном анализе - на “районном” уровне.

   Для географии свойственен районный анализ территории. Региональный анализ чаще используется в региональных разделах “систематических” (по классификация наук И.Канта) наук, например в региональной экономике, региональной социологии, региональной политологии.

3.2. Понятие,  структура, основные направления  и модели региональной политики.

   Региональная политика как составная часть общей политики государства ставит основной целью обеспечение его целостности на основе системы региональных противовесов, снижения объективных противоречий между Центром и регионами, сглаживание чрезмерных территориальных различий, особенно в социальной сфере жизни общества.

   Региональная социально-экономическая политика может осуществляться как напрямую в виде трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, включая специфические формы бюджетной региональной политики, так и с помощью косвенных методов, например путем формирования благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата для социально-экономического развития отдельных регионов.

   Для Российской Федерации, с ее объективно существующими природными и социально-экономическими контрастами, региональная политика имеет приоритетное значение для сохранения целостности государства и гармонизации взаимоотношений Центра с субъектами Федерации и их отдельными региональными группами.

   Основными структурными элементами региональной политики (по А.М.Лаврову) являются ее субъекты, направления и типы.

   Субъекты региональной политики - это организационные структуры, которые уполномочены или стремятся проводить политику в отношении регионов. Ключевое место среди них занимают государственные органы власти и управления различного уровня. При этом федеральные органы власти и управления проводят государственную региональную политику, региональные власти – внутрирегиональную политику. Задача федеральной региональной политики – разработка и реализация такой политики по отношению к различным регионам, которая через механизм частичного перераспределения ресурсов между ними приводит к оптимизации территориальной структуры всего общества.

   Основными  направлениями региональной политики являются: бюджетная, налоговая, ценовая (тарифная), инвестиционная, институциональная, социальная и экологическая политика.

   Бюджетная политика включает в себя механизмы формирования и использования государственных финансовых ресурсов, их перераспределения между регионами.

   Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.

   Ценовая (тарифная) политика - это принципы определения сферы государственного регулирования цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.

   Инвестиционная политика включает меры по поддержке инвестиционной активности субъектов хозяйствования, критерии и методы распределения бюджетных капиталовложений.

   Институциональная политика - политика приватизации, реорганизации отношений собственности, управления государственной собственностью и взаимодействия с частным сектором экономики регионов, развития институциональной инфраструктуры и др.

   Социальная политика как включает в себя условия и требования, налагаемые на субъекты предпринимательства органами власти и управления ради достижения “внеэкономических” целей, например, обеспечения социальных гарантий местному населению (занятость, оплата и условия труда и др.).

   Экологическая политика направлена на оптимизацию эколого-экономической структуры регионов, улучшение состояния окружающей среды, оказание помощи экологически кризисным регионам

   Тип региональной политики определяется наиболее общими подходами и механизмами ее реализации.

   На федеральном уровне можно выделить 2 типа региональной политики - “формализованный” и “индивидуальный”.

   При проведении “формализованной” региональной политики Центр определяет по возможности объективные критерии отношения к регионам различных типов, основанные на расчетах и формулах способы распределения финансовой поддержки. В рамках этого подхода решения по отдельно взятым регионам не принимаются, но каждый регион, удовлетворяющий заранее известным критериям, может претендовать на участие в тех или иных федеральных программах, получение федеральной поддержки, дополнительные полномочия и т.д.

   Примером реализации такого подхода могут служить формула распределения между регионами средств федерального фонда финансовой поддержки регионов, реализация федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации».

   До последнего времени в России господствовал “индивидуальный” тип региональной политики. Он предполагал, что взаимоотношения федерального центра с регионами строятся на индивидуальной основе, без четко установленных критериев и методов предоставления федеральной поддержки. Однако в последние годы предпринимаются активные действия по внедрению «формализованного» подхода, который сводит к минимуму «субъективный» фактор при реализации основных направлений региональной политики в России.

   В то же время, оба подхода к проведению федеральной региональной политики имеют свои достоинства и недостатки. “Индивидуальная” региональная политика может быть более гибкой, лучше учитывать специфику и нужды регионы. “Формализованная” политика более предсказуема, обладает более надежными источниками финансирования.

   В эволюционном ряду моделей региональной политики можно выделить, по крайней мере, четыре основные: «неотложной помощи кризисным регионам», «межрегионального перераспределения экономического роста», «реструктуризации регионов» и «регионального саморазвития».

  Первая модель доминировала в странах с рыночной экономикой в 1930-1940-ые годы. При оказании централизованной помощи приоритет отдавался наиболее кризисным в социально-экономическом отношении регионам.

   Вторая модель преобладала в период относительно стабильного экономического развития 1950-1970-х годов. Ее основу составила концепция «полюсов роста», в рамках которой акцент делался на формирование региональных центров экономической активности, которые выполняли бы для кризисных территорий функцию «локомотива».

   Третья модель доминировала на Западе в 1980-ые годы. Акцент при ее проведении делался на технологические концепции социально-экономического развития, формирования инновационной инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса.

   Четвертая модель, которая стала развиваться с 1990-х годов, ориентирована на учет интересов самих регионов, возложение ответственности на их социально-экономическое развития на местные власти, поддержку из Центра в первую очередь местных инициатив.

   Каждая их выше перечисленных моделей имеет свои преимущества и недостатки. Все они в той или иной мере применимы для российских условий, но для разных типов регионов.

3.3. Географические  районы как территориальная основа  проведения целевой региональной  политики.

 

   Естественной территориальной основой для проведения региональной политики являются географические районы различных видов, уровней и типов. Для проведения экономической региональной политики необходимо использовать различные сетки интегральных и отраслевых экономико-географических районов. Для социальной региональной политики в широком смысле необходимо использовать весь спектр социального, культурного, демографического, этнического и других видов районирования.

   Одним из наиболее актуальных в настоящее время является проведение социально-экономической региональной политики по отношению к депрессивным и отсталым регионам.

   К депрессивным регионам относят территории, хозяйство которых находится в настоящее время на этапе спада, “депрессии”. К этому типу относится, например, Ивановская область, экономика которой в силу своей специализации на текстильной промышленности в последнее десятилетие находится в стадии глубокой депрессии, или Удмуртия, промышленность которой в советский период была преимущественно связана с выполнением оборонных заказов. Без оказания им целенаправленной федеральной помощи, в том числе по переструктуризации экономики они не смогут выйти из этого состояния.

   К отсталым регионам относят территории с низким уровнем социально-экономического развития, например республики Дагестан или Тува. По отношению к ним требуется проведение другого типа региональной политики, в том числе направленной на формирование на их территории благоприятного инвестиционного климата.

   При этом классические депрессивные регионы – это промышленно развитие территории, имеющие относительно развитую инфрастуктуру, квалифицированные кадры. Поэтому для них важно проводить экономическую региональную политику, направленную на создание условий для привлечения инвестиций в основной капитал, на внедрение новых технологий и переструктуризацию экономической базы. Для экономически отсталых регионов в обозримой перспективе целесообразно проводить социальную региональную политику, направленную на снижение социальных межрегиональных контрастов, обусловленных историческими факторами развития их экономики.

   Экономическая и социальная география имеет огромный потенциал методов и подходов, позволяющих направить разработку и проведение региональной политики в оптимальное русло. Особое место в этом процессе занимает не только знание основных проблем социально-экономического развития различных территорий, но и применение метода экономико-географического районирования. Выделение на разных иерархических уровнях различных типов экономико-географических районов – экономических, социальных, природно-хозяйственных, эколого-экономических и др. – позволяет выделить конкретные проблемные территории, ареалы, зоны, для которых необходимо разрабатывать целевые федеральные и территориальные программы их социально-экономического развития. Применение районного подхода к региональной политике позволяет использовать в условиях современной России практически все известные модели региональной политики – от «помощи кризисным территориям» до «поддержки местных инициатив». При этом можно говорить о формировании нового отдельного направления региональной политики - районной политики, в решении проблем которой ведущее место должна занять экономическая и социальная география.

Информация о работе Земельные ресурсы