Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:59, курсовая работа
Земля — важнейший для человека объект материального мира. Не будь земли — не было бы человечества со всеми его проблемами. Всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени. Никакой иной объект материального мира никогда не заменит человечеству землю. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного — при определении на ней государственных границ; административного — при разграничении территорий между субъектами
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда……………………………………………………………………………
6
1.2. Право пользования землями лесного фонда……………………………. 16
2. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда……………………………………………………………………………
30
2.1. Государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр………………………………………………………………...
42
2.2. Право пользования землями водного фонда……………………………. 43
Заключение…………………………………………………………………….. 54
Список использованной литературы………………………………………… 56
• платный характер использования земель лесного фонда (ст. 94 ЛК РФ), за исключением случаев предоставления льгот отдельным категориям лесопользователей вплоть до полного освобождения от платы. Конкретные ставки лесных податей и арендной платы определяются по результатам лесных торгов, конкурсов, а в случаях предоставления лесопользователям участков лесного фонда — на основании прямых переговоров с органами управления
лесным хозяйством в субъектах РФ. Ставки лесных податей и арендной платы взимаются в форме денежных платежей и включают плату за землю лесного фонда;
• рациональный характер использования земель лесного фонда. В этих целях пользователи лесного фонда обязаны обеспечить сохранение экологических (средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных) и иных природных свойств лесов; многоцелевое непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей в лесной продукции; сохранение экологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия; повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики; рациональное использование земель лесного фонда, повышение их плодородия и охрану; воспроизводство, улучшение породного состава, повышение продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;
• приоритетное положение земель, связанных с ведением лесного хозяйства, в силу чего перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также изъятия земель лесного фонда устанавливаются Правительством РФ.
Перевод земель лесного фонда в лесах первой группы в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных
случаях, предусмотренных Правительством РФ по представлению органа исполнительной власти субъекта РФ. В лесах первой группы многолесной зоны перевод лесных земель в нелесные, а также изъятие земель лесного фонда для строительства линейных объектов, расширения населенных пунктов производится органом исполнительной власти субъекта РФ по представлению органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ.
В лесах второй и третьей групп перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также изъятие земель лесного фонда осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ.
Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется пользователями лесного фонда с разрешения органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ.
Порядок использования земель лесного фонда регулируется ЗК РФ, законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
• свобода хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда, в силу которой не допускается вмешательство в хозяйственную деятельность лесопользователей, связанную с использованием лесных ресурсов, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранительного законодательства. Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению, а причиненные им убытки — возмещению;
• законность хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда, в случае нарушения которой государственные органы в соответствии со своей компетенцией вправе вмешиваться в деятельность≫ лесопользователей, приостанавливая и ограничивая права пользования лесным фондом вплоть до полного прекращения права лесопользования;
• безопасность хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда. В случае если юридические лица или граждане, проводя работы, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов, не обеспечивают при этом охрану лесов от пожаров, устранение вредного влияния на лесной фонд, такие работы могут быть приостановленыили запрещены органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления лесным хозяйством в субъекте РФ и государственных органов охраны окружающей среды до устранения причин, явившихся основанием для приостановления или запрещения работ.
Безопасность хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда выражается в следующих обязанностях лесопользователей:
- вести работы способами, не допускающими эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов и других природных объектов;
- соблюдать правила противопожарной безопасности;
- соблюдать санитарные правила в лесах Российской Федерации;
- производить очистку лесосек от порубочных остатков, т.е. устранять причины и условия, способствующие возникновению пожаров и антисанитарного состояния лесных угодий, соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные иными нормативно-техническими документами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов, государственных органов охраны окружающей среды, данные в пределах их компетенции.
Противопожарные правила (Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации) включают в себя:
- запреты на совершения определенных действий. Так, п. 5а Правил запрещает разводить костры в хвойных молодняках, на участках поврежденного леса, на торфяниках и др.;
- установление обязанностей совершать определенные виды действий, направленные на устранение причин и условий возникновения пожаров. Например, обязанности обеспечить наличие противопожарного оборудования, содержать полосы отвода вдоль железных и шоссейных дорог очищенными от древесного хлама, обеспечивать машиной, работающие на лесных дорогах, исправными искрогасителями и т.п. (п. 7д, 26а Правил и др.).
Санитарные правила в лесах Российской Федерации установлены в целях сохранения биологической устойчивости насаждений, предупреждения широкого развития патологических процессов в лесах, снижения ущерба от болезней и вредителей (п. 2.1 Правил). Они тесно связаны с правилами пожарной безопасности, поскольку, например, санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в первую очередь в насаждениях, поврежденных пожаром (п. 2.4 Правил);
• соблюдение норм рубки леса, определенных при предоставлении лесных угодий в пользование. Правило о соблюдении гласит, с одной стороны, что заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому владельцу лесного фонда в целом, по группе лесов и хозяйствам в размерах, не превышающих расчетную лесосеку, а с другой стороны, что после этой деятельности не должлы оставаться недорубы (начатые рубкой лесосеки).
ЛК РФ предусмотрено несколько видов субъектов правоотношений по использованию земель лесного фонда.
В соответствии с ЛК РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. ЛК РФ определяет права лесопользователей при осуществлении ими лесопользования, устанавливает обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования, защищает и устанавливает гарантии прав лесопользователей.
Под лесопользователями понимаются юридические лица, в том числе и иностранные, граждане Российской Федерации, а также лица без гражданства, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Их права и обязанности сводятся к конкретным функциям по использованию земель лесного фонда:
• осуществлять пользование лесным фондом в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;
• самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом; соблюдать лесное и природоохранное законодательство;
• вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования леснымфондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов.
Министерство
природных ресурсов РФ и его территориальные
органы осуществляют контроль за состоянием,
использованием, охраной, защитой лесного
фонда и воспроизводством лесов.
2. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда
К землям водного фонда относят земли, занятые водными объектами, а также земли водоохранных зон, водных объектов, выделяемые под полосы отвода гидротехнических, водохозяйственных и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов.
В соответствии со ст. 102 ЗК РФ земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, энергетических, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Впервые земли водного фонда в самостоятельную категорию выделили Основы земельного законодательства в 1968 г. В настоящее время под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в Государственный водный кадастр РФ (ст. 1 ВК РФ от 16.И. 1995№ 167-ФЗ (в ред. От 24.12.2002)1)- Водные объекты — основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В силу чего земли водного фонда выделены в самостоятельную категорию.
Водным объектом является сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты классифицируются по следующим основаниям:
- по отношению к поверхности земли;
- по отношению к территории государства;
- по субъектам пользования.
По первому основанию водные объекты делятся на:
• поверхностные водные объекты — постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима, которые в свою очередь подразделяются на:
— поверхностные водотоки и водохранилища на них (реки, ручьи, каналы);
— поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды);
— ледники и снежники;
• подземные водные объекты — сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К ним относятся:
— водоносный горизонт;
— бассейн подземных вод;
— месторождение подземных вод;
— естественный выход подземных вод.
По второму основанию водные объекты можно разделить на:
• внутренние морские воды— морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации;
• территориальное море РФ — прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ.
Информация о работе Правовой режим земель лесного и водного фонда