Правовой режим земель лесного и водного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Земля — важнейший для человека объект материального мира. Не будь земли — не было бы человечества со всеми его проблемами. Всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени. Никакой иной объект материального мира никогда не заменит человечеству землю. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного — при определении на ней государственных границ; административного — при разграничении территорий между субъектами

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда……………………………………………………………………………
6
1.2. Право пользования землями лесного фонда……………………………. 16
2. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда……………………………………………………………………………
30
2.1. Государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр………………………………………………………………...
42
2.2. Право пользования землями водного фонда……………………………. 43
Заключение…………………………………………………………………….. 54
Список использованной литературы………………………………………… 56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда……………………………………………………………………………  
6
1.2. Право пользования землями лесного фонда……………………………. 16
2. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда……………………………………………………………………………  
30
2.1. Государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр………………………………………………………………...  
42
2.2. Право пользования землями водного фонда……………………………. 43
Заключение…………………………………………………………………….. 54
Список  использованной литературы………………………………………… 56
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Земля — важнейший для человека объект материального мира. Не будь земли — не было бы человечества со всеми его проблемами. Всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени. Никакой иной объект материального мира никогда не заменит человечеству землю. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного — при определении на ней государственных границ; административного — при разграничении территорий между субъектами РФ; гражданского — при совершении сделок с земельными участками; семейного — при решении споров о разделе собственности супругов; финансового — при земельном налогообложении; аграрного — при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д. Однако еще в XIX в. юридическая мысль России пришла к выводу, что земельное право должно быть самостоятельной отраслью права1. В каждой из перечисленных отраслей предметом правового регулирования выступают различные аспекты земельных отношений: пространственно-базисные, имущественные, земельно-производительные и т.д. Для земельного же права как самостоятельной отрасли права специфичным является экономический характер земельных отношений, т.е. использование земли в хозяйственных целях. В связи с этим главные элементы земельно-правового регулирования — это подразделение всего земельного фонда на определенные категории земель и сочетание единого правового режима земельного фонда с правовым режимом этих категорий.

    Такое построение земельно-правового регулирования в российском земельном праве обусловлено тем, что оно осуществляется с учетом объективно существующих свойств и особенностей земель. Эти свойства настолько многообразны, что их необходимо типизировать в правовом плане. Типизация земель осуществлена по категориям: земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и др.

    Целью данной курсовой работы является исследование правового режима земель лесного и водного фонда.

    Земли лесного и водного фонда являются самостоятельными категориями земель и регулируются, помимо Земельного кодекса РФ, Лесным кодексом РФ и Водным кодексом РФ, соответственно. В соответствии с действующим земельным законодательством - к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие)2. Лесные земли призваны выполнять функцию пространственно-территориального базиса лесного хозяйства.

    Специфической особенностью земель лесного фонда является то, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются не земельные участки, а участки лесного фонда, границы которых должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства о земельных участках, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

    В соответствии со ст. 102 ЗК РФ в состав земель водного фонда входят земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воле, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

    Земли водного фонда, обладая неоднородным составом и структурой, имеют единый правовой режим, который находится в прямой зависимости от режима использования и охраны водных объектов. Земли водного фонда предназначены для организации рационального использования, восстановления и охраны водных ресурсов. В соответствии с водным законодательством подавляющая часть водных объектов находится в государственной собственности. В частную собственность допускается передавать небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Водные объекты используются комплексно, т.е. одновременно для многих целей и многими субъектами. Вместе с тем ряд вопросов, касающихся земель водного фонда, регулируется ЗК РФ. Например, вопросы целевого использования земель водного фонда, управления собственностью и некоторые другие, которые не отражены в водном законодательстве либо не имеют отношения к режиму использования и охраны водных объектов.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда

    Как уже упоминалось, согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли в соответствии с Лесным Кодексом РФ.

    Правовой режим земель лесного фонда — это установленный законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны3. Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду. Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво- и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека. Однако государственное управление лесами, являющимися федеральной собственностью, в настоящее время практически не ведется. Произошло резкое ухудшение состояния лесного хозяйства России. Прежняя система, основанная на ЛК РФ, разрушена, а новая не создана. До сих пор не решен вопрос о статусе низового управленческого звена — лесхозов, которые по-прежнему совмещают функции государственного управления с предпринимательской деятельностью4.

    Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. Велико эстетическое, а также рекреационное и научно-познавательное значение лесов.

    К лесным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибший древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

    К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).

    Согласно ЛК РФ к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

    К участкам лесного фонда и правам пользования применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства РФ о земельных участках, если иное не установлено ЛК РФ. Эти же правила применяются к участкам лесов, не входящих в лесной фонд.

    К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования ЛК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами. Не входят в лесной фонд земли, на которых хотя и произрастает лесная растительность, но они имеют иное целевое назначение. ЛК РФ исключает из лесного фонда древесно-кустарниковую растительность, расположенную на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.

    Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологических систем лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земля выступает здесь в двояком значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная растительность, и как средство производства, питающее корневую систему лесов почвенными компонентами (влагой, питательными веществами и др.).

    Целевое назначение лесных правоотношений заключается в создании правового и экономического механизма для обеспечения комплексного и рационального использования лесных ресурсов, а также охраны и воспроизводства лесов с учетом их экологического значения5.

    Перевод земель лесного фонда первой группы в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в соответствии с законодательством. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ. При переводе лесных земель в нелесные одновременно решается вопрос об условиях изъятия и предоставления земельного участка, оплате за перевод лесных земель в нелесные, а также о размерах убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда2.

    Перевод и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются по инициативе юридических лиц или граждан с согласия территориальных органов лесного хозяйства через Федеральное агентство лесного хозяйства.

    Земельные участки лесного фонда, находящиеся в границах сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, могут предоставляться в собственность, постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду для комплексного ведения сельского и лесного хозяйства.

    Земли лесного фонда, не используемые для нужд лесного хозяйства, органами управления лесным хозяйством могут передаваться органам местного самоуправления с их согласия для использования в интересах населения муниципальных образований. Условия использования таких земель и ограничения на их использование устанавливаются договорами.

    Сенокосные, пастбищные и другие пригодные для ведения сельского хозяйства земли в лесном фонде распределяются между муниципальными образованиями органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами ведения лесного хозяйства. Передача лесных участков частным лицам для сельскохозяйственных целей органами лесного хозяйства не допускается.

    В местах проживания малочисленных народов органы исполнительной власти или органы местного самоуправления могут предоставлять земли лесного фонда родовым общинам и семьям этих народов в пользование для ведения традиционных видов хозяйственной деятельности.

    В ЛК РФ предусматривается порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также порядок в переводе земель лесного фонда в земли иных категорий. ЛК РФ определяет порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.

    ЛК РФ закрепляет права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд, и другие права пользования их участками.

    В ЛК РФ сказано, что содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяется гражданским и земельным законодательством РФ. Собственник имеет право на затраты на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Информация о работе Правовой режим земель лесного и водного фонда