Правовой режим земель лесного и водного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Земля — важнейший для человека объект материального мира. Не будь земли — не было бы человечества со всеми его проблемами. Всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени. Никакой иной объект материального мира никогда не заменит человечеству землю. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного — при определении на ней государственных границ; административного — при разграничении территорий между субъектами

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда……………………………………………………………………………
6
1.2. Право пользования землями лесного фонда……………………………. 16
2. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда……………………………………………………………………………
30
2.1. Государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр………………………………………………………………...
42
2.2. Право пользования землями водного фонда……………………………. 43
Заключение…………………………………………………………………….. 54
Список использованной литературы………………………………………… 56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

    Правовой режим использования водных объектов можно подразделить в зависимости от основного целевого назначения на следующие разновидности: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного и охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля и для иных целей.

Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, которое является приоритетным и поэтому для данного водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземное водные объекты. Питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение может быть централизованным и нецентрализованным.

Использование водных объектов для промышленности и энергетики, при котором водопользователи обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также обеспечивать сохранение температурного режима водных объектов.

Использование водных объектов для сельского и лесного хозяйства, в ходе которого водопользователи обязаны принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Использование водных объектов для гидроэнергетики осуществляется с учетом интересов других водопользователей и соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

Использование водных объектов для рыбного хозяйства основывается на приоритете водных объектов или их участков, имеющих важное значение для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов. В этом случае использование водных объектов или их участков для иных целей, кроме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, может быть ограничено (ст. 140 ВК РФ).

Использование водных объектов для транспорта и лесосплава. Поверхностные водные объекты являются водными путями общего пользования. Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается.

Использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод может осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

Использование водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа, сапропеля, проведения буровых работ, строительства подземных сооружений осуществляется в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности. Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности. Перечисленные разновидности правового режима использования водных объектов водопользователи реализуют в соответствии с законом.

    Водопользователи осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом по своему усмотрению. Не допускаются лишь такие действия водопользователей, которые осуществляются с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию водных объектов. Права пользования водными объектами могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц. Эти ограничения могут последовать лишь в случаях, предусмотренных ВК РФ и иными федеральными законами.

    Содержание правоотношений по водопользованию имеет ярко выраженную направленность на охрану водных объектов. Так, водопользователям предоставлен сравнительно небольшой круг прав, а именно: использовать водные объекты только в соответствии с установленным целевым назначением; возводить постройки, сооружения и устройства, необходимые для нормальной эксплуатации водного объекта в соответствии с целевым назначением; получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности, и другие права, предусмотренные водным законодательством РФ.

    Однако на водопользователя возложен широкий круг обязанностей. Среди них можно назвать: рациональное использование водных объектов; недопущение нарушения прав других водопользователей; недопущение ухудшения качества поверхностных и подземных вод; информирование госорганов об аварийных ситуациях, влияющих на водные объекты; выполнение правил охраны жизни людей на водных объектах; своевременное внесение платежей, связанных с использованием водных объектов; соблюдение установленного режима использования водоохранных зон; осуществление иных мероприятий по охране водных объектов; выполнение других обязанностей, предусмотренных водным законодательством РФ.

    Субъектами права пользования землями водного фонда являются. преимущественно юридические лица, обладающие уставной правоспособностью, для реализации которой необходимо природопользование, например рыбохозяйственные организации, сельскохозяйственные формирования, мелиоративные предприятия и т.п.

    Вместе с тем закон не исключает возможности быть субъектами данного права и для физических лиц. Так, предприниматель без образования юридического лица, занимающийся частнопредпринимательской деятельностьюпо промысловому лову рыбы, может взять в аренду водоем, став одновременно землепользователем участка на землях водного фонда.

    Титул субъекта права пользования землями водного фонда выражается в двух формах:

- в виде установленной законом формы (лицензии либо договора на выполнение определенных функций по содержанию водоема и рибрежного земельного участка);

- бездокументной форме. Такое положение допустимо в отношении общего водопользования, если законом не установлено каких-либо запретов относительно применения его на данном конкретном водоеме. Так, гражданин вправе осуществлять любительский лов рыбы на водоеме, а значит, и пользоваться определенной частью земельного участка в этот период. Однако если он будет использовать водный объект для добычи сапропеля, то это уже явится случаем специального природопользования, для которого необходимо получение лицензии.

    Если общее природопользование ограничено лишь рамками закона, то специальное природопользование дополнительно ограничено рамками устава землепользователя и пределами целевого назначения, предоставленного лицензией.

    Объектом права пользования в рассматриваемом правоотношении выступают фундаментальные элементы — земельный участок с расположенным на нем водоемом, поскольку без земельного участка не могло быть в природе и самого водоема, и водоем, правовой режим которого и обусловливает правовой статус земельного участка, содержание права водопользования обусловливает содержание права землепользования. Например, если водоем на земельном участке окружен водоохранной зоной, то в ней запрещается распашка земель, корчевка леса и другая хозяйственная деятельность, т.е. особенность объекта водопользования породила ограничительные особенности в режиме земельного участка под этим водоемом.

    При специальном природопользовании объект правоотношений бывает многообразен. Например, если водопользователь приобретает право пользования водоемом для мелиоративного орошения полей, то в составе объекта оказываются и природные компоненты (земельный участок, растительность, охранная зона, смонтированное стационарное мелиоративное сооружение, здание для обслуживающего персонала и др.). В результате земельные правоотношения перемешиваются с водными; гражданско-правовыми, экологическими, трудовыми и др.

    На содержание правоотношений по использованию земель водного фонда влияют как объект данного правоотношения, так и его субъекты, а также обстановка, в которой складываются данные правоотношения.

    Основными принципами права пользования землями водного фон-

да являются:

экологическая безопасность использования водоемов. В случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне условия ранее выданного разрешения (лицензии) на водопользование могут быть пересмотрены органами, выдавшими эту лицензию;

приоритет использования водных объектов для питьевых или бытовых нужд населения. Порядок этого целевого назначения регулируется специальным законодательством; для питьевого и бытового водоснабжения населения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные и подземные воды; использование таких подземных источников для технических и иных целей не допускается и т.п.;

нормирование воздействия на водные объекты, которое достигается нормированием предельно допустимых антропогенных нагрузок- на водный объект; предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах; .установлением экологически безопасных лимитов водопотребления и водоотведения; установлением экологически безопасной для водного объекта квоты изъятия биоресурсов и т.п.;

экономическое регулирование использования водных объектов, включающее в себя установление платежей за пользование водными объектами (ст. 122 ВК РФ), установление экономической ответственности в сфере использования и охраны водного фонда; создание системы финансирования, восстановления и охраны водных объектов и т.п.;

свобода хозяйственной деятельности, в силу которой запрещается вмешательство в хозяйственную деятельность водопользователей под страхом юридической ответственности; пресекается монополизм в сфере водопользования; убытки, причиненные нарушением прав водопользователей, подлежат возмещению, включая упущенную выгоду и т.п.;

строго целевое использование природных объектов и водоемов, при неисполнении которого водоем может быть изъят у водопользователя без возмещения причиненных ему этим изъятием убытков;

приоритет профилактики нарушений. Так, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию промышленных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, должно учитываться воздействие на природную среду проектируемых и сооружаемых объектов как в зоне их размещения, так и в целом по бассейнам водных объектов;

дифференцированный подход к использованию водных объектов. Например, экологически безопасное для водного объекта изъятие биоресурсов устанавливается в пределах, не нарушающих естественную структуру экосистемы водного объекта и, соответственно, биоресурса, и устанавливается дифференцирование для каждого водного объекта; нормативы воздействия на водные объекты разрабатываются государственными органами по охране окружающей среды по согласованию с государственными органами управления использованием и охраной водного фонда и утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

    Особенностями в предоставлении права пользования землями водного фонда являются следующие обстоятельства:

- при предоставлении водных объектов в пользование не предусмотрено землеустроительных действий по отводу этих объектов в натуре, поскольку предоставляемый водоем уже самоограничен в силу своего естественного существования в объективной реальности, а прибрежные полосы определены существующими нормативами;

- водное законодательство не предусматривает изъятие неиспользованной землепользователем прибрежной полосы, если полученный им в пользование водоем используется в соответствии с целевым назначением;

- водное законодательство в отличие от земельного не предусматривает для природопользователей обязанностей повышать биопотенциал используемого объекта. Так, если повышение плодородия почв используемых земель является неотъемлемой обязанностью землепользователя, то для водопользователя таковой обязанности не усматривается.

    Вместе с тем как в правовом режиме землепользования, так и в правовом режиме водопользования законом не предусмотрены сроки давности по искам, и на природные объекты (кроме земли) не в полной мере распространяется гражданское законодательство, регулирующее имущественные отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовой режим земель лесного и водного фонда