Правовой режим земель лесного и водного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Земля — важнейший для человека объект материального мира. Не будь земли — не было бы человечества со всеми его проблемами. Всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени. Никакой иной объект материального мира никогда не заменит человечеству землю. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного — при определении на ней государственных границ; административного — при разграничении территорий между субъектами

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда……………………………………………………………………………
6
1.2. Право пользования землями лесного фонда……………………………. 16
2. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда……………………………………………………………………………
30
2.1. Государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр………………………………………………………………...
42
2.2. Право пользования землями водного фонда……………………………. 43
Заключение…………………………………………………………………….. 54
Список использованной литературы………………………………………… 56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 382.00 Кб (Скачать)
n="justify">- поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух или более субъектов РФ;

- подземные водные объекты, расположенные на территориях двух или более субъектов РФ;

- водные объекты, располагающиеся на территориях нескольких субъектов либо одного, но этот объект необходим для обеспечения реализации государственных потребностей, отнесенных к полномочиям Российской Федерации;

- водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море РФ; иные водные объекты, являющиеся особо охраняемыми территориями федерального значения, территории курортов федерального значения и др.

    Для признания конкретного водного объекта федеральной собственностью необходимо решение Правительства РФ, согласованное с органами государственной власти субъекта (субъектов) РФ, если данный объект проходит по его (их) территории. Некоторые ученые считают, что установление национальным законодательством права собственности на морские пространства (внутренние воды и территориальное море) даже в пределах государственной территории юридически не безупречно. Так, А.Н. Вылегжанин считает, что это не соответствует международному праву, которое предусматривает не право собственности прибрежного государства, а его суверенитет над территориальным морем10. При этом должно обеспечиваться право мирного прохода иностранных судов. Второй его аргумент состоит в том, что у государства нет возможности распорядиться территориальным морем, так как отчуждение его или его части, скажем, частному лицу было бы международным правонарушением. По его мнению, право собственности не может существовать без правомочия* распоряжения. В результате он приходит к выводу, что морские пространства следует считать общим наследием человечества, не принадлежащим на праве собственности какому-либо одному государству.

    ВК РФ к собственности субъектов РФ относит водные объекты, полностью расположенные на территории этих субъектов и не отнесенные к федеральной собственности. Для признания определенного объекта собственностью субъекта РФ необходимо решение органа исполнительной власти соответствующего субъекта, согласованное с федеральными органами государственной власти. Как видно, ВК РФ достаточно четко отграничил собственность Российской Федерации от собственности ее субъектов (в отличие от Закона РФ О недрах), что относится к числу несомненных достоинств этого документа.

    В муниципальной собственности могут находиться любые по площади обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, необходимые для муниципальных нужд.

    В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы (озера и пруды), не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Следует отметить, что данные водоемы не входят в состав водного фонда, так как являются искусственными, а не естественными. Размеры озер и прудов не должны превышать 2 тыс. кв. м. Ближайший населенный пункт не должен находиться ближе одного километра. Эти озера и пруды могут быть приватизированы.

    Также необходимо подчеркнуть, что к землям водного фонда, помимо уже упоминавшихся водопокрытых земель, относятся и приводоемные земельные участки. Например, водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы, участки земель, в пределах которых находятся объекты водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений. Как правило, прибрежные защитные полосы должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

    ВК РФ устанавливает, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Также вышеперечисленные субъекты не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ (ст. 12 ВК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр

    Государственный мониторинг водных объектов представляет собой регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; сбор, хранение, пополнение и обработку данных; оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов.

    Государственный мониторинг водных объектов ведется Министерством природных ресурсов РФ (МПР России) совместно с другими государственными органами.

    Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется на локальном (конкретные водопользователи), территориальном (территориальные органы МПР России), региональном (региональные геологические центры МПР России), федеральном (МПР России) уровнях.

    Ведение государственного водного кадастра осуществляется МПР России и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Данные государственного водного кадастра РФ являются официальными и служат для оценки и прогнозирования изменений гидрологических и гидрогеологических условий, ресурсов водных объектов и качества вод; разработки федеральных и бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; подготовки и выдачи лицензий на пользование водными объектами; обеспечения водопользователей необходимой информацией о водных объектах; разрешения споров, возникающих по поводу пользования водными объектами и иных целей. 
 
 
 

2.2. Право пользования землями водного фонда

    Право пользования землями водного фонда тесно примыкает к праву пользования водным объектом, так как земли являются частью водного объекта. Под пользованием водными объектами понимается юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов. Очевидно, что субъектами права пользования водными объектами могут быть как граждане, так и юридические лица. Водопользователь-гражданин может использоватьводные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Причем для собственных нужд данный субъект может использовать водные объекты свободно, а для предпринимательской деятельности — только после получения лицензии на водопользование.

    Водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование. Водопользователи-граждане, в том числе несовершеннолетние, вправе свободно использовать водные объекты. Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации (ст. 27, 28, 30 ВК РФ).

    Согласно ст. 22 оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями ВК РФ.

    Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются.

    Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским, земельным и водным законодательством РФ.

    Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда.

    Использование водных объектов подразделяется на общее и специальное.

    Общим называется пользование без применения сооружений, технических средств и устройств. Данное водопользование может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии как на объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном ВК РФ.

    Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств называется специальным, оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

    Основанием приобретения права пользования водными объектами является лицензия на водопользование и заключенный, в соответствии с ней договор пользования водными объектами.

    В целях обеспечения государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ.

    Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

    Лицензия на водопользование является актом специального государственного органа. Она должна содержать: сведения о водном объекте; сведения о водопользователях; сведения о водопотребителях; указания на цели и способы использования водного объекта; указания границ (координат) водного объекта; сведения о лимитах водопользования; сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям; сроки действия лицензии; требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей среды.

    Законодателем предусмотрено правопреемство. Актом, на основании которого осуществляется переход прав и обязанностей от одного лица к другому, является распорядительная лицензия.

    После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование, он обязан заключить договор пользования водным объектом. Таким договором признается соглашение органа исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части.

    После заключения договора пользования водными объектами он должен быть зарегистрирован в государственном реестре договоров, который ведется территориальным органом МПР России в порядке, установленном Правительством РФ. ВК РФ предусмотрено прекращение прав пользования в нескольких случаях: отказ водопользователя от пользования водными объектами; истечение срока пользования; смерть водопользователя-гражданина или прекращение деятельности водопользователя — юридического лица; естественного или искусственного исчезновения водных объектов и др.

    Допускается принудительное прекращение прав пользования водными объектами, но в четко очерченном круге случаев. К ним можно отнести неиспользование водных объектов в течение трех лет; использование водных объектов не по целевому назначению и в других случаях. Интересен порядок прекращения прав пользования. Так, права пользования водными объектами могут быть прекращены путем аннулирования лицензии на водопользование. Затем расторгается договор пользования водным объектом. Но может быть сначала расторгнут договор, а уже затем аннулирована лицензия на водопользование. В случае принудительного прекращения прав пользования водными объектами лицензия на водопользование аннулируется после предупреждения водопользователя о допущенных нарушениях водного законодательства и не устранения их в установленные сроки.

    Помимо рассмотренных общего и специального водопользования существуют и другие виды. Так, использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов. По срокам водопользование делится на краткосрочное (до трех лет) и долгосрочное (от трех до 25 лет) пользование.

    Помимо этих видов пользования водными объектами право пользования может быть предоставлено в виде сервитутов. Сервитутом является право ограниченного пользования водным объектом. Оно может выступать в формах публичного и частного водных сервитутов.

Информация о работе Правовой режим земель лесного и водного фонда