Правовой режим целевых бюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Одним из институтов финансовой системы Республики Беларусь являются государственные целевые фонды денежных средств, создание которых позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач.
Образование государственных целевых денежных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, осуществлять различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать задачи в сфере образования, охраны природы, правопорядка и т.д.

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОН.docx

— 36.60 Кб (Скачать)

 

1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

Одним из институтов финансовой системы Республики Беларусь являются государственные целевые фонды  денежных средств, создание которых  позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических  целей и задач.

Образование государственных  целевых денежных фондов позволяет  влиять на процесс производства путем  финансирования наиболее важных отраслей, осуществлять различные мероприятия  социального характера путем  выплаты пенсий, пособий, решать задачи в сфере образования, охраны природы, правопорядка и т.д.

Государственные целевые  фонды денежных средств характеризуют  следующие отличительные особенности:

- создаются только на  основании нормативно-правового  акта (закона, постановления и др.);

- создаются компетентным, уполномоченным органом; 

- правовой статус целевого  фонда определяется Положением  о фонде, которое утверждается  компетентным органом; 

- создаются со строго  определенной целью; 

- используются сугубо  по целевому назначению.

Классификация целевых денежных фондов:

1) по форме собственности  — республиканские и местные; 

2) по целям — экономические  и социальные;

3) по органам, их создающим,  — фонды Правительства РБ, Президента  РБ и иных государственных  органов; 

4) по направлениям расходования  денежных средств — отраслевые  денежные фонды; 

5) по срокам — фонды,  создаваемые на постоянной основе  и временные; 

6) по характеру формирования  и использования — фонды, включаемые  в бюджет и внебюджетные фонды; 

7) по юридической природе  — создаваемые на основании  различных нормативно-правовых актов  (закона, указа, постановления и  др.).

Специфика целевых бюджетных  фондов состоит в том, что в  отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего  общества (национальная оборона, образование, здравоохранение и др.), целевые  бюджетные фонды функционируют  в большинстве случаев либо для  обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счет чьих средств эти фонды  формируются (дорожный фонд в большей  его части), либо для компенсации  использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему  обществу в целом: окружающей природной  среды, водных и биологических ресурсов (фонд охраны природы).

Целевые бюджетные фонды - это промежуточная ступень между  бюджетной формой перераспределения  средств и внебюджетной. С внебюджетными  фондами их сближают целевые источники  и целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных  средств, не меняя их сущности как  ограниченной формы перераспределения  части вновь созданной стоимости.

Под государственным целевым бюджетным фондом понимает совокупность денежных средств, формируемую в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счёт определённых доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемую на определённые цели, в том числе в соответствии с бюджетными программами, утверждёнными в установленном порядке. [1,гл.1. ст.2]

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-3 «О республиканском бюджете  на 2011 год» государственными целевыми бюджетными фондами в 2011 году являются:

−республиканский фонд охраны природы;

−фонд национального развития,

−фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья,

−фонд универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания)

−инновационные фонды, образуемые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ.

Фонды охраны природы.

Фонды охраны природы образуются на республиканском и местном уровнях.

Бюджетные фонды охраны природы  образуются за счет:

1) налогов за выбросы  и сбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду;

2) платежей за размещение  отходов производства и потребления;

3) средств, полученных  за возмещение вреда, причиненного  окружающей среде;

4) штрафов за загрязнение  окружающей среды, нерациональное  использование природных ресурсов  и другие нарушения природоохранного  законодательства;

5) средств от реализации  конфискованных орудий рыболовства,  а также от продажи, незаконно добытой с их помощью продукции;

6) средств от реализации  конфискованных орудий охоты,  а также от продажи, незаконно добытой с их помощью продукции;

7) добровольных взносов  юридических и физических лиц,  включая иностранных;

8) средств юридических  лиц, других природопользователей  при их долевом участии в  финансировании природоохранных  мероприятий;

9) платежей за выдачу  разовых разрешений на ввоз  в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

10) платы за пользование  банками денежными средствами  бюджетных фондов охраны природы.

Расчет платежей и перечисление средств в бюджетные  фонды охраны природы осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Средства бюджетных фондов охраны природы расходуются на: оздоровление окружающей среды; осуществление мероприятий и программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов; научные исследования в области охраны окружающей среды; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых видов природоохранных технологий и техники; сохранение и восстановление водных экологических систем; проведение лабораторных исследований по охране окружающей среды; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; иные нужды, связанные с охраной окружающей среды.

Расходование средств  бюджетных фондов охраны природы  на цели, не связанные с природоохранной  деятельностью, не допускается.

Инновационные фонды.

Инновационные фонды, являясь  государственными целевыми бюджетными фондами, образуются республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским  союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси, облисполкомами и Минским горисполкомом за счет отчислений от себестоимости продукции входящих в их состав (или находящихся в их ведении) организаций (для отдельных плательщиков, определенных законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, установлены повышенные размеры отчислений).

Средства инновационных  фондов направляются на: финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках президентских, государственных народно-хозяйственных  и социальных программ; финансирование государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных  проектов; создание и развитие производств, основанных на новых и высоких  технологиях; финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных  технологий и оборудования, а также  расходов по реализации международных  проектов в области энергосбережения с участием Республики Беларусь; развитие материально-технической базы подведомственных организаций, осуществляющих научную  и научно-техническую деятельность; иные цели, определяемые Президентом  Республики Беларусь либо Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов  в качестве вторичного сырья.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 июля 2006 г. № 437 "О некоторых мерах  по совершенствованию организации  сбора (заготовки) и использования  отходов в качестве сырья" образован  государственный целевой бюджетный  фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в  качестве вторичного сырья (далее - фонд), источниками формирования которого являются:

-сбор на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья, плательщиками которого являются организации, определенные п.2 ст.13 Налогового кодекса, и индивидуальные предприниматели, производящие и (или) импортирующие товары в стеклянной таре и таре на основе бумаги и картона. Объектами обложения сбором признаются реализация товаров в стеклянной таре и таре на основе бумаги и картона (за исключением реализации стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона на экспорт), а также ввоз таких товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением ввозимых в таможенном режиме временного ввоза товаров).

-  иные не запрещенные  законодательством источники.

Средства фонда направляются на: выполнение экспериментальных, опытных  и проектных работ, связанных  со сбором (заготовкой) и использованием отходов в качестве вторичного сырья; разработку, изготовление и приобретение оборудования для организации раздельного  сбора (заготовки) и использования  вторичных ресурсов, приобретение транспортных средств для транспортировки  вторичного сырья; возмещение организациям, осуществляющим раздельный сбор (заготовку) и переработку отходов в качестве вторичного сырья, затрат на их проведение, которые не компенсируются денежными  средствами, получаемыми от реализации вторичного сырья; иные цели в сфере  обращения с отходами, определяемые Президентом Республики Беларусь.

 

 

 

 

2. ЗАДАНИЕ 2

 

2.1. Какие из перечисленных операций следует отнести к валютным

операциям:

 

а) ООО «Альфа» произвело  оплату в иностранной валюте поставку товара турецкой фирме «Арон» согласно заключенному контракту;

б) петров П.С. , проживающий  во Франции, при въезде в Республику Беларусь предъявил таможне декларацию, в которой указал сумму 20 тыс. евро;

г) Николаев К.А. получил наследство после смерти своей бабушки, проживающей в Канаде. В состав наследственного имущества входило следующее:

− жилой дом;

− иностранная валюта на счету в одном из банков Канады;

− ювелирные изделия;

− акции различных канадских  фирм.

Решение:

Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» дает юридическое содержание валютные операций, которые имеют четкие границы и не подлежат расширительному толкованию. Валютными операциями являются:

−сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

−сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях;

−сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь;

−ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;

−международные банковские переводы;

−операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;

−операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.[3, гл.2 ст.4]

Валютные операции подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением  капитала.

Текущими валютными операциями предусматривается:

−осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, расчеты по которым не предусматривают привлечение или предоставление заемных средств сроком, превышающим 180 календарных дней;

−предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;

−перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;

− операции неторгового характера (выплата заработной платы, денежного довольствия, стипендий пенсий, алиментов, государственных пособий т.п.). [3,гл.2ст.5]

Валютные ценности могут  находиться в собственности, как резидентов, так и нерезидентов, являющихся субъектами валютного регулирования и осуществляющих валютные операции.

Информация о работе Правовой режим целевых бюджетных фондов