Правовой режим земель водного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:43, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе. Благополучная окружающая среда невозможна без нормального состояния земельных и водных ресурсов. В свою очередь, научно обоснованная организация охраны и рационального использования земель и вод тесно связана с оздоровлением российской экономики.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие земель водного фонда 5
2. Общая характеристика правового режима земель водного фонда 10
3. Правовой режим водоохранных зон … 12
4. Особенности изменения правового режима земель водного фонда … 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

контр земельное право.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную  окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе. Благополучная окружающая среда невозможна без нормального состояния земельных и водных ресурсов. В свою очередь, научно обоснованная организация охраны и рационального использования земель и вод тесно связана с оздоровлением российской экономики.

В целом, Россия принадлежит  к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами, и располагает 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. В стране свыше 2,5 млн. рек, свыше 2млн. озёр, свыше 30 тыс. водохранилищ, 37 тыс. крупных систем межбассейнового перераспределения стока, 3,5 тыс. месторождений подземных вод. 

Экологическое состояние  водных объектов и земель водного  фонда в целом оценивается как недостаточно благополучное. Наиболее опасна проблема загрязнения. Она вызвана воздействиями хозяйственной деятельности, как в пределах береговой полосы, так и на прилегающих землях на территории водосборов поверхностных вод. Источниками загрязнения также выступают производственные аварии. Серьезную озабоченность вызывает практика нарушения правового режима землепользования в водоохранных зонах, ведения запрещенных видов хозяйственной деятельности, их застройка жилыми и иными объектами.

Таким образом, необходимо не только охранять воды, но и иметь  защиту от их вредного воздействия. При этом важную роль играет охрана и правильное использование, как самих гидроресурсов, так и сопряжённых и находящихся в постоянном контакте с ними водопокрытых и приводных земель. Такие земельные участки издавна представляли хозяйственную ценность. Из-за высокой обеспеченности водой они являлись наиболее продуктивными угодьями, были удобны для транспорта и градостроительства. В связи с этим возникают вопросы повышения эффективности действующего правового режима этих земель и путях его возможного усовершенствования.

Эффективность правового  регулирования использования, охраны и улучшения, сопряжённых с водой земель приобретает большую значимость и для водного хозяйства. Решение задач обеспечения населения должным качеством и количеством водных ресурсов во многом зависит от эффективности норм водного и земельного законодательства.

В юридической литературе давно обосновывалось предложение  о выделении земель водного фонда в самостоятельную правовую категорию для того, чтобы правоприменительная практика имела систему правовых норм, формирующих правовой режим земель, служащих интересам водного хозяйства и охраны вод. При этом в земельно-правовой литературе вопрос о необходимости выделения земель водного фонда в самостоятельную категорию в силу его сложности превратился в длительную дискуссию. Одни авторы не считали возможным и нужным выделение названной категории земель. Другие, напротив, настаивали на выделении земель водного фонда в самостоятельную категорию, поскольку их основное назначение существенно отличается от назначения других категорий земель.

В настоящее время  земли водного фонда занимают примерно 1,2% Российской территории, хотя самими объектами водного хозяйства занята незначительная часть земель водного фонда. Вместе с тем, далеко не все земли, занятые водными объектами и водохозяйственными сооружениями, относятся к категории земель водного фонда. Они могут находиться в составе земель особо охраняемых территорий, лесного фонда, земель поселений, промышленности, транспорта, связи, обороны и др. В связи с этим возникает непростая задача обоснованного отграничения земель водного фонда от ряда других категорий земель, для чего, в свою очередь, требуется четкое определение понятия земель названной категории.

  1. Понятие земель водного фонда

 

Впервые понятие земель водного фонда нашло свое отражение  в «Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» 1968 года, которые предусмотрели в составе единого государственного земельного фонда страны самостоятельную категорию земель водного фонда (ст.44 ).1

В ст.44 «Основ» земельного законодательства и вслед за этим в ст. 115 Земельного кодекса РСФСР 1970 года было дано первое определение понятия земель водного фонда: «Землями государственного водного фонда признаются земли, занятые водоемами (реками, озерами, водохранилищами, каналами, внутренними морями, территориальными водами и т.п.), ледниками, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водоемов, под зоны охраны и т.п.».

Несовершенство названного определения земель водного фонда  состоит в том, что в нем отсутствует даже упоминание о таких крупных видах поверхностных вод, каковыми являются «водотоки». И далее, реки в данном определении признаются «водоемами», тогда как они, как указано в ст. 10 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года, являются не водоемами, а водотоками, поскольку находятся, как считают ученые-гидрологи, в состоянии непрерывного движения.

В ст.95 Земельного кодекса  РСФСР 1991 года дается такое определение: «К землям водного фонда относятся  земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов». В данной формулировке также отсутствует упоминание о землях водотоков.

Земельный кодекс РФ 2001 года (далее ЗК) в ст. 102, исправляя недостатки прежнего законодательства, вместо неполного перечисления вод и их земель, дает более емкое определение, применив понятие «водный объект»: «К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов».

По определению Водного  кодекса РФ, под водными объектами2 понимаются природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1 Водного кодекса 2006 г.).

К ним относятся:

- поверхностные водные  объекты, включая моря или их  отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы  и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);  ледники, снежники.

- подземные водные  объекты, включая водоносные горизонты,  бассейны подземных вод, месторождения  подземных вод и естественные  выходы подземных вод.3

Дно и прилегающие  берега поверхностных водных объектов образуют земли водного фонда. К  землям водного фонда относятся также полосы отвода гидротехнических сооружений, иных сооружений, связанных с пользованием водным объектом, а также земельные участки, прилегающие к водным объектам и предназначенные для обслуживания и эксплуатации водохозяйственных сооружений (плотин, ирригационных систем, причалов, портов).

Земли водного фонда  могут использоваться для строительства  и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Путем доктринального толкования можно обозначить два характерных  признака этих земель, благодаря которым закон выделил их из общего состава земель Российской Федерации и ее субъектов (ст. 102 ЗК РФ).

Во-первых, земли водного  фонда - это земельные участки, являющиеся вместилищем различных водных объектов (водотоков и водоёмов естественного и искусственного происхождения).

Во-вторых, это земли, служащие пространственным базисом  для размещения гидротехнических и других водохозяйственных сооружений, необходимых для обеспечения потребностей населения (включая питьевые) и различных отраслей экономики (сельское и рыбное хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт).

Два названных в ст. 102 ЗК признака земель водного фонда указывают на легальную возможность использования земель водного фонда. Но они не являются безусловным основанием для зачисления земель в данную категорию. Перечисленные в ст. 102 ЗК РФ виды использования земель, сопряжённых с водоёмами, в известной степени, присущи и другим категориям земель, где только есть водоёмы.

Но должен быть основополагающий (базовый) признак, обуславливающий выделение земель водного фонда в самостоятельную категорию земель. Это специальное и единственное в своём роде предназначение земель водного фонда состоит в том, что они обеспечивают рациональное использование и охрану гидроресурсов ( по терминологии водного законодательства - водных ресурсов) нашей страны.

Указанное «нехитрое» предназначение, в частности, выражается в том, что эти земли используются для создания искусственных водных объектов (водохранилищ, каналов), а также для регулирования естественных водных объектов с помощью расположенных на этих землях гидротехнических сооружений (плотин, дамб и т.д.).

Земли водного фонда, выполняя свою специальную функцию, служат защитным барьером водных объектов от вредного воздействия внешней среды, как естественного, так и антропогенного характера. При этом допущенное законом использование земельных участков может быть разнообразным. Необходимо только чтобы эти участки земель водного фонда обеспечивали максимальную охрану водотоков и водоёмов от разнообразных внешних невзгод естественного (природного) и искусственного (производственного) характера.

Земли водного фонда, предназначенные для сохранения и рационального использования гидроресурсов, оправдывают своё место в экосистеме. Сама природа этих земель такова, что они служат вместилищем для водотоков и водоемов, а также зоной их водосбора. Именно в результате этих особенностей земли водного фонда образуют защитный природный (ландшафтный) барьер для водных объектов. Они могут быть ландшафтной границей экосистем. Надо только выделить их из общей массы земель и придать им определенный правовой режим. Это является задачей землеустройства и земельного кадастра.

Земли водного фонда являются зоной  взаимного перехода сухопутной и  водной среды обитания. О промежуточном  характере этой зоны можно судить по половодьям, паводкам, приливно-отливным явлениям, подтоплениям, наводнениям. Здесь находятся ценные заливные, наносные и болотные почвы. Кроме того, водная толща скрывает сапропель (лечебную грязь), уголь, гипс, соли, известняк, торфяные «подушки», лагунные и озерные отложения.

Земли поверхностных или морских  вод могут при этом быть землями международных вод, а земли водохозяйственных объектов - землями поверхностных или морских вод.

Земли водного фонда обеспечивают сохранность и рациональное использование водных ресурсов, а также необходимы для образования и регулирования рукотворных водных объектов.

Однако не все водные объекты  имеют в своем составе земли  водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды и вмещающие их горные породы, а земли могут быть отнесены к другим категориям земель.

Дном признаются водопокрытые земли, постоянно или большую часть времени находящиеся под водой. К берегу относится полоса суши вдоль либо вокруг водного объекта, которая именуется также береговой полосой или прибрежной защитной полосой. Ширина береговой полосы устанавливается для каждого водного объекта отдельно. Береговая полоса вдоль водных объектов общего пользования называется бечевником. Его ширина не должна превышать 20 м от уреза воды. Земли, прилегающие к внутренним морским водам и территориальному морю, именуются прибрежной полосой. Ее границы и режим определяются Правительством РФ.

В официальной статистике в качестве земель водного фонда  также не учтены дно и прилегающие  берега внутренних морей и территориального моря, хотя это противоречит водному законодательству. Территорию Российской Федерации омывают 13, включая Каспийское море, морей, из которых Баренцево и Охотское относятся к внутренним морям, остальные – к территориальному морю. В соответствии с официальной статистикой, общая акватория морей составляет 7 млн. кв. км, или 70 млн. га, что почти в 3 раза превышает официально объявленную площадь земель водного фонда.

Это позволяет сделать вывод  о том, что дно и, возможно, прилегающие  берега морей учитываются иным образом, хотя определить, к какой категории земель они отнесены, невозможно, так как упоминания об их принадлежности к иной категории земель в официальных данных нет.4

Таким образом, можно отметить небольшую  общую площадь категории земель водного фонда при довольно обширной водной акватории России.

 

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда