Правовой режим земель водного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:43, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе. Благополучная окружающая среда невозможна без нормального состояния земельных и водных ресурсов. В свою очередь, научно обоснованная организация охраны и рационального использования земель и вод тесно связана с оздоровлением российской экономики.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие земель водного фонда 5
2. Общая характеристика правового режима земель водного фонда 10
3. Правовой режим водоохранных зон … 12
4. Особенности изменения правового режима земель водного фонда … 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

контр земельное право.doc

— 101.00 Кб (Скачать)
  1. Общая характеристика правового режима земель водного фонда

 

Правовой режим земель водного  фонда определяется сущностью вод, которые являются важнейшим компонентом  окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным  ресурсом. Они - основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающей к водам территории. Пользование водами обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Правовой режим земель водного фонда определяется интересами охраны и рационального использования вод. Земли юридически составляют единство с покрывающими их водами, и соответственно земельные отношения неразрывны с водными. Правовой режим земель водного фонда определяется как земельным, так и водным законодательством. Основное место в системе этого законодательства занимает принятый в 2006 г. Водный кодекс РФ.5

Водные объекты могут  находиться только в государственной  собственности, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. 

Управление федеральной  собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. Часть полномочий по ее управлению может быть передана органам исполнительной власти субъектов Федерации.

Право собственности  Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруд, обводненный карьер, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Полоса земли вдоль  береговой линии водного объекта  общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов  подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования  механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

 

 

 

3. Правовой  режим водоохранных зон

 

Все разновидности земель водного фонда, их составные части  подлежат правовой охране, равно как и земли других категорий земель. Эта важная проблема решается в процессе использования названных земель с учетом особенностей их предназначения. Так, например, весьма актуальными за последние годы стали вопросы охраны земель водного фонда от разрушения вследствие наводнений и нагонных морских волн, что характерно для некоторых районов страны. Угрожающее положение создается массовой самовольной застройкой прибрежных земель в силу их привлекательности для дачного строительства. Существуют и другие пробелы охраны земель водного фонда.

Поэтому, указывая на специфическое  предназначение земель водного фонда, нужных для охраны водных ресурсов страны, нельзя не видеть проблемы охраны самих земель водного фонда от какого-либо вредного воздействия. Если строится защитная дамба, то она должна быть размещена с учётом максимальной защиты населения и территории от разрушительной стихии.

При всей своей экологической  продуктивности, земли водного фонда -весьма уязвимый и хрупкий природный  ресурс. Они, как и иные категории земель, подвержены водно-ветровой эрозии, а также ее антропогенным разновидностям: промышленной, ирригационной, пастбищной (из-за чрезмерной нагрузки при пастьбе скота). Существенный вред землям водного фонда наносят такие разновидности водной эрозии, как береговая, овражная, струйчатая и плоскостная. На территории земель водного фонда из-за чрезмерных антропогенных нагрузок происходят деструктивные процессы аридизации (опустынивания и прочего осушения). 

Береговая полоса или прибрежная защитная полоса водных объектов одновременно составляет часть водоохранной зоны. Водоохранная зона за линией береговой полосы (прибрежной защитной полосы) не относится к землям водного фонда, хотя правовой режим этих земель определяется интересами, связанными с охраной и обеспечением рационального использования соответствующих водоемов. 6

В целях охраны водных объектов от деградации водным и земельным  законодательством предусматривается  установление водоохранных зон с  режимом ограничений на хозяйственную и иную деятельность. Водоохранные зоны устанавливаются только дли поверхностных водных объектов.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к  береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых  вводятся дополнительные ограничения  хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается  от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти  километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров  и более - в размере двухсот  метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает  с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением  озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Водоохранные зоны магистральных  или межхозяйственных каналов совпадают  по ширине с полосами отводов таких  каналов.

Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости  от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Для расположенных в  границах болот проточных и сточных  озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

На территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных  вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ,  скотомогильников, мест захоронения  отходов производства и потребления,  радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных  мер по борьбе с вредителями  и болезнями растений;

4) движение и стоянка  транспортных средств (кроме специальных  транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Наиболее строгий режим  землепользования устанавливается  для прибрежной защитной полосы, где запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов  размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных  животных и организация для  них летних лагерей, ванн.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятие земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

4. Особенности изменения  правового режима земель водного фонда

 

Перевод земель водного  фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

1) создания особо охраняемых  природных территорий;

2) установления или  изменения границ населенных  пунктов;

3) размещения объектов  государственного или муниципального  значения при отсутствии иных  вариантов размещения этих объектов;

4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Перевод земель другой категории  или земельных участков в составе  таких земель в земли водного фонда допускается в случае:

1) если земли заняты  водными объектами;

2) строительства водохранилищ  и иных искусственных водных  объектов, а также гидротехнических  и иных сооружений, расположенных  на водных объектах;

3) изменения русла  рек и иных изменений местоположения водных объектов.

 

Заключение

 

Институт земель водного  фонда устанавливает необходимые  ограничения в использовании земель, сопряжённых с гидроресурсами, которые ничем не заменимы для человека. Он тем самым защищает законные права и интересы общества в целом, настоящих и будущих поколений.

Законодательством не установлены  чёткое определение земель водного  фонда и признаки их отграничения от других категорий земель, что  значительно осложняет их государственный учёт и создаёт условия для нежелательной практики застройки и другого нецелевого использования.

Несмотря на самостоятельность  категории земель водного фонда, они не требуют создания отдельных  органов государственного регулирования. В то же время, эти земли должны находиться под действием бассейновых соглашений и бассейновых советов, предусмотренных ст. 29 Водного Кодекса РФ. Состояние этих земель будет нормальным при условии более последовательной реализации бассейновых и представительных начал в управлении водным хозяйством, что может быть обеспечено в подзаконных нормативно-правовых актах.

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда