Правовой режим земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения правовых норм, научной литературы и правоприменительной практики провести анализ комплекса проблем, связанных с правовым регулированием лесными участками, и выработать на этой основе теоретически обоснованные рекомендации и практические предложения, направленные на дальнейшее совершенствование российского законодательства.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи:
 определить понятия «лес», «земли лесного фонда», «лесной участок»;
 проанализировать историю становления правового режима земель лесного фонда;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА: ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 7
1.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда. 7
1.2. История становления и развития правового режима земель лесного фонда 12
1.3.Состав земель лесного фонда 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА 24
2.1. Особенности правового регулирования земель лесного фонда 24
2.2. Управление землями лесного фонда 28
2.3. Особенности использования земель лесного фонда 33
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА 41
3.1. Понятие и общая характеристика охраны земель лесного фонда 41
3.2.Охрана земель лесного фонда при переводе лесных земель в земли иных категорий 49
3.3. Практические проблемы реализации правового режима земель лесного фонда 53
Заключение 58
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

земельное право правовой режим лесного фонда.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Финансово-юридический  факультет

Кафедра финансово-правовых дисциплин

и дисциплин имущественно-земельного цикла

Специальность юриспруденция

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Студента      ________________________________

(фамилия,  имя, отчество)

 

 

 

На  тему: Правовой режим земель лесного фонда

 

 

Автор работы:      

_______________          ___________________

        (ФИО)                              (подпись)

 

 

Научный руководитель:     

________________                                                             __________________

(ученая степень,  звание, ФИО)                 (подпись)

 

 

Рецензент:       

___________________                            ___________________

(ученая степень,  звание, ФИО)                  (подпись)

 

 

 

             «Допустить к защите»

               Заведующий кафедрой

 

              _____________________

(подпись)

 

                «___» __________ 2010 г.

 

 

 

 

 

Москва 2010

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

 

Введение

Актуальность исследования правовых проблем использования лесных участков и выбор данной темы для написания выпускной квалификационной работы обусловлены рядом факторов, главными из которых являются следующие.

Для России как страны, являющейся крупнейшей лесной державой, законодательно установленные нормы и правила лесопользования имеют особое значение. Российское лесное законодательство имеет глубокие исторические традиции, формировалось с учетом достижений науки о лесе, отечественного и зарубежного опыта. Изменение, которое претерпело лесное законодательство с начала прошлого десятилетия, связано с меняющимися социально-экономическими и экологическими условиями в стране.

Была разработана  Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. №69-р1, в которой были предусмотрены мероприятия по развитию лесного хозяйства. С 01 января 2007 года вступил в силу новый Лесной Кодекс РФ, в основу которого положена во многом новая концепция правового регулирования отношений лесопользования, в том числе в сфере использования участков лесного фонда. Однако и он не избежал проблем и пробелов правового регулирования. Так, право собственности урегулировано применительно к лесным участкам, древесине и иным добытым лесным ресурсам и никак не затрагивается право собственности на лес вообще, а также на лесные насаждения; содержание же права собственности на лесные участки прямо не регулируется и может быть определено только косвенно - по кругу прав и обязанностей государственных и муниципальных органов как представителей собственника в сфере распоряжения лесными участками, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Законодатель обходит вниманием основания возникновения права собственности на лесные участки, основания и порядок его прекращения. Обозначенные проблемы и определяют актуальность выбранной темы.

Цель исследования состоит в том, чтобы  на основе изучения правовых норм, научной литературы и правоприменительной практики провести анализ комплекса проблем, связанных с правовым регулированием лесными участками, и выработать на этой основе теоретически обоснованные рекомендации и практические предложения, направленные на дальнейшее совершенствование российского законодательства.

Для реализации названных целей были определены следующие задачи:

  • определить понятия «лес», «земли лесного фонда», «лесной участок»;
  • проанализировать историю становления правового режима земель лесного фонда;
  • на основе анализа норм действующего законодательства исследовать понятие лесного участка как специфического объекта гражданских прав;
  • выявить и проанализировать соотношение норм гражданского, земельного и лесного законодательства в правовом регулировании лесными участками;
  • определить особенности управления участками земель лесного фонда;
  • установить особенности государственного регулирования и охраны лесопользования;
  • выявить проблемы правового регулирования лесными участками и определить пути их решения.

Методология исследования

В качестве методологической основы при исследовании использованы общенаучные и частноправовые методы: исторический, логический, системно-структурный, аксиологический, классификации (систематизации), аналогии.

Теоретическая основа исследования

Теоретическую основу исследования составили монографические  исследования по проблемам использования  лесов и других природных ресурсов, по вопросам управления лесными ресурсами, а также исследования в области  гражданского права, касающиеся участков земель лесного фонда и другого недвижимого имущества.

Общие проблемы природопользования и лесопользования  исследовались Г.А. Аксененком, Ф.К. Арнольдом, С.А. Боголюбовым, П.В. Васильевым, Р.К. Гусевым,  Л.И. Дембо, Б.В. Ерофеевым, Ю.Г. Жариковым, Л.А. Заславской, Н.Д. Казанцевым, А.В. Карассом, О.С. Колбасовым, Н.И. Красновым, О.И. Крассовым, Е.И. Майоровой, Н.Т. Осиповым, Г.Н. Полянской, Н.И. Фалеевым, Н. Шелгуновым и др.

Специальные исследования, затрагивающие проблемы лесопользования  проводились следующими  авторами: В.П. Балезиным, Р.В. Блинниковым, В.К. Быковским, В.К. Григорьевым, О.А. Зиновьевой, , В.Л. Мунтяном, Е.И. Немировским, Г.Н. Полянской, Е.Н. Пугач, Н.А. Сыродоевым, В.К. Тепляковым, В.П. Тарасенко, Д.В. Хаустовым, М.А. Цветковым, Ю.И. Шуплецовой и др.

В работе использованы труды и воззрения исследователей гражданского права: М.М. Агаркова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.А. Дозорцева, О.С. Иоффе, Д.И. Мейера, К.П. Победоносцева, Е.А. Суханова, Г.Ф. Шершеневича.

Объектом  исследования являются  правоотношения, возникающие по поводу лесных участков, а также нормы российского законодательства, регулирующие указанные отношения.

Предметом исследования является правовое регулирование лесными участками в современном законодательстве России, правоприменительная практика и перспективы.

 

 

Научная новизна исследования

Проведенное исследование является первой комплексной работой, посвященной проблемам правового  регулирования и использования  участков земель  лесного фонда.

Практическая  значимость работы состоит в том, что предложенные выводы по результатам исследования могут быть использованы для усовершенствования лесного законодательства.

Структура исследования

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющей девять параграфов, заключения, списка литературы

 

Глава 1. Земли  лесного фонда: понятие, общая характеристика

    1. Понятие и общая характеристика правового режима земель 
      лесного фонда.

 

Отдельную категорию  земель составляют земли лесного  фонда. Понятие земель лесного фонда содержится в п.1 ст. 101 Земельного Кодекса Российской Федерации.  В соответствии с ним к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Исходя из этого понятия, можно установить, что к лесным землям относятся те участки земной поверхности, на которых растет или должен расти лес. Основное целевое назначение земель данной категории выращивание лесных насаждений либо необходимость использования для нужд лесного хозяйства.  Земля под лесом не может раскрыть каких-либо  своих полезных свойств, кроме тех, которые определены потребностями лесного хозяйства.

Важным для  уяснения категории земель лесного  фонда является понятие леса, которое  становится основным для земельного и лесного законодательства. Для  этого рассмотрим признаки леса с  позиций науки о лесе – лесоведения. Главным и вполне очевидным признаком леса является наличие большой совокупности лесной растительности2. Только большое количество деревьев оказывает влияние на окружающую среду (почву, атмосферу). Количественный элемент обязательный, но не единственный признак леса. Решающим признаком леса как природного явления признается определенная сомкнутость деревьев, которая и вызывает воздействие древесных растений друг на друга, на почву и атмосферу.

Важным признаком  леса является неразрывная связь  растительности с землей. Лес в  качестве экосистемы представляет собой своеобразный географический ландшафт, он произрастает на земле, которая выступает здесь как пространственный базис для древесной и иной растительности. Кроме того, земля под лесом не может раскрыть каких-либо своих полезных свойств, кроме тех, которые определены потребностями лесного хозяйства.

В современном  лесоведении рассматривают лес  в качестве экосистемы в рамках так  называемого широкого подхода, что  получило отражение в ОСТ-56-108-98: «Лесоводство. Термины и определения»: «Лес – это целостная совокупность лесных, древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и внешней средой»3.

В Лесном Кодексе 1997 г. фактически было закреплено определение, содержащееся в лесоводческой науке: «Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности, лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение».

В ЛК РФ понятие  леса предусмотрено ст. 5: использование, охрана, защита, воспроизводство лесов  осуществляются исходя из понятия о  лесе как об экологической системе  или как о природном ресурсе. Мне кажется применение законодателем союза «или» некорректно. Лес выступая в качестве экологической системы, продолжает оставаться природным ресурсом. «Закрепление в законодательстве определения леса только как экосистемы не мешает осуществлению лесопользования, а может помешать лишь нерациональному лесопользованию»4. Таким образом, в результате сравнения действующего ЛК РФ с Лесным Кодексом 1997 г. можно прийти к выводу, что в Лесном Кодексе 1997 г. содержалось более удачное понятие леса.

Отсутствие  в ЛК РФ правовых признаков леса является серьезным недостатком, так как согласно ст. 6  ЛК РФ леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий, что создает необходимость распространения на них специального режима.

Анализируя  ЛК РФ, видно, что существует и иное значение леса, которое ему предает законодатель: лесной участок. В ст.7 ЛК РФ содержится понятие лесного участка, в соответствии с которым лесным участком является земельный участок, границы которого определяются при проведении лесоустройства. Отличием от земельного участка по отношению к лесному участку является проведение лесоустройства. Во время проектирования лесного участка ведется подготовка проектной документации о границах, площади, местоположении и об иных количественных и качественных характеристиках.

Лесоустройство  проводится в соответствии с Правилами  проведения лесоустройства, утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 377. 

В данном случае местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов. Данное обстоятельство обуславливает специфику лесного участка по сравнению с земельным участком. Согласно ст. 67 , а также ч. 3 ст. 23 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых  природных территорий при условии, что на них расположены леса. Из этого можно сделать вывод, что лесные участки признаются в качестве таковых только на перечисленных категориях земель.

Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных  регламентов, проектов освоения лесов  и внесения в них изменений, а  также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.

Для того чтобы  лесной участок мог выступать  полноценным объектом правоотношений он должен быть идентифицирован. Лесное и земельное законодательство предусматривает обязательный кадастровый учет лесных участков. «В то же время практика показала, что установленный федеральным законодательством механизм государственного кадастрового учета земельных участков не учитывает специфику использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов»5.

C учетом того, что ранее (до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации от 2006 года) кадастровый учет земель лесного фонда практически не проводился, Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» до 1 января 2012 года разрешил предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

С 1 марта 2008 года лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный  кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами  недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным.

В случае если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»6. Любые сделки, совершаемые с лесными участками, подлежат государственной регистрации.

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда