Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения правовых норм, научной литературы и правоприменительной практики провести анализ комплекса проблем, связанных с правовым регулированием лесными участками, и выработать на этой основе теоретически обоснованные рекомендации и практические предложения, направленные на дальнейшее совершенствование российского законодательства.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи:
определить понятия «лес», «земли лесного фонда», «лесной участок»;
проанализировать историю становления правового режима земель лесного фонда;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА: ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 7
1.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда. 7
1.2. История становления и развития правового режима земель лесного фонда 12
1.3.Состав земель лесного фонда 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА 24
2.1. Особенности правового регулирования земель лесного фонда 24
2.2. Управление землями лесного фонда 28
2.3. Особенности использования земель лесного фонда 33
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА 41
3.1. Понятие и общая характеристика охраны земель лесного фонда 41
3.2.Охрана земель лесного фонда при переводе лесных земель в земли иных категорий 49
3.3. Практические проблемы реализации правового режима земель лесного фонда 53
Заключение 58
Список использованных источников 61
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).
Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования закреплен в ЛК РФ и ЗК РФ, что служит гарантией обеспечения стабильности реализации данного права на лесные участки.
Законодательством
предусмотрена возможность
В соответствии с земельным законодательством принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования допускается в случаях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, реквизиции земельного участка, а также в случае его использования способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки, при его использовании не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
Лесное законодательство предусматривает другие основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком - невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны, защиты, воспроизводства (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст.61, ч.3 ст.51 ЛК РФ).
«Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком в случаях нарушения земельного законодательства не может быть прекращено, поскольку на пользователя лесным участком не распространяются обязанности пользователей земельными участками, предусмотренные в ст. 42 ЗК и других статьях ЗК»31. Это является особенностью права пользования лесными участками в отличие от нелесных участков.
Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) в соответствии со ст. 9 ЛК возникает и прекращается по основаниям, предусмотренными гражданским, земельным законодательством, а также законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Понятия сервитутов не содержаться в ЛК РФ, поэтому институт сервитута регулируется нормами гражданского и земельного законодательства применительно к лесному участку.
В безвозмездное срочное пользование лесные участки на землях лесного фонда предоставляются юридическим лицам и гражданам (ст. 71 ЛК РФ). На данном праве лесные участки предоставляются юридическим лицам только религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности. На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения.
На праве безвозмездного срочного пользования, в соответствии с ч. 2 ст. 24 ЗК РФ, работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков предоставляются служебные наделы. Наделы предоставляются на основании заявлений работников и по решению соответствующих организаций из числа принадлежавших им земельных участков. В соответствии с данным правом использование земельной поверхности и лесов является бесплатным.
«Договор аренды лесного участка является одним из основных (на сегодняшний день) оснований возникновения долгосрочного лесопользования»32. Лесные участки предоставляются в аренду гражданам и юридическим лицам. В соответствии с ЛК РФ арендатором может быть любое физическое или юридическое лицо, который должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Основанием для возникновения арендных отношений является аукцион, по результатам которого заключается договор аренды лесного участка. В качестве арендодателей лесных участков выступают полномочные государственные органы, которые выполняют функции организаторов аукциона по продаже права на заключение договора аренды.
Объект договора аренды лесного участка имеет особенность по сравнению с другими объектами аренды. Объектом аренды может быть только непотребляемая вещь, а основной вид использования лесов на условиях договора аренды - заготовка древесины.. «При осуществлении использования лесов на условиях договора аренды лесного участка объект договора может уничтожаться, что и происходит при заготовке древесины; в процессе лесовосстановительных работ искусственно выращенный лес не в полной мере соответствует характеристикам естественного леса»33 .
В соответствии с гражданским законодательством все вещи делятся на делимые и неделимые. Неделимыми в соответствии со статьей 133 ГК РФ признаются те вещи, раздел которых без изменения их назначения невозможен. Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (ст. 16) путем внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации исключил леса и многолетние насаждения из числа объектов недвижимости. Из этого следует, что земельный участок с находящимися на нем лесными насаждениями следует признать делимой вещью, но делить такое имущество на участок и насаждения в натуре не представляется возможным, так как насаждения без земли не только потеряют свое назначение, но и могут погибнуть как природный объект и как имущество. Таким образом, лесной участок представляет собой единую вещь.
Особенностью договора аренды лесного участка является его срочный характер. Максимальный срок составляет 49 лет. Конкретный срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования, определенного лесохозяйственным регламентом.
Договор аренды
лесного участка следует
В ЛК РФ целесообразно
выделить в отдельную главу положения
о договоре аренды лесного участка,
находящегося в государственной
или муниципальной
Как мы видим из данной работы, ЛК РФ предусматривает осуществление различных по содержанию видов деятельности по использованию земельных участков, занятых лесами, при этом не всегда используются полезные функции лесов. В целях сохранения лесов предлагается дополнить ч. 6 ст. 21 ЛК РФ: для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, используются, прежде всего, нелесные земли лесного фонда, и лишь при невозможности их использования - лесные земли.
Также мы видим что права, на которых осуществлялось использование земель лесного фонда, изменились. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ утвержден Приказом МПР России от 4 октября 2007 г. N 25834. На первый взгляд все понятно. Однако Порядок не дает ответов на следующие вопросы: о видах использования лесов, о сроке новой аренды и о новом размере арендной платы. Теоретически можно предположить, что виды использования лесов по новому договору аренды будут совпадать с видами использования лесов по старому договору аренды - например, если лес был взят в аренду с целью заготовки древесины, то и новый договор будет заключен с той же целью. Однако на самом деле не все так просто: виды использования лесов по старому Лесному кодексу и по новому Лесному кодексу не совсем совпадают. Кроме того, не ясно, возможно ли включение в новый договор аренды новых видов использования лесов, отсутствовавших в старом договоре.
Новый договор аренды должен быть заключен на срок от 10 до 49 лет, независимо от того, на какой срок был заключен старый договор аренды, и какая часть срока действия старого договора уже истекла. Однако можно понимать и так, что суммарный срок действия старого и нового договоров аренды должен укладываться в рамки, установленные новым Лесным.
Так как Приказ МПР России не регламентирует эти вопросы, в настоящее время переоформление сопряжено со значительными трудностями, и решается в судебном порядке.
Важность охраны земель лесного фонда обусловлена тем, что земля может выступать не только объектом недвижимости, или пространственным базисом, но и прежде всего она является уникальным природным ресурсом.
Поэтому одним из основных принципов земельного законодательства, закрепленным в ст. 1 ЗК РФ, является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
С особенностями правовой охраны земель лесного фонда связано деление лесов, расположенных на землях лесного фонда на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Данная классификация лесов основана «по принципу их целевого назначения»35. Она согласуется с принципом сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. В зависимости от их целевого назначения определяется режим использования земель, обеспечивающих их охрану и воспроизводство.
К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Это леса, основное назначение которых выполнять различные экологические функции. Дополнительные ограничения по лесопользованию в защитных лесах преследуют цель – сохранить природные объекты - земли, воды, объекты животного мира и растительного мира, которые взаимосвязаны с лесами.
Защитные леса можно разделить на четыре категории в зависимости от их расположения и функционального назначения: леса расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса расположенные в водоохранных зонах; леса выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса36.
Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к которым относятся леса, расположенные на территориях:
На территориях лесов данной категории запрещается:
2) Правовой режим
лесов, расположенных в
Понятие водоохранной зоны дано в ст.65 Водного Кодекса РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны устанавливается от соответствующей береговой линии, определяется для рек и ручьев в зависимости от удаленности от истока, для озер и водохранилищ в размере 50 метров, для моря – 500 метров
Ограничения на
осуществление хозяйственной
Так, согласно п.15 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение
кладбищ, скотомогильников, мест
захоронения отходов производст