Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения правовых норм, научной литературы и правоприменительной практики провести анализ комплекса проблем, связанных с правовым регулированием лесными участками, и выработать на этой основе теоретически обоснованные рекомендации и практические предложения, направленные на дальнейшее совершенствование российского законодательства.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи:
определить понятия «лес», «земли лесного фонда», «лесной участок»;
проанализировать историю становления правового режима земель лесного фонда;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА: ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 7
1.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда. 7
1.2. История становления и развития правового режима земель лесного фонда 12
1.3.Состав земель лесного фонда 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА 24
2.1. Особенности правового регулирования земель лесного фонда 24
2.2. Управление землями лесного фонда 28
2.3. Особенности использования земель лесного фонда 33
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА 41
3.1. Понятие и общая характеристика охраны земель лесного фонда 41
3.2.Охрана земель лесного фонда при переводе лесных земель в земли иных категорий 49
3.3. Практические проблемы реализации правового режима земель лесного фонда 53
Заключение 58
Список использованных источников 61
3.1.28. Лесные земли. Земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее произрастания.
3.1.29. Нелесные земли. Земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, но не для произрастания лесной растительности, а также непригодные для нее и неудобные для использования, расположенные в границах лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности.
Примечание. К нелесным землям относятся земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, а также болотами, каменистыми россыпями и др.
3.1.30. Покрытые
лесной растительностью земли.
Лесные земли, на которых
3.1.31. Не покрытые лесной растительностью земли. Лесные земли, на которых нет сомкнутых древостоев. Лесонепокрытые земли.
Примечание. Лесонепокрытые земли включают: вырубки, гари, погибшие древостои, прогалины, пустыри, редины и др.
3.1.32. Прогалины. Небольшие участки лесонепокрытых земель без деревьев, сохранившие элементы лесной растительности.
3.1.33. Пустыри.
Значительные по площади
3.1.34. Хозяйственные редины. Участки лесных земель с редкими несомкнутыми древостоями и с молодыми деревьями периода возобновления, из которых не могут сформироваться сомкнутые древостои без мероприятий по возобновлению леса в условиях, где такие древостои могут произрастать.
3.1.35. Естественная редина. Редколесье. Лесные земли с редким древостоем в экстремальных лесорастительных условиях, не обеспечивающих произрастание сомкнутых древостоев.
3.1.36. Болота. Участки
избыточно увлажненных
3.1.37. Поляны. Участки нелесных земель, расположенные среди леса, заросшие травянистой растительностью.
Примечание. В
лесах, имеющих рекреационное
3.1.38. Просеки.
Очищенные от деревьев и
Примечание. Ширину просек устанавливают в соответствии с их назначением.
3.1.39. Опушка
леса. Полоса леса, расположенная
на границе с безлесной
3.1.40. Стены леса.
Полосы леса, примыкающие к вырубкам
и часто выполняющие роль
Ведение лесного хозяйства невозможно без использования земель лесного фонда: без прокладки дорог, без построек и сооружений, используемых для нужд лесного хозяйства. Лесной Кодекс РФ 1997 г. для создания лесной инфраструктуры предусматривал перевод лесных земель в нелесные земли. В настоящее время данная процедура ЛК РФ не предусмотрена. Наоборот, действующий ЛК РФ разрешает практически неограниченную вырубку леса для создания лесной инфраструктуры, а также для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Лесные земли надо отличать от нелесных земель на землях лесного фонда еще и для того, чтобы правовой режим одних отличался от правового режима других. «Недопустимо одинаковое (единообразное) правовое регулирование для лесов, произрастающих на лесных землях, и для дорог, болот, просек, которые находятся на нелесных землях. Леса требуют особого правового режима, отличного от правового режима безлесных пространств»21.
Земли, занятые лесом, включаются и в иные категории земель, например в составе земель населенных пунктов. Согласно п.11 ст. 35 ГСК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться земли, занятые городскими лесами. Земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений включаются в состав земель сельскохозяйственного назначения. В составе земель промышленности и иного специального назначения также выделяются земли, занятые лесными насаждениями. Режим использования санитарно-защитных зон вокруг объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды, определяется тем, что часть земель в этой зоне подлежит озеленению. Основное целевое назначение этих земель является иным, чем земель лесного фонда, но отношения, возникающие при их использовании, регулируются нормами Лесного Кодекса РФ, т.е. режим их использования соответствует режиму использования земель лесного фонда.
В завершении параграфа можно сделать следующие выводы.
В целях совершенствования правового регулирования лесных отношений, в рамках действующего законодательства понятие «лесной участок» в ст. 7 ЛК РФ следует трактовать следующим образом: «лесной участок – покрытый лесными насаждениями и не покрытый ими, но предназначенный для их восстановления земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК».
Дополнение
понятия лесного участка
Существующий ныне признак, отличающий лесной участок от иных земельных участков – способ определения его границ, не достаточен, поскольку не отражает специфику объекта правооношений. Лесопользователь, приобретая права на лесной участок, имеет намерение использовать не просто земельный участок, а земельный участок, наделенный особым свойством - нахождением на нем природного ресурса леса. Лес, как природный ресурс, в первую очередь ассоциируется с лесными насаждениями и именно они необходимы для целей аренды.
Говоря о соотношении таких понятий как «лесной участок» и «земельный участок из состава земель лесного фонда», на основе ранее упомянутых рассуждений и учитывая то, что лесные участки могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и землях иных категорий мы приходим к выводу о том, что их нельзя рассматривать просто как соотношение общего и частного.
Говорить о подобном соотношении уместно лишь в том случае, когда речь идет о лесном участке, находящемся на территории земель лесного фонда, он является разновидностью земельного участка из состава земель лесного фонда и в рамках категории земель лесного фонда соотносятся с ним как общее и частное.
Соотношение понятий «земельный участок из состава земель лесного фонда - лесной участок» близко к соотношению «земельный участок сельскохозяйственного назначения – сельскохозяйственное угодье».
Сельскохозяйственные
угодья как наиболее ценные имеют
приоритет в использовании и
подлежат особой защите в сравнении
с иными землями
Также и лесной участок является более ценным в сравнении с иными землями лесного фонда, подлежит особой охране вследствие нахождения на нем лесных насаждений.
Конституция РФ выступает в качестве основы правового регулирования практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны.
Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции занимают вопросы собственности на землю. Ст.8 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Важно отметить, что при этом Конституция РФ не обязывает, чтобы природные ресурсы, в частности леса, находились в разных формах собственности. На это указал Конституционный суд в постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного Кодекса Российской Федерации.
Конституция РФ ст. 36 установила свободу владеть, пользоваться, распоряжаться природными ресурсами, в этой же статье установила и ограничение – это не должно наносить ущерб окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов других лиц.
В качестве конституционной основы правового регулирования земель лесного фонда выступает ст. 42, провозгласившая права граждан на благоприятную окружающую среду и другие экологические права. Учитывая, что земля с расположенными на ней лесами, является составной частью окружающей среды, действие данной статьи распространяется и на земельные отношения. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить защиту данного права, поддерживая благоприятное качество земель, предоставляя имеющуюся достоверную информацию об их состоянии, и обеспечивая возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан или их имуществу земельным правонарушением.
В Конституции РФ содержаться общие принципы разграничения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами. В соответствии со ст. 72, в их совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование и разграничение государственной собственности.
К полномочиям
Российской Федерации относится
правовое регулирование и управление
федеральной государственной
Так как правовой режим земель лесного фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов, то основным нормативно-правовым актом, регулирующим лесные отношения, является ЛК РФ.
Государственной Думой Федерального Собрания РФ 8 ноября 2006г был принят новый Лесной Кодекс РФ (далее – ЛК РФ), вступивший в силу 1 января 2007 г. и применяемый к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Важные правовые нормы, обеспечивающие практическое применение ЛК РФ, установлены в Федеральном законе от 4декабря 2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»22.
Впервые проект ЛК РФ был внесен в Государственную Думу РФ Правительством РФ в 2004 г., первое чтение прошел в 2005 г. и только в конце 2006 г. был принят окончательно. «Довольно длительный период доработки связан с возникновением острых дискуссий по поводу его содержания. Пожалуй, ни один другой закон в сфере природопользования и охраны окружающей среды не подвергся в ходе своего принятия столь заинтересованному обсуждению в самых различных секторах общества, что вполне объяснимо, учитывая исключительное эколого-экономическое значение леса и масштаб предложенных перемен»23.
Часть 2 ст. 3 ЛК РФ устанавливает, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами. В этой статье законодатель разделяет имущественные отношения от лесных, но предусматривает приоритет в регулировании имущественных отношений в области лесопользования за ЛК РФ и другими федеральными законами.
При этом следует не забывать про значительную роль земельного законодательства в регулировании правового режима лесных земель. Определение целевого назначения земель, отличных от земель лесного фонда, определение формы собственности на леса, не произрастающие на землях лесного фонда - преимущественное право земельного законодательства.
Земельное законодательство
совместно с гражданским
Гражданское законодательство регулирует договорные отношения по аренде лесного участка.
При этом следует
учесть, что законодатель оставляет
приоритет в регулировании
Взаимосвязи земельного и гражданского законодательства в теории уделяется значительное внимание. Так, профессор И. А. Иконицкая, определяя области регулирования земельного и гражданского законодательства и проведя анализ ст. 129, 209 ГК РФ, гл 17 ГК РФ, делает вывод, что нормы гражданского законодательства применительно к регулированию земельных отношений носят общий характер, а в земельном законодательстве должна найти свое отражение специфика правового регулирования земельных отношений24.
Еще более сложной проблемой является проблема соотношения лесного, земельного и гражданского законодательства при правовом регулировании лесных земель с учетом того, что в лесных отношениях, как и в земельных, преобладает публичный интерес. Анализируя законодательство можно сделать вывод, что правовое регулирование лесных земель является многоуровневым: сначала применяются нормы ЛК РФ, затем с учетом неразрывной связи леса с земельным участком, на котором он произрастает, применяются нормы ЗК РФ, и только потом - нормы ГК РФ.
Правовое регулирование лесных земель также регулируются подзаконными актами, к которым относятся указы Президента, нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.