Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения правовых норм, научной литературы и правоприменительной практики провести анализ комплекса проблем, связанных с правовым регулированием лесными участками, и выработать на этой основе теоретически обоснованные рекомендации и практические предложения, направленные на дальнейшее совершенствование российского законодательства.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи:
определить понятия «лес», «земли лесного фонда», «лесной участок»;
проанализировать историю становления правового режима земель лесного фонда;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА: ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 7
1.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда. 7
1.2. История становления и развития правового режима земель лесного фонда 12
1.3.Состав земель лесного фонда 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА 24
2.1. Особенности правового регулирования земель лесного фонда 24
2.2. Управление землями лесного фонда 28
2.3. Особенности использования земель лесного фонда 33
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА 41
3.1. Понятие и общая характеристика охраны земель лесного фонда 41
3.2.Охрана земель лесного фонда при переводе лесных земель в земли иных категорий 49
3.3. Практические проблемы реализации правового режима земель лесного фонда 53
Заключение 58
Список использованных источников 61
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств.
В границах прибрежных защитных полос запрещаются также :
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Статья 104 ЛК РФ запрещает в лесах, расположенных в водоохранных зонах, проводить сплошные рубки лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.
3) Правовой режим
лесов, выполняющих функции
В лесах данной
категории запрещается проведен
В зеленых зонах и лесопарках запрещаются:
1) использование
токсичных химических
2) ведение охотничьего хозяйства;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка
месторождений полезных
5) размещение
объектов капитального
4) Что касается
правового режима ценных лесов,
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. В эксплуатационных лесах допускается осуществление всех видов пользования лесов. «На эксплуатационные леса ложится основная антропогенная нагрузка, поэтому законодательством закреплен комплексный подход к освоению данного вида лесов»37.
К резервным
относятся леса, в которых в
течение двадцати лет не планируется
осуществлять заготовку древесины.
Допускается использование
Одним из видов использования лесов является заготовка древесины, представляющая собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Для заготовки древесины используются в первую очередь лесные насаждения, которые требуют рубки по их состоянию, например, поврежденные пожарами, ветром, снегом, вредными организмами и в результате других негативных воздействий. Также расположенные на лесных участках, имеющих недорубы прошлых лет, лесные насаждения, вышедшие из подсочки, перестойные лесные насаждения.
Рубки лесных насаждений – это процессы их спиливания, срубания, срезания, которые осуществляются в форме выборочных или сплошных рубок. При проведении выборочных вырубок – вырубается часть деревьев и кустарников. При проведении сплошных рубок вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.
Воспроизводство лесов - одна из главных задач ведения лесного хозяйства. Оно обеспечивается с помощью лесовосстановления и ухода за лесами. Прежде всего, в лесах происходит естественный процесс лесовозобновления (например, на вырубках при сохранении подроста - молодняка, оставляемого после заготовок древесины). Лесозаготовители при трелевке древесины (вывозе ее с лесосеки) обязаны под угрозой административной ответственности и возмещения убытков лесному хозяйству принимать меры по сохранению молодняка лесных культур.
Но для
воспроизводства лесов
В защитных лесах могут осуществляться только выборочные рубки, сплошные вырубки осуществляются только в случае, если выборочные вырубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.
На землях лесного
фонда допускается строительств
В целях размещения
перечисленных объектов допускается
вырубка лесных насаждений, в том
числе в охранных и санитарно-защитных
зонах, предназначенных для
В целях организации рационального использования и охраны земель лесного фонда и иных категорий, на которых находятся леса, изучения их состояния проводится лесоустройство.
ЛК РФ впервые предусмотрел обязательное проведение лесоустройства не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий (обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса).
Лесоустройство включает: проектирование лесов различного целевого использования (защитных, эксплуатационных, резервных), а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, лесов различного целевого использования и лесных участков; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и др.
В настоящее время около 50% лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет, все важнейшие документы текущего лесного планирования (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, проекты освоения лесов на арендуемых лесных участках) разрабатывались на материалах лесоустройства, сроки действия которых в большинстве случаев значительно устарели, что не могло не сказаться на качестве подготовки документов лесного планирования.39
При использовании лесов должны соблюдаться правила пожарной безопасности. На землях лесного фонда в 2009 году зарегистрировано свыше 22 тысяч лесных пожаров, пройденная ими площадь составила 2,4 млн. га. Причиной большинства пожаров стали, нарушение правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных палов и неосторожное обращение с огнем в лесу40.
Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с требованиями специального Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В этих целях в лесах осуществляются: противопожарное обустройство; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров.
Следовательно,
поскольку организация
Только согласованная деятельность органов государственного управления в области контроля (надзора) за рациональным использованием и охраной лесов и земель лесного фонда позволит обеспечить эффективность ведения лесного хозяйства в Российской Федерации.
В последнее время среди специалистов в области лесоводства резко повысилось внимание к вопросам организации лесной службы. В целях повышения эффективности реформ в лесном секторе экономики должно быть положено раздельное исполнение функций государственного управления лесами и хозяйственных функций при использовании и воспроизводстве лесных ресурсов. В основе этого разделения, как считает диссертант, лежит принципиальное различие между административно-правовыми отношениями, в которых реализуется государственное управление лесами, и хозяйственными правоотношениями, основанными на равноправии хозяйствующих субъектов. В настоящее время разработана классификация управленческих функций, выполняемых лесхозами, в рамках которой выделены распорядительные, организационные и контрольные функции.
Актуальным вопросом является перевод лесных земель в земли других категорий для использования их в целях не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом.
Деление земельного фонда России на семь категорий предполагает установление для каждой категории земель целевого назначения - то есть одного или нескольких видов хозяйственного, рекреационного, жилого или иного использования соответствующей территории.
Целевое назначение земель меняется путем их перевода из одной категории в другую. В этом случае изменяется правовой режим земель. Перевод земель из одной категории в другую представляет собой процедуру, результатом которой является определение правового режима земельного участка вследствие изменения его принадлежности к соответствующей категории земель.
Целевое назначение земель лесного фонда заключается в использование земель под лесное хозяйство. В результате перевода изменяется правовой режим участка лесного фонда (лесного участка). После того как этот участок включается в состав иной категории земель, «лесной участок» становится «земельным участком». В том случае, если лесной участок был передан в аренду или безвозмездное пользование, результатом такого перевода является прекращение права лесопользования и права пользования землями лесного фонда. Правовыми последствиями перевода являются также изъятие участка из состава земель лесного фонда и предоставление этого участка заинтересованному лицу, которое инициировало процедуру перевода, то есть приватизация этих земель.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается как ст. 8 Земельного кодекса РФ, так и специальным Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Последние изменения в данный Федеральный закон были внесены Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»41 и вступили в силу с 1 января 2007 г. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий изменен.
Прежняя редакция специального Федерального закона имела установленный порядок перевода для земель лесного фонда в целом, то новая редакция устанавливает особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, а про земли, не подпадающие под данные виды земель лесного фонда, речи не идет. Из этого можно сделать вывод, что перевод земельных участков возможен только для земель лесного фонда, занятых защитными лесами.
В настоящее время существует четыре основания для перевода: организация особо охраняемых природных территорий; установление или изменение черты поселения; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
В качестве основания для перевода земельных участков, лесного фонда в земли других категорий Закон о переводе земель указывает «отсутствие иных вариантов размещения объекта». Бремя несения обязанности с доказыванием отсутствия иных вариантов размещения объектов, критерии оценки отсутствия иных вариантов размещения законодательно не установлены. Не установлено, в каких границах территории должны отсутствовать иные варианты размещения объекта.
Старая редакция Закона предусматривала необходимость получения государственной экологической экспертизы на случай перевода земель лесного фонда в установленных случаях, то сегодня, учитывая формулировку подп. 4 п. 4 ст. 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" о том, что заключение государственной экологической экспертизы требуется только, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, специальная статья о переводе земель лесного фонда данного Федерального закона этого не предусматривает. В специальном Федеральном законе "Об экологической экспертизе" это тоже не прописано.