Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:34, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения правовых норм, научной литературы и правоприменительной практики провести анализ комплекса проблем, связанных с правовым регулированием лесными участками, и выработать на этой основе теоретически обоснованные рекомендации и практические предложения, направленные на дальнейшее совершенствование российского законодательства.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи:
определить понятия «лес», «земли лесного фонда», «лесной участок»;
проанализировать историю становления правового режима земель лесного фонда;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА: ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 7
1.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда. 7
1.2. История становления и развития правового режима земель лесного фонда 12
1.3.Состав земель лесного фонда 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА 24
2.1. Особенности правового регулирования земель лесного фонда 24
2.2. Управление землями лесного фонда 28
2.3. Особенности использования земель лесного фонда 33
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА 41
3.1. Понятие и общая характеристика охраны земель лесного фонда 41
3.2.Охрана земель лесного фонда при переводе лесных земель в земли иных категорий 49
3.3. Практические проблемы реализации правового режима земель лесного фонда 53
Заключение 58
Список использованных источников 61
В соответствии
с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в
составе земель лесного фонда
находятся в федеральной
Земельное законодательство не урегулировало вопрос о праве собственности на земельные участки с произрастающими на них лесами. В соответствии с абз. 2 ч. 5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда. Также ограничены в обороте леса, произрастающие в пределах земель особо охраняемых природных территорий и на земельных участках, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Вопрос о праве собственности на леса на землях обороны урегулирован ч. 1 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне»7: земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Не урегулирован вопрос о праве собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, включая городские леса. Так как они не входят в состав земель лесного фонда формы собственности определяются в соответствии с земельным законодательством, которое не решает эту проблему полностью. Только закрепление в ЛК РФ федеральной собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, повысит степень их защищенности, не допустит их отчуждения для использования земельных участков для других целей, благоприятно скажется на экологической обстановке в городах, поскольку она напрямую зависит от состояния лесов.
Современное понимание земель лесного фонда, леса и лесное законодательство сложились не сразу и имеют длительную историю развития.
Первоначально в 8-12 веках отсутствовали ограничения на пользование лесами, поэтому не было необходимости в принятии законов о лесах, управлении лесами. Государственная собственность на леса не была закреплена в нормативных правовых актах того периода.
Начиная с 13 века и до конца 16 века происходило, закрепление права собственности на леса, входящие в состав вотчин, что давало право передавать леса по наследству8. Кроме того, в 14-16 веках были созданы заповедные леса военного значения вдоль южной границы Руси. В целях сохранности этих лесов запрещалось находиться на их территории, а также запрещалась их вырубка и выжигание.
Первые законодательные акты о лесе, как самостоятельном объекте права собственности, стали принимать в 16 веке. В «Соборном Уложении» царя Алексея Михайловича в ряде статей упоминается лес. По принадлежности были поименованы леса вотчинные, общие, въезжие, поверстные, засечные и заповедные.
Лесное законодательство получило новое развитие при Петре I. Строительство военного флота было невозможно без законодательства по охране леса. Петр I установил указом запретные полосы вдоль берегов больших (Волга, Дон) и малых (Десна и др.) рек шириной 50 и 20 верст соответственно. Рубка деревьев в этих лесах была разрешена исключительно для государственных нужд. Нарушителям данного указа грозила смертная казнь9.
Петр I заложил основы лесоуправления.
При Екатерине II начал меняться характер государственной лесной политики. В 1782 г. был подписан указ, согласно которому все леса в помещичьих дачах, включая корабельные, остаются в неограниченной собственности владельцев с правом продажи.10 Лесоуправление, ранее имевшее целью обеспечение нужд военного флота, соответственно охрану корабельных лесов, приобрело экономический характер – одной из главных целей стало пополнение казны за счет доходов от лесов.
Правнук Петра Великого Павел I 26 мая 1798 г. учредил при Адмиралтейской коллегии особый департамент для лесной части (Лесной департамент). Уже в 1802 г. был высочайше утвержден «Лесной Устав». Данный акт в 1832 г. вошел в состав первого Свода законов Российской империи под названием «Свод Устава лесного». Длительное действие Устава, отсутствие серьезных реорганизаций управления государственными лесами в Российской Империи вплоть до 1917 г. было основой устойчивого управления лесами и ведения лесного хозяйства, чего как раз и не хватало в последующие периоды, включая современный.
Единственным важным законодательным актом, изданным в период действия Устава, было принятое в 1888 г. Положение о сбережении лесов11, изданное в связи с обмелением Волги и других судоходных рек европейской части страны из-за вырубки лесов у их истоков. Все леса европейской части страны и Кавказа были отнесены к трем категориям: защитные, водоохранные и прочие.
В соответствии с Лесным Уставом леса были разделены на государственные и состоящие в общественной и частной собственности. По официальным данным, с учетом Финляндии и Кавказа в целом по империи государству принадлежало более 70 %12. Государственные леса в свою очередь делились на казенные и имеющие особое предназначение. Отличительной особенностью казенных лесов по сравнению с частновладельческими являлось то, что в них осуществлялось ведение лесного хозяйства. Казенные леса, не имеющие большого хозяйственного значения могли продаваться.
Таким образом, основным собственником лесов в России было государство, однако освоенные леса в европейской части России были частновладельческими; при этом государственная собственность открывала недоступные для частного лесовладения перспективы по всестороннему использованию леса, в первую очередь его защитных свойств, по организации и ведению лесного хозяйства, основанных на научных принципах.
Принятый сразу после Октябрьской революции 8 ноября (26 октября) 1917 г. Декрет о земле отменил право частной собственности на землю. Все «недра земли…., а также леса и воды» 13 перешли в исключительное пользование государства. В этом документе не решался вопрос о закреплении форм собственности на леса.
Впервые задачи по закреплению основных положений правового режима лесов были решены декретом ВЦИК «О лесах» от 27 мая 1918 г. Этот декрет закрепил право государственной собственности на леса, сформулировал правовые принципы отношений лесопользования, положил начало правовой классификации лесов исходя из их целевого назначения.
В ст.1 Лесного Кодекса РСФСР 1923 г. указывалось, что все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства, ограниченные в установленном для того порядке от земель иного назначения, составляют собственность государства и образуют единый государственный фонд, который разделялся на леса местного значения и леса общегосударственного значения14.
Важным документом
военного времени стало
Лесные земли сильно пострадали во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. В результате военных действий на оккупированных территориях погибло свыше 20 млн гектаров леса15. Послевоенное законодательство было подчинено требованию восстановления и дальнейшего развития лесного хозяйства. В рассматриваемый период была проведена огромная работа в целях выполнения так называемого сталинского плана преобразования природы по созданию различных видов защитных насаждений в лесостепной, степной и полупустынной географических зонах европейской части России, были развернуты работы по лесоосушительной мелиорации, были организованы опытные лесхозы16. Право собственности государства на земли лесного фонда носило исключительный характер, который обуславливает единство всего государственного фонда, в чьем бы пользование ни находились те или иные участки.
Важным событием в развитии лесного законодательства было принятие в 1977 г. Основ лесного законодательства Союза ССР и в соответствии с ними Лесного Кодекса РСФСР (ЛК РСФСР), который введен в действие с 1 января 1979 г. Леса объявлялись народным достоянием, Советское государство, являясь единственным собственником, устанавливало порядок пользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Государственный лесной фонд делился на две части: леса государственного значения и колхозные леса. В ЛК РСФСР была закреплена роль лесов и как источника удовлетворения потребностей страны в древесине и другой лесной продукции, и как биологического объекта, который оказывает благоприятное влияние на климат, атмосферу, гидрологический режим рек и других водных объектов. Особенностью земли, лесов и других природных ресурсов являлось то, что они не имели стоимости, так как представляли собой ресурс, данный самой природой. Из этого следовал принцип бесплатности пользования землей и другими природными ресурсами. В настоящее время положение изменилось: в ЛК РФ и ЗК РФ закреплен принцип платности.
Следующим этапом было принятие в 1993 г. Основ лесного законодательства РФ, в которых предусматривалось, что лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга. В Основах лесного законодательства РФ получили развитие рыночные элементы регулирования лесных отношений: было предусмотрено применение договора аренды; был отменен централизованный порядок распределения лесосечного фонда; участки лесного фонда представлялись в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов; наряду с разрешительным порядком лесопользования был введен специальный лицензионный порядок; функции управления лесами были отделены от лесопромышленной деятельности. Но не был решен вопрос о разграничении федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Этот пробел восполнил Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. №2144 «О федеральных природных ресурсах»17.
Подводя итог можно сделать вывод, что господствующей формой собственности на леса в России была государственная собственность, так как только она обеспечивала их эффективное использование. Функции леса в разное время были различными: сначала они выполнили задачи кордонов, были естественными заграждениями от врага, при Петре I они были строительным материалом для российского флота, в дальнейшем леса приобрели экономический характер и только в современном законодательстве «лес приобретает экологическое, рекреационное значение, роль глобальных легких планеты»18.
Государственная собственность на лесные земли открывает более широкие возможности для эффективного управления лесным хозяйством. Даже в наиболее развитых странах регулирование рационального использования лесов, расположенных не только на землях негосударственного сектора, сталкивается со значительными трудностями, требуя использования сложных и не всегда надежных правовых механизмов для осуществления централизованной государственной политики, направленной на обеспечение режима рационального лесопользования на лесных землях с различной формой собственности.