Организация деятельности судебно-экспертного учреждения «Испытательная пожарная лаборатория федеральной противопожарной службы при ра

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:46, дипломная работа

Краткое описание

Судебно-экспертные учреждения и экспертные подразделения ФПС в обязательном порядке выполняют пожарно-технические экспертизы, а при наличии соответствующей материальной базы и специалистов – иные судебные экспертизы по делам о пожарах, нарушениях требований пожарной безопасности и в области пожарной безопасности в рамках административного расследования.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Организация административно-правовой деятельности органов ГПН.
1.1. Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях. Роль органов Государственного пожарного надзора.. 7
1.2. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных нарушениях в области пожарной безопасности 15
1.3. Порядок рассмотрения дел по пожарам должностными лицами ГПН 18
1.4. Порядок рассмотрения дел по пожарам должностными лицами ГПН в случае установления виновности физического лица на месте пожара 24
1.5. Порядок участия специалиста и эксперта в производстве делам о пожарах и административных правонарушениях 35
Глава 2. Анализ административно-правовой и уголовно-процессуальной деятельности органов ГПН ГУ МЧС России по Московской области за 2004-2005 год.
2.1. Уголовно-процессуальная деятельность органов ГПН МО. 42
2.3. Административно-правовая деятельность органов ГПН МО 51
Глава 3. Организационно-правовые мероприятия по выполнению экспертиз СЭУ «ИПЛ» о нарушениях требований правил в области пожарной безопасности, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
3.1. Организация и проведение экспертизы в рамках административного расследования по факту пожара. …………… 60
3.2 Организация и проведение экспертизы в рамках административного приостановления деятельности. 67
Заключение 76
Литература 80

Файлы: 1 файл

Диплом ИПЛ .doc

— 1,016.50 Кб (Скачать)

В противном случае  должностным лицом органа ГПН выносится постановление о наказании  в пределах своих полномочий в установленном порядке (штраф или предупреждение)

В случае  возвращения судьёй материалов дела,  если протокол  об административном правонарушении был составлен неправомочным лицом либо неполноты представленных материалов, недостатки устраняются в срок не более трёх суток со дня их поступления (получения) от судьи. Материалы дела об административном правонарушении, с внесенными в них изменениями и дополнениями, возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ст. 28.8. КоАП РФ)

В соответствии с частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ,  копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении, направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Проведение экспертизы в рамках административного приостановления.

 

Должностное лицо органов ГПН в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ вправе назначить пожарно-техническую экспертизу о наличие причинно-следственной связи между нарушением (невыполнением) требований правил пожарной безопасности угрозой возникновения пожара, жизни и здоровью граждан. Производство пожарно-технических экспертиз может проводится на базе экспертных учреждений, включая Испытательные пожарные лаборатории..

При производстве указанной экспертизы необходимо рассмотреть  нормативно-технические  требования и ответить на вопросы касающиеся:

                       Соответствия путей эвакуации требованиям норм и правил.

                       Соответствие необходимого времени эвакуации людей нормативному  по ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования». «Метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей».

Показателем оценки уровня обеспечения пожарной безопасности людей на объектах является вероятность предотвращения воздействия опасных факторов пожара (ОФП) на людей, а также обоснования требований  к эффективности систем обеспечения пожарной безопасности людей. При этом должно выполнятся условие, что время развития опасных факторов пожара должно быть больше времени эвакуации людей.

 разв. ОФП  > эвак.,

невыполнение данного условия дает основания для административной приостановки объекта.

Необходимо учитывать, что при административном приостановлении деятельности объекта не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия, как для его производственного процесса, так и для функционирования систем жизнеобеспечения. Поэтому по административному правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приостановление деятельности заключается лишь в прекращении работы производственных участков, эксплуатации агрегатов, зданий и сооружений, осуществлении отдельных видов деятельности, оказании услуг.

Стоит отметить, что одним из самых важных обстоятельств, препятствующих применению административного приостановления деятельности объекта или учреждения, является отсутствие закрепленного на законодательном уровне понятия опасности для жизни и здоровья людей и четких критериев, позволяющих судьям принимать правильные, обоснованные решения при производстве по данным административным делам. При огромном многообразии нормативных требований трудно построить причинно-следственную связь между выявленными нарушениями и возможными последствиями от них.

                       Наиболее реальными нарушениями требований пожарной безопасности, которые могут быть положены в основу при обосновании необходимости административного приостановления деятельности, являются нарушения, на прямую влияющие на безопасность эвакуации (эвакуационные пути и выходы), а также те, которые могут привести к пожару с последующим его распространением со скоростью, превышающей расчетное время эвакуации. Для указанного обоснования может быть использован расчет необходимого и расчетного времени эвакуации по ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования». «Метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей».

Поэтому необходимы экспертные исследования, которые должны назначаться не только на стадии упомянутой подготовки и рассмотрения дел, но и на стадии судебного их рассмотрения. В системе МЧС России ведется работа по созданию судебно-экспертных учреждений Федеральной противопожарной службы на базе существующих испытательных пожарных лабораторий.

Но необходимо осознать, что прямо в ближайшем будущем они не смогут выполнять в полном объеме свою работу в виду ряда причин:

1.   Не комплект сотрудников, составляющий 25% от положенного по штатной численности. Последующее увеличение численности согласно нового штатного расписания на 50 % вызовет еще больший не комплект численности сотрудников.

2.   Отсутствие высшего специального образования у 70 %, что сотрудников не позволяет иметь статус эксперта.

3.   Средний  возраст сотрудников составляет 24 года, что сказывается на опыте и качестве и своевременном выполнении работы.

4.   Недостаточная подготовка в нормативно-технических, правовых и процессуальных вопросах.

 

Заключение

Учитывая вышеизложенное можно определить основные организационные мероприятия, необходимые для надлежащего выполнения экспертиз в судебно-экспертном учреждении «Испытательная пожарная лаборатория».

Основным направлением в данном случае является правовое обеспечение деятельности подготовка и подбор кадрового состава на которых будет возложена задача по проведению экспертиз, как в рамках УПК РФ, так и в рамках КоАП РФ.

Что касается правового обеспечения проводимых исследований пожара и вещественных доказательств данный момент, то выходом из сложившейся ситуации, который бы не противоречил закону, может служить приобщение к материалам проверки, проводимой до возбуждения уголовного дела, документа, выполненного сотрудником ИПЛ, предусмотренного ведомственными нормами. Этот документ может иметь название как «Техническое заключение», а не «Заключение специалиста», которое предусмотрено ч. 3, ст. 80 УПК РФ. Форма и порядок представления технического заключения должны устанавливаться ведомственными нормативно-правовыми актами. При этом следует придерживаться требований, изложенных выше в п. 1. В то же время при наличии уголовного дела сотрудник ИПЛ по вопросам, поставленным перед ним сторонами, в соответствии с ч. З, ст. 80 УПК РФ может оформлять именно «Заключение специалиста».

              Также проведение необходимых исследований по исследованию пожара, в том числе и проведение исследований изъятых с места пожара объектов, с применением разрушающих методов, может проводиться в рамках административного расследования проводимого одновременно с проверкой по факту пожара.

Основные направления кадровой деятельности.

1.   Привлечение в качестве экспертов по делам об административных правонарушениях гражданских специалистов из числа работников Государственной противопожарной  службы. В штатной численности не предусмотрено привлечение гражданских специалистов в качестве экспертов и старших экспертов. Тогда как уровень подготовки и опыт работы сотрудников ИПЛ ГУ МЧС по Московской области, средний возраст которых составляет 24 года, не позволит выполнять качественно, всесторонне и в срок экспертизы по делам об административных правонарушениях. В данном случае необходимо подготовить обоснование перед руководством ГУ МЧС по МО о привлечении гражданских специалистов из числа работников Государственной противопожарной  службы на должности судебных экспертов. Основным обоснованием необходимости в привлечении будет являться наличие опыта нормативной и административно-правовой работы у аттестованных сотрудников. Кто, как не представитель государственного пожарного надзора Государственной противопожарной службы, имеющий соответствующее образование и опыт работы, может четко разъяснить суть нарушения и раскрыть возможные последствия КоАП Российской Федерации не запрещает использовать данных должностных лиц в качестве внештатных экспертов, в том числе и на стадии судебного рассмотрения дела. Здесь следует отметить, что статусом эксперта области пожарной безопасности никто из сотрудников ИПЛ не обладает и в ближайшее  время не сможет быть в виду отсутствия у 70 % высшего образования, и соответствующей профессиональной подготовки. Привлечение штатных экспертов из числа гражданских специалистов согласно штатной численности не предусмотрено.

2. Провести консультации в отделе административно-правовой деятельности при осуществлении государственного пожарного надзора и дознания по делам о пожарах Управления государственного пожарного надзора МЧС России по вопросам организации правового обеспечения деятельности СЭУ ИПЛ ФПС.

3.  Совместно с отделом дознания и административной практики ГУ МЧС по МО организовать обучение сотрудников СЭУ «ИПЛ» правовым основам деятельности при проведении экспертиз  в рамках уголовно-процессуального и административного расследования.

4. Проводит обучение сотрудников работе с имеющимся в наличие специальном оборудовании, применяемом как в полевых,  так и лабораторных условиях. Проведение стажировок, ознакомление и обучение работы на новом оборудовании экспертных учреждениях ИПЛ г. Москвы, экспертно-криминалистического управления Московской области МВД России, экспертно-криминалистического центра МВД России.

5. Обучение л/с в высших учебных заведениях и привлечение имеющих высшее специальное образование. Должность эксперта в государственных судебных учреждения, может занимать гражданин Российской федерации, имеющий высшее образование (кроме эксперта в области внутренних дел имеющего среднее специальное образование) и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет (ст. 13 73-ФЗ).

 

Затронутые в дипломной работе практические, правовые и организационные вопросы и проводимые мероприятия по преобразованию структуры ИПЛ в целом должны считаю должны быть направлены на усовершенствование правовой базы по обеспечению деятельности Государственной противопожарной службы в целом.

 

____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Федеральный закон «О пожарной безопасности».№ 69-ФЗ ( в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) - ГУ МЧС России по МО, ООО «Столичный центр», 2005 год.

2.     Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. №1 77-ФЗ -  Ось-89, 2006 год

3.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30 декабря 2001г. №196-ФЗ -  Ось-89, 2006 год.

4.     Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» №134-ФЗ- ГУ МЧС России по МО, ООО «Столичный центр», 2005 год.

5.     Постановление Правительства РФ «О государственном пожарном надзоре» от 21 декабря 2004 г. № 820 - ГУ МЧС России по МО, ООО «Столичный центр», 2005 год.

6.     Приказ МЧС России «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ №132 от 17 марта 2003 г.- ГУ МЧС России по МО, ООО «Столичный центр», 2005 год.

7.     ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность». Общие требования.

8.     ГОСТ 12.1.033-81 «Пожарная безопасность». Термины определения.

9.     Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» № 73-ФЗ от 31 мая 2001г. с изменениями от 30 декабря 2001 г.

10. Расследование пожаров. Сборник статей. – ФГУ ВНИИПО, 2005 год.

«Методические рекомендации по применению административного приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц», «Методические рекомендации по применению  административного приостановления деятельности…».– ГУ МСЧ России по МО.

11. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных
правонарушениях / Под общей редакцией Е.Л. Сидоренко. М.:

              Проспект, 2002г.

12. Приказ № 745 от  14.10.2005 «о создании судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений федеральной противопожарной службы».

13.              Приказ  № 640 от 19.08.05 «Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы

 

 



Информация о работе Организация деятельности судебно-экспертного учреждения «Испытательная пожарная лаборатория федеральной противопожарной службы при ра