Организация деятельности судебно-экспертного учреждения «Испытательная пожарная лаборатория федеральной противопожарной службы при ра

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:46, дипломная работа

Краткое описание

Судебно-экспертные учреждения и экспертные подразделения ФПС в обязательном порядке выполняют пожарно-технические экспертизы, а при наличии соответствующей материальной базы и специалистов – иные судебные экспертизы по делам о пожарах, нарушениях требований пожарной безопасности и в области пожарной безопасности в рамках административного расследования.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Организация административно-правовой деятельности органов ГПН.
1.1. Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях. Роль органов Государственного пожарного надзора.. 7
1.2. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных нарушениях в области пожарной безопасности 15
1.3. Порядок рассмотрения дел по пожарам должностными лицами ГПН 18
1.4. Порядок рассмотрения дел по пожарам должностными лицами ГПН в случае установления виновности физического лица на месте пожара 24
1.5. Порядок участия специалиста и эксперта в производстве делам о пожарах и административных правонарушениях 35
Глава 2. Анализ административно-правовой и уголовно-процессуальной деятельности органов ГПН ГУ МЧС России по Московской области за 2004-2005 год.
2.1. Уголовно-процессуальная деятельность органов ГПН МО. 42
2.3. Административно-правовая деятельность органов ГПН МО 51
Глава 3. Организационно-правовые мероприятия по выполнению экспертиз СЭУ «ИПЛ» о нарушениях требований правил в области пожарной безопасности, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
3.1. Организация и проведение экспертизы в рамках административного расследования по факту пожара. …………… 60
3.2 Организация и проведение экспертизы в рамках административного приостановления деятельности. 67
Заключение 76
Литература 80

Файлы: 1 файл

Диплом ИПЛ .doc

— 1,016.50 Кб (Скачать)

             

              В суд на рассмотрение направлено 873 дела об административных правонарушениях, в том числе:

717 – по ст. 19.5 КоАП РФ – 3,9 % от общего количества административных  дел;

              132 – по ст. 14.1 КоАП РФ – 0.7 %  от общего количества административных  дел.

              Анализ деятельности отделов ГПН показал, что реализация государственными инспекторами прав по привлечению к административной ответственности за невыполнение предписаний ГПН (по ст. 19.5 КоАП РФ) остаётся на низком уровне, что говорит о низкой требовательности  и принципиальности государственных инспекторов в следующих районах: Нарофоминском – 4 протокола, Зарайском – 3, Талдомском – 3, Шаховском – 3, Коломенском – 2, Одинцовском – 2, Воскресенском 1, Луховицком – 1.  Не составляют протоколы по данной статье Лотошинский, Серебряно-Прудский, Ступинский  районы.

              Наиболее высокий данный показатель в Ленинском -63 протоколов, Домодедовском - 59,  Электростальском – 46 отделах ГПН.

              Сотрудники ОГПН ГУ УГПН МЧС России по Московской области штрафы на физических и юридических лиц налагали в соответствии с санкциями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и  требованиями Федерального закона № 82 от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда». Анализ статистических данных показывает, что высокая требовательность сотрудников ОГПН к нарушителям требований пожарной безопасности отмечается в Подольском 963 протокола (+157%  с АППГ - 375), Раменском 906 ( +58% с АППГ 574), Люберецком 854 (+55% с АППГ- 551), Мытищинском 831 ( +108% с  АППГ - 399), Щелковском 805 (+90% с АППГ 424) районах.

Вынесено 6416 (35 % от общего количества протоколов) постановлений о предупреждении (+ 2,8 раза  с АППГ- 2295).

Наибольший процент предупреждений от общего количества вынесенных постановлений о назначении административного наказания в следующих районах: Шаховском – 92%, Ступинском - 89%,  Луховицком – 78%, Волоколамском – 72%, Сергиево-Посадском - 68%, Орехово-Зуевском - 67%, Коломенском – 65%, Лотошинском -63%, Озёрском – 59%.

 

Наложено 11129 штрафных санкций (+60 % с АППГ – 6657), на сумму 28 346 500 руб. (+  3,4 раза  с АППГ – 8 458 000 руб.), из них:

в отношении граждан – 1253(-9,3% с АППГ - 1382) на сумму 852300 руб. – 11.2 %  от общего количества  штрафов;         

в отношении должностных лиц – 9110 (+66 %с АППГ - 5496) на сумму 10 932 000 руб.   –   81.8 % от общего количества  штрафов;

              в  отношении  юридических лиц  –  766  (+ 6  раз  АППГ  -  80)  на сумму 8 891 500 руб. – 7 % от общего количества  штрафов.

 

              Наибольший процент штрафов от общего количества вынесенных постановлений о назначении административного наказания в следующих районах: Химкинском – 96%, Пушкинском – 94%, Мытищинском - 92%, Одинцовском – 89%, Рузском – 85%, Домодедовском – 83%, Дмитровском – 82%, Каширском – 82%,  г. Реутове – 92%,  г. Долгопрудном – 82%, г. Королёве – 82%.

Средняя сумма штрафов по области составляет:

на граждан - 680 рублей;

на должностных лиц - 1200 рублей;

на юридических лиц -11607 рублей;

Наиболее высокие показатели привлечения юридических лиц к административной ответственности  в следующих районах: Щёлковском – 102 (12% от общего количества возбужденных дел), г. Реутов/Железнодорожный – 85 (20%), Мытищинском – 43 (5%),  Люберецком – 41 (4%), Ногинском- 39 (12%), Химкинском – 39 (10%), г. Долгопрудный – 37 (13%), г.Королёв – 41 (7%).

              Юридические лица не привлекаются к административной ответственности в виде штрафа (либо слабо используются права ГПН) в следующих районах: Зарайском – 1 административное дело, Коломенском – 0, Лотошинском - 0,  Луховицком - 0, Орехово-Зуевском -0, Серебряно-Прудском - 0, Ступинском – 0, Шаховском – 0.

Приведено в исполнение  8303 постановлений на штраф (+ 47 % с АППГ –  5665),    на общую сумму 14527200 рублей.

Взыскиваемость штрафов в 2005 году  составила 74 % от общего количества.  

Наиболее высокие показатели взыскиваемости штрафов в следующих районах: Дмитровском – 97%, Каширском – 96%, Егорьевском -95%, Химкинском – 94%, Чеховском – 94%, г. Долгопрудный – 91%

Слабо организована работа по взысканию штрафов в следующих районах: Лотошинском – 9% от общего количества  постановлений на штраф, Волоколамском – 19%, Коломенском – 29%, Озёрском – 32%,  Раменском – 37%, Луховицком 44%, Ступинском – 45%, Клинском - 50%.

Сотрудниками ГПН проведено 153  административных расследования в отношении юридических и физических лиц (АППГ -11), - 0,8 % от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях: Воскресенский – 5, Можайский – 4, Мытищинский – 2, Озёрский – 10, Сергиево-Посадский – 15, Серпуховской -  3, Солнечногорский – 2, Химкинский – 4 районы, г. Долгопрудный – 32, г. Дубна – 1, г.Королёв – 21, г. Реутов/Железнодорожный -54.

 

В 2005 году  было вынесено 62 постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях.

Должностные лица, осуществляющие государственный пожарный надзор, еще достаточно слабо применяют такое средство  укрепления законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, устранения существенных недостатков в работе организаций различных форм собственности - как внесение представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения  (ст.29.13 КоАП РФ). Так  за отчётный  период в организации направлено 1422 представления (АППГ – 286) –  8 % от общего количества вынесенных постановлений, из них рассмотрено - 1094 (АППГ – 207). За непринятие мер   по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения  в отношении руководителей организаций возбуждено 21 дело об административных правонарушениях  по   ст.19.6 КоАП  РФ. 

              Не используют данную меру воздействия следующие районы: Волоколамский, Егорьевский, Люберецкий, Одинцовский, Серебряно-Прудский, Ступинский.

Анализ административно-правовой деятельности показывает, что в среднем по Московской области ежемесячно инспектором возбуждалось  4  дела об административных правонарушениях  по 2,4  из которых выносились постановления на штраф.

Проверками, проведенными сотрудниками  отдела административной практики и дознания   Управления ГПН, в районных отделах ГПН выявлены  нарушения действующего законодательства и прав граждан при оформлении и рассмотрении дел об административных правонарушениях. Имеется немало недостатков в части обоснованности и правомерности наложения административных взысканий, правильности оформления протоколов об административных правонарушениях и других процессуальных документов:

протоколы составляются по истечении установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения лиц к административной ответственности;

в протоколах не указывается время совершения административного правонарушения;

не во всех протоколах имеются объяснения лиц, привлекаемых к административной ответственности либо соответствующая запись государственного инспектора об отказе от дачи объяснений;

в протоколы об административных правонарушениях заносятся не все выявленные нарушения,  предусмотренные  нормативными правовыми актами, требования которых нарушены,  за исключением ППБ 01-2003

при формулировании сути административного правонарушения делаются ссылки на пункты правил пожарной безопасности ППБ 01-2003, которые не содержат признаки данного правонарушения либо делаются ссылки на пункты ППБ 01-2003, имеющие ссылку на другие нормативные документы без указания конкретных пунктов этих документов;

материалы дел  не содержат документов,    подтверждающих полномочия должностных лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также полномочия законных представителей юридических лиц;

при рассмотрении  дел об административных правонарушениях учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, однако, из материалов дел не усматривается, какие именно обстоятельства при назначении административного наказания приняты во внимание; не учитывается повторность административных правонарушений;

в материалах дел отсутствуют документы, подтверждающие вину лица, в отношении которого ведется производство (что лицо могло и должно было выполнить требования пожарной безопасности) - должностные инструкции, приказы, выписки из правил и т.п.;

в постановлениях, выносимых по результатам рассмотрения дел, порядок обжалования последних должностными лицами органа ГПН указывается не в соответствии с требованиями ст.ст. 30.1, 30.2  КоАП РФ;

при вынесении постановлений не учитываются требования Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", а именно: не указывается дата и место рождения лица, в отношении которого возбуждено дело, а также  дата вступления постановления  в законную силу;

в постановлениях не всегда  ставится дата его вручения нарушителю либо сведения о направлении его почтой с уведомлением.  

 

Основными причинами низкого уровня организации  административно-правовой деятельности на территории Московской области  послужили:

-  неудовлетворительная организация профессиональной подготовки, низкий уровень знаний большинства инспекторского состава территориальных подразделений ГПН, их нежелание расширять свой кругозор и, как результат,  неумение, а зачастую и боязнь использовать в полном объёме предоставленные административным законодательством права по пресечению административных правонарушений;

- недостаточно внимания уделяется вопросам взаимодействия с правоохранительными органами (ОВД, прокуратурой) и другими надзорными  инстанциями;

- крайне слабое обеспечение территориальных отделов ГПН нормативно-правовой  литературой;

-  низкая исполнительская дисциплина сотрудников территориальных отделов ГПН, примером которой является  предоставление отчётов со статистическими данными с нарушением установленной формы и с наличием арифметических ошибок.  За нарушение  административного законодательства при осуществлении ГПН к дисциплинарной ответственности привлечено 10 сотрудников  отделов ГПН по Талдомскому,  Воскресенскому, Сергиево-Посадскому,  Зарайскому,  Можайскому, Ногинскому,  Шатурскому, Щёлковскому районам, г. Дубне, г. Реутов/Железнодорожный. 

 

 



 

                                          80             

п/п

 

Районы

Средняя сумма штрафов

Среднее количество составленных протоколов на одного инспектора ГПН в год

Количество проверок на одного инспектора в год

Проверено мероприятий по контролю (внеплановых)

Направлено материалов в суды в порядке ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ

граждане

должностные лица

юридические лица

1

Балашихинский

1071

1132

10526

58

80

274

15

2

Волоколамский

1500

1227

16667

54

119

205

33

3

Воскресенский

586

1276

11600

38

100

426

1

4

Дмитровский

585

1014

10000

49

139

954

19

5

Домодедовский

558

1024

10000

45

79

345

59

6

Егорьевский

667

1141

11111

42

123

523

9

7

Зарайский

0

1032

10000

37

150

296

3

8

Истринский

1379

1191

15735

42

174

766

36

9

Каширский

565

1037

10000

29

115

288

12

10

Клинский

877

1329

13500

48

78

521

22

11

Коломенский

667

1245

0

27

99

559

2

12

Красногорский

1000

1201

12500

43

86

425

6

13

Ленинский

583

1128

10800

33

69

631

63

14

Лотошинский

0

1000

0

58

87

142

0

15

Луховицкий

500

1000

0

45

56

15

1

16

Люберецкий

816

1163

12500

61

122

844

9

17

Можайский

571

1054

10000

32

78

412

22

18

Мытищинский

1375

1671

15349

62

127

796

38

19

Наро-Фоминский

500

1050

10000

30

177

860

4

20

Ногинский

1500

1155

10172

16

53

757

7

21

Одинцовский

447

1024

10000

29

175

1236

2

22

Озерский

1500

1304

10000

30

67

198

12

23

Орехово-Зуевский

500

1071

0

34

225

2171

14

24

Павлово-Посадский

520

1047

10000

57

80

195

32

25

Подольский

1154

1235

10357

54

66

410

11

26

Пушкинский

1250

1106

11538

30

71

488

9

27

Раменский

500

1156

12105

76

182

853

34

28

Рузский

500

1020

10000

40

146

577

10

29

Сергиево-Посадский

1591

1191

10000

25

167

936

8

30

Серебряно-Прудский

563

1125

0

18

214

120

18

31

Серпуховской

1350

1101

10909

37

91

575

0

32

Солнечногорский

1500

1058

10000

50

100

363

13

33

Ступинский

900

1346

0

31

 

602

0

34

Талдомский

750

1310

12857

44

57

144

3

35

Химкинский

500

1140

12703

34

55

139

7

36

Чеховский

513

1302

10870

47

126

559

33

37

Шатурский

500

1186

11250

41

170

643

19

38

Шаховской

0

921

0

47

71

65

3

39

Щелковский

661

1153

10108

47

122

919

20

40

г. Долгопрудный

800

1306

12500

22

127

731

7

41

г. Дубна

595

1035

12600

61

67

98

12

42

г. Королев

584

1032

10241

40

55

169

34

43

г. Реутов

856

2024

13492

41

71

205

9

44

г. Электросталь

1500

1180

10000

44

120

588

46

Итого в среднем по  области

680

1200

11600

В месяц - 4

 

 

 

 

 



 

                                          80             

3. Организационно-правовые мероприятий по выполнению судебных экспертиз о нарушениях требований правил в области пожарной безопасности, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в рамках СЭУ ИПЛ.

3.1. Организация и проведение процессуальных действий с привлечением СЭУ ИПЛ и проведение экспертизы в рамках административного дела по факту пожара

 

Алгоритм процессуальных действий по факту пожара в рамках УПК РФ и КоАП РФ.

Проверка по факту пожара в рамках УПК проводится в отношении  физических лиц (ч.2 ст.167, ст.168, ч. 1 ст.219, ч.1 ст.261 УК РФ).

Протокол осмотра места пожара. По факту происшедшего пожара на основании ст.177 УПК РФ оформляется протокол осмотра места пожара (ПОМП).

При необходимости производится изъятие вещественных доказательств (ВД). ВД признаются любые предметы ст. 81 УПК РФ;

- которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;

- на которые были направлены преступные действия;

- иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления;

Согласно ст. 177 УПК изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу.

Исследование вещественных доказательств судебно-экспертными учреждениями производится только в рамках судебной экспертизы по возбуждению уголовного дела.

 

 

 

Дознание проводится в течении 20 суток возбуждения уголовного дела. По ходатайству перед прокурором сроки расследования могут быть продлены, но не более 10 суток. В рамках проверки может производится пожарно-техническая экспертиза с целью установления очага, причины пожара условий способствовавших развития и динамику пожара.

По результатам проверки согласно ст. 145 УПК РФ принимается следующее решение.

- Возбудить уголовное дело (ВУД) в отношении физического лица, при установлении признаков состава преступления.

- При отсутствии признаков состава преступления уголовное дело не возбуждается, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, при этом рассмотрение дела может проводится в отношении физического и юридического лица в рамках административного расследования.

- Передать дело по подследственности.

На стадии возбуждения уголовного дела по факту пожара первоочередной задачей дознавателя является установление наличия или отсутствия признаков преступления. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ)  только наличие признаков преступления является основанием для возбуждения уголовного дела. В отношении дел, связанных с пожарами, эти обстоятельства определяются, прежде всего, исходя из непосредственной (технической) причины пожара.

Информация о работе Организация деятельности судебно-экспертного учреждения «Испытательная пожарная лаборатория федеральной противопожарной службы при ра