Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:46, дипломная работа
Судебно-экспертные учреждения и экспертные подразделения ФПС в обязательном порядке выполняют пожарно-технические экспертизы, а при наличии соответствующей материальной базы и специалистов – иные судебные экспертизы по делам о пожарах, нарушениях требований пожарной безопасности и в области пожарной безопасности в рамках административного расследования.
Введение 2
Глава 1. Организация административно-правовой деятельности органов ГПН.
1.1. Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях. Роль органов Государственного пожарного надзора.. 7
1.2. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных нарушениях в области пожарной безопасности 15
1.3. Порядок рассмотрения дел по пожарам должностными лицами ГПН 18
1.4. Порядок рассмотрения дел по пожарам должностными лицами ГПН в случае установления виновности физического лица на месте пожара 24
1.5. Порядок участия специалиста и эксперта в производстве делам о пожарах и административных правонарушениях 35
Глава 2. Анализ административно-правовой и уголовно-процессуальной деятельности органов ГПН ГУ МЧС России по Московской области за 2004-2005 год.
2.1. Уголовно-процессуальная деятельность органов ГПН МО. 42
2.3. Административно-правовая деятельность органов ГПН МО 51
Глава 3. Организационно-правовые мероприятия по выполнению экспертиз СЭУ «ИПЛ» о нарушениях требований правил в области пожарной безопасности, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
3.1. Организация и проведение экспертизы в рамках административного расследования по факту пожара. …………… 60
3.2 Организация и проведение экспертизы в рамках административного приостановления деятельности. 67
Заключение 76
Литература 80
Необходимость решения сложных технических вопросов для установления причины пожара требует привлечения сведущих лиц, обладающих специальными знаниями. Как правило, это — сотрудники испытательных пожарных лабораторий (ИПЛ). Практика показывает, что основными формами их участия на стадии возбуждения уголовного дела являются:
• участие в осмотре места пожара в качестве специалиста в соответствии со ст. 168 УПК РФ;
• представление заключения специалиста.
Действующие в настоящее время нормы УПК РФ недостаточно четко регламентируют деятельность специалиста. Прежде всего, это относится к представлению его заключения. УПК РФ не устанавливает, каковы основания и порядок оформления данного документа. Кроме того, наиболее проблемными вопросами в данном направлении деятельности пожарно-технического специалиста (связанном с представлением заключения) являются следующие моменты.
1. При подготовке заключения по причине пожара специалист (сотрудник ИПЛ), как правило, проводит исследование, как письменных материалов, так и изъятых с места пожара объектов (в том числе с использованием разрушающих методов). Это объясняется объективной необходимостью, так как без проведения подобных исследований сложно (либо вообще невозможно) установить причину пожара. Статус же специалиста, установленный ст. 58 УПК РФ, не предусматривает проведение им каких-либо самостоятельных исследований. Он привлекается для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств; постановки вопросов эксперту; разъяснении сторонам и суду вопросов‚ входящих в его профессиональную компетенцию. В связи с этим при подготовке заключения могут затрагиваться лишь те аспекты, которые связаны с функциями, закрепленными за специалистом законом. В отношении пожарно-технического специалиста к ним можно отнести:
• Сведения, связанные с его участием в производстве осмотра места происшествия (пожара), например о характере и степени термических поражений, подробностях обнаружения, закрепления и изъятия предметов, применения технических средств и т. п.;
• вопросы, которые целесообразно поставить на разрешение эксперта при производстве пожарно-технической экспертизы;
• разъяснения справочного (консультативного) характера о пожароопасных свойствах веществ, материалов, об обстоятельствах, способных при определенных условиях привести к возникновению пожара, и т. п.
2. Заключение специалиста, предусмотренное ст. 80 УПК РФ, строго говоря, вообще не должно представляться до возбуждения уголовного дела. Такой вывод можно сделать исходя из системного толкования норм УПК РФ. Во всех статьях, упоминающих о заключении специалиста (ст. 74, ст. 80 УПК РФ), подразумевается наличие возбужденного уголовного дела.
Проверка по факту пожара в рамках КоАП РФ проводится в отношении физических лиц и юридических лиц.
Административное расследование по факту пожара проводится на основании ст. 28.7 КоАП РФ. Одновременно с расследованием пожара в рамках УПК РФ в отношении физического лица не запрещается проводить расследование в отношении юридических лиц в рамках КоАП РФ. Административное дело регистрируется в журнале учета административных дел. Срок проведения административного расследования от 15 дней до 1 месяца.
В случаях, когда при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний, закреплении доказательной базы должностное лицо на основании ст. 26.4 КоАП РФ выносит определение о назначении экспертизы. Данный вид экспертиз может проводиться на базе создаваемых судебно-экспертных учреждений ИПЛ.
Такое определение может быть вынесено как по инициативе должностного лица, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего, прокурора, защитника.
В определении о назначении экспертизы эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности, он также должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения ст. 17.9 КоАП РФ.
При решении вопроса о назначении экспертизы по делу об АП с учетом объема и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу (ч.1 ст. 25.1, ч.2 ст. 25.2, ч .4 ст.26.4 КоАП), необходимо выяснить у названных участников производства по делу, их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.
Поскольку ст. 25.9 КоАП эксперту не предоставлено право истребовать доказательства для производства экспертизы и выяснять у участников производства какие-либо обстоятельства, все необходимые для производства экспертизы должны быть собраны должностным лицом, назначившим экспертизу. В рамках экспертизы проводится исследование вещественных доказательств.
По результатам экспертизы должностное лицо органа ГПН выносит решение об ответственности физического или юридического лица.
Если результаты экспертизы указывают на наличие признаков состава преступления в действиях (бездействиях) физического лица, проводится проверка в рамках УПК РФ и выносится постановление о прекращении административного расследования в отношении физического лица.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности отнесено к категории наиболее сложных, поэтому законодатель предоставил право органам государственного надзора проводить административные расследования согласно ст. 28.7 КоАП РФ (для проведения экспертиз и иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат). При этом постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пункте «а» ч. 3 под реальными действиями понимаются действия, направленные на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. А истребование необходимых материалов, которые в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ должны быть направлены в трехдневный срок, порой не рассматривается как основание для проведения административных расследований.
3.2. проведение экспертизы в рамках административного приостановления деятельности.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Настоящее наказание применяется в случае угрозы возникновения пожара и (или) жизни и здоровью людей, и в соответствии с частями 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ назначается исключительно судьями районных судов и только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, производство по которым проводилось в форме административного расследования, а также влекущих административное приостановление деятельности, подлежат рассмотрению судьями районных судов лишь в том случае, если орган ГПН или должностное лицо этого органа, к которым поступило дело, передают его на рассмотрение судье для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.
При подготовке и проведении мероприятий по контролю имеет важное значение правильное и своевременное оформление материалов проверки. Распоряжение (приказ) начальника органа ГПН на проверку должно содержать конкретный объект (предмет), цели и задачи проводимого обследования. Если проверке подлежит здание (сооружение), то в большинстве случаев распоряжения на проверку необходимо издавать в отношении всех организаций, осуществляющих эксплуатацию этого здания (как являющихся собственниками, так и пользующихся площадями на правах аренды). В этом случае также подлежат проверке сама деятельность данных организаций, осуществляемая в соответствии с уставными задачами и целями, и (или) иные объекты их деятельности (эксплуатация здания, пожароопасного участка, оборудования и т.п.).
Дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 рекомендуется возбуждать вынесением определения о возбуждении дела об административном правонарушении с последующим проведением административного расследования и передачей его на рассмотрение в районный суд для применения иной меры наказания.
При установлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (признаков, характеризующих состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ), которое по оценке должностного лица создаёт угрозу пожара, жизни или здоровью людей*, последним проводятся необходимые процессуальные действия по собиранию и соответствующему процессуальному оформлению (закреплению) доказательств. Доказательства (фактические данные) фиксируются в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении и прилагаемых к нему материалах, например: составление протокола осмотра, взятие объяснений со свидетелей, составление фототаблиц, проведение экспертиз и др.
Алгоритм административной приостановки
Применительно к пожарной безопасности, угроза жизни и здоровью людей возникает при пожаре – не контролируемом горении, причиняющем материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, а точнее в результате воздействия опасных факторов пожара - пламя и искры; повышенная температура окружающей среды; дым; токсичные продукты горения и термического разложения; пониженная концентрация кислорода, и вторичных проявлений опасных факторов пожара: осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций; радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок; электрический ток, возникший в результате выноса напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов; опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара; огнетушащие вещества. (ГОСТ 12.1.033-81 Пожарная безопасность. Термины и определения)
Решение о составлении протокола об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности может быть принято уполномоченным должностным лицом только в случаях угрозы возникновения пожара и(или) жизни и здоровью людей.
Протокол составляется немедленно после выявления административного правонарушения, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о лице, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.
Дополнительное выяснение обстоятельств дела может быть также обусловлено необходимостью получения дополнительной информации по делу, необходимой для формирования доказательной базы, т.е. фактах (фактических данных) на основании которых можно сделать вывод о виновности лица, совершившего административное правонарушение, включая конкретные виды доказательств, в том числе вещественные доказательства, документы, взятие проб и образцов. В этом случае протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения либо по результатам проведения административного расследования в установленные сроки (ст. 28.7 КоАП РФ)
Лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, или их законным представителям, а также иным участникам производства предоставляется возможность ознакомления с протоколом и материалами дела. Указанные лица вправе давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица (ст. 28.2 КоАП РФ).
При отказе в подписании протокола, получении его копии, дачи объяснений в протоколе делается соответствующая запись в присутствии не менее чем двух свидетелей.
Регистрация протокола об административных правонарушениях осуществляется территориальными подразделениями государственного пожарного надзора в журнале учета административных дел.
Протокол и иные приложенные к нему материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в течение суток с момента его составления направляются (передаются) должностному лицу, уполномоченному в соответствии со ст. 23.34 КоАП РФ рассмотреть дело.
Должностное лицо ГПН, составившее протокол об административном правонарушении, уполномоченное рассмотреть настоящее дело, вправе назначить его к рассмотрению на месте установления (выявления, обнаружения) правонарушения сразу же после составления протокола, если вопросы, предусмотренные ст. 29.1 КоАП РФ, выяснены и разрешены.
Должностное лицо ГПН, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении, выносит определение о назначении места и времени рассмотрения дела, которое вручается (направляется почтой с уведомлением) законному представителю юридического лица.
Дело рассматривается с участием законного представителя юридического лица. Если, по результатам рассмотрения дела по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, должностное лицо органа ГПН усматривает в совершенном правонарушении наличие угрозы возникновения пожара, жизни или здоровью людей, то в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ оно выносит определение о передаче административного дела на рассмотрение по подведомственности и передаёт дело на рассмотрение в районный суд, который в соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ вправе назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.
К протоколу необходимо приложить документы и материалы, согласно описи, которые должны в полной мере подтверждать состав административного правонарушения, зафиксированного в протоколе, отягчающие обстоятельства.