Характеристика правовых основ государственной гражданской службы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ правовых основ государственной гражданской службы РФ.
Задачи работы:
1. Общая характеристика правового положения Правительства Российской Федерации;
2. Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации.

Оглавление

Введение

1. Общая характеристика правового положения Правительства Российской Федерации…………………………………………………………………………………………………………4

1.1 Правовой статус Правительства Российской Федерации…………………………..4

1.2 Правительство и иные органы власти………………………………………………………..9

2. Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации..14

2.1 Состав Правительства Российской Федерации. Порядок формирования состава Правительства Российской Федерации………………………………………………14

2.2. Должностной регламент……………………………………………………………………………19

2.3Аттестация государственных гражданских служащих………………………………20

2.4. Статус государственных гражданских служащих…………………………………..24

2.5. Ограничения, связанные с прохождением гражданской службы…………26

3.Система управления государственной службой…………………………………………29

Заключение………………………………………………………………………………………………………32

Список использованных источников и литературы………………………………………34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 51.06 Кб (Скачать)

Поскольку Российская Федерация является республикой  президентского типа, то Председателя правительства назначает на должность  Президент РФ (в отличие от парламентских  республик, где кандидатуру председателя правительства определяет, как правило, лидирующая партия). Статья содержит два  основных требования к претенденту  на должность председателя Правительства: он должен быть гражданином России и не иметь гражданства другого  государства.

Относительно  конкретного порядка назначения Председателя Правительства на должность, закон отсылает к нормам Конституции  РФ. Согласно ст. 111 Конституции, Председатель Правительства Российской Федерации  назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной  Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства  Российской Федерации вносится не позднее  двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или  после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации  кандидатуру Председателя Правительства  Российской Федерации в течение  недели со дня внесения предложения  о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой  Президент Российской Федерации  назначает Председателя Правительства  Российской Федерации, распускает Государственную  Думу и назначает новые выборы.

Конституционный суд РФ, осуществляя толкование положений  ч. 4 ст. 111, дал следующее разъяснение  закрепленной в ней норме: Положение  части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации  Государственной Думой во взаимосвязи  с другими положениями данной статьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную  Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства  Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

Право Президента Российской Федерации предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру  и решать вопрос о согласии на назначение - с другой, должны реализовываться  с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого  процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы  государства и в парламентской  практике.

После трехкратного отклонения представленных Президентом  Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации - независимо от того, представлялся  ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или  трижды, - Государственная Дума подлежит роспуску. Правовая логика статьи 111 Конституции  Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с ее статьями 83 (пункт "а"), 84 (пункт "б") и 103 (пункт "а" части 1), заключается в том, чтобы в условиях разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции Российской Федерации) не допускать их противоборства, которое не согласуется с тем, что единственным источником, из которого они проистекают, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации (преамбула, статья 3, части 1 и 2).

Указанными  принципиальными положениями, лежащими в основе организации власти в  демократическом правовом государстве, обусловлена также и необходимость  получения согласия Государственной  Думы на назначение предложенной Президентом  Российской Федерации кандидатуры  Председателя Правительства Российской Федерации. При этом, определяя условия  и порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, Конституция Российской Федерации  предусматривает способы преодоления  возможных разногласий ветвей власти, с тем чтобы не допустить затягивания  формирования и вследствие этого - блокирования деятельности Правительства Российской Федерации как одного из институциональных  элементов конституционного строя  Российской Федерации (статья 11, часть 1).

Из части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими  конституционными положениями, касающимися  статуса главы государства, следует, что выбор представляемой Государственной  Думе кандидатуры Председателя Правительства  Российской Федерации является прерогативой Президента Российской Федерации. Конституция  Российской Федерации, не ограничивая  данное право, позволяет Президенту Российской Федерации самому определять конкретный вариант его реализации, а именно вносить предложение  об одном и том же кандидате  дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

В свою очередь  Государственная Дума участвует  в назначении Председателя Правительства  Российской Федерации, давая согласие или отказывая в согласии на назначение предложенной кандидатуры. При этом из Конституции Российской Федерации  не вытекает возможность юридических  ограничений названных правомочий участников данного процесса.[11]

Основания прекращения полномочий Председателя Правительства РФ. Освобождает от должности (как и назначает на должность) Председателя Правительства  только Президент РФ. Закон предусматривает  всего два основания прекращения  полномочий председателя Правительства: его собственное желание и  невозможность исполнения Председателем  Правительства Российской Федерации  своих полномочий. Собственное желание  Председатель Правительства изъявляет  в форме заявления об отставке. Невозможность исполнения полномочий может быть вызвана различными причинами - тяжелая или продолжительная  болезнь, смерть, наличие фактов, компрометирующих Председателя Правительства, ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.

О прекращении  полномочий председателя Правительства  Президент РФ обязательно должен уведомить Совет Федерации и  Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Такое  уведомление должно быть произведено  без излишних отлагательств в  день принятия решения.

Поскольку члены Правительства, назначаются  на должность и освобождаются  от должности по предложению Председателя Правительства, то прекращение полномочий (освобождение от должности) Председателя Правительства влечет отставку всего  Правительства.

Председатель  Правительства РФ не может абсолютно  постоянно и беспрерывно исполнять  свои обязанности. Как и любой  живой человек, он может заболеть, он нуждается в отпуске. На практике могут возникнуть и иные ситуации, когда для временного исполнения обязанностей Председателя Правительства  необходим другой человек. Статья 11 ФЗ «О Правительстве РФ» определяет способ выхода из таких ситуаций.

Основания замещения Председателя Правительства  иным лицом: временное отсутствие Председателя Правительства и освобождение его  от должности. В обоих случаях  обязанности Председателя Правительства  будет исполнять его заместитель.

Временное отсутствие Председателя Правительства. Причины такого отсутствия могут  быть разными: болезнь, отпуск и т.д. Определение конкретного заместителя, призванного исполнять обязанности  Председателя Правительства в случае его временного отсутствия, должно производиться в соответствии с  распределением обязанностей между  заместителями, составленным в письменной форме. На настоящий момент действует Распределение обязанностей между заместителями Председателя Правительства Российской Федерации (утв. Правительством РФ 1 июня 2000 г. N 1801п-П17).[12]

Порядок определения  кандидатуры заместителя, исполняющего обязанности Председателя Правительства  в период с момента освобождения от должности прежнего Председателя Правительства до назначения нового Председателя. Конкретную кандидатуру  назначает Президент. Он ограничен  в выборе только кандидатурами заместителей прежнего Председателя Правительства. По тексту данной статьи, назначение Исполняющего обязанности Председателя Правительства  является правом Президента. Если же Президент  не назначает Исполняющего обязанности, то Президент может воспользоваться  предоставленными ему п. "б" ст. 83 Конституции РФ полномочиями самостоятельно председательствовать на заседаниях Правительства. Исполняющий обязанности Председателя Правительства не может быть назначен на постоянной основе. Законом установлен максимальный срок в 2 месяца.

Заместителей  председателя Правительства и федеральных  министров может назначать на должность только Президент Российской Федерации, однако выбор Президентом  осуществляется из кандидатур, предложенных Председателем Правительства РФ.

Относительно  освобождения от должности указанных  лиц, закон определяет всего два  основания: предложение Председателя Правительства об освобождении от должности  конкретного заместителя Председателя или федерального министра или согласие президента с поданным данными лицами заявлением об отставке.[13]

3. Должности  гражданской службы подразделяются  на следующие группы:

1) высшие  должности гражданской службы;

2) главные  должности гражданской службы;

3) ведущие  должности гражданской службы;

4) старшие  должности гражданской службы;

5) младшие  должности гражданской службы.

4. Должности  категорий "руководители" и  "помощники (советники)" подразделяются  на высшую, главную и ведущую  группы должностей гражданской  службы.

5. Должности  категории "специалисты" подразделяются  на высшую, главную, ведущую и  старшую группы должностей гражданской  службы.

6. Должности  категории "обеспечивающие специалисты"  подразделяются на главную, ведущую,  старшую и младшую группы должностей  гражданской службы.

2.2. Должностной регламент.

Профессиональная  служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного  регламента государственного органа.

 В должностной  регламент включаются:

 квалификационные  требования к уровню и характеру  знаний и навыков, предъявляемые  к гражданскому служащему, замещающему  соответствующую должность гражданской  службы, а также к образованию,  стажу гражданской службы (государственной  службы иных видов) или стажу  (опыту) работы по специальности;

должностные обязанности, права и ответственность  гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных  обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями  замещаемой в нем должности гражданской  службы; перечень вопросов, по которым  гражданский служащий вправе или  обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

 перечень  вопросов, по которым гражданский  служащий вправе или обязан  участвовать при подготовке проектов  нормативных правовых актов и  (или) проектов управленческих  и иных решений;

 сроки  и процедуры подготовки, рассмотрения  проектов управленческих и иных  решений, порядок согласования  и принятия данных решений;

 порядок  служебного взаимодействия гражданского  служащего в связи с исполнением  им должностных обязанностей  с гражданскими служащими того  же государственного органа, гражданскими  служащими иных государственных  органов, другими гражданами, а  также с организациями;

перечень  государственных услуг, оказываемых  гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом  государственного органа;

 показатели  эффективности и результативности  профессиональной служебной деятельности  гражданского служащего.

 Положения  должностного регламента учитываются  при проведении конкурса на  замещение вакантной должности  гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Информация о работе Характеристика правовых основ государственной гражданской службы Российской Федерации