Государственная гражданская служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:21, доклад

Краткое описание

Государственная гражданская служба представляет собой политический социальный институт, заключающий в себе профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации для исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, общегосударственного уровня и уровня субъектов федерации.

Файлы: 1 файл

ЭССЕ Кадровые технологии.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

     Государственная гражданская служба представляет собой политический социальный институт, заключающий в себе профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации для исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, общегосударственного уровня и уровня субъектов федерации. Характеристиками института являются постоянно воспроизводящиеся отношения людей, устойчивая совокупность учреждений и групп, чья деятельность направлена на выполнение определенных обусловленных общественных функций на основе заданных норм и правил. В нормативно правовом отношении государственная гражданская служба регламентируется Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации.

     Любой гражданский служащий по мере развития своей карьеры сталкивается с таким испытанием как квалификационный экзамен. Данная процедура представляет собой оценку профессионального уровня гражданского служащего, его знаний, навыков и умений, что является основанием для присвоения ему классного чина. Несомненно, квалификационный экзамен является звеном института госслужбы, поскольку является регулятором и отражением профессионального уровня конкретного служащего в разрезе с тем, какой уровень ожидает от него государство.

     Иными словами, квалификационный экзамен можно определить как юридическую обязанность гражданского служащего определенной категории проходить периодическую проверку уровня своих профессиональных знаний, умений и навыков, организуемую нанимателем и осуществляемую экзаменационной комиссией в соответствии с установленными правилами и полномочиями, с целью решения вопроса о присвоении ему классного чина гражданской службы по занимаемой должности.

     Роль квалификационного экзамена на госслужбе возрастает в связи с тем, что он носит общеобязательный характер, и порядок его сдачи утверждается президентом на общегосударственном уровне (Указ президента РФ №111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими российской федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» от 1 февраля 2005 года).

     Существует несколько факторов, подтверждающих важность квалификационного экзамена и его положительное влияние на профессиональное развитие государственных служащих, а также всего института в целом. Во-первых, как было отмечено, прохождение экзамена является основанием для продвижения по службе. Различают присвоение первого и очередного классного чина, если государственный служащий уже имеет определенный классный чин. При успешной сдаче квалификационного экзамена и присвоении классного чина устанавливается новый оклад для служащего в соответствии с его позицией и обязанностями.

     Во-вторых, возникает мотивирующий фактор госслужащих к труду. Понижение в должности или отстранение от определенных обязанностей не является желательным исходом для сотрудника. Стремление продвинуться по карьерной лестнице и доказательство начальству своего профессионализма призывают работника относиться к подготовке к квалификационному экзамену должным образом.

     Кроме этого, с точки зрения нанимателя очень важно, чтобы профессиональный уровень служащих был достойным и способным вести грамотную и эффективную службу. Периодические проверки поддерживают рабочий дух, не дают строить работу на циклических операциях, способствуют современному взгляду посредством, например, слежения за изменениями в законодательстве.

     Также регламент квалификационного экзамена и всего института госслужбы должен внушать уверенность, что вся российская государственная служба одинаково требовательна к своим работникам, вся система функционирует должным образом. Это позволит иметь единое видение всей службы на государственном уровне и определять общие направления ее развития.

     Однако территориальные единицы и представительства вправе утверждать свои методики оценки и иные регулирующие документы, которые могут вносить различия в процедуру квалификационного экзамена в различных регионах. Вследствие этого может быть утрачена нужная единая картина. Такие различия ставят под вопрос, насколько одинаковы требования к знаниям и умениям сотрудников государственной службы в разных географических единицах.

     Более того, иные проблемы могут возникать в связи с тем, что правовая база, касающаяся квалификационного экзамена, только начинает усваиваться и выполняться. На сегодняшний день система недостаточно развита и внедрена. Поэтому для полного понимания процедуры квалификационного экзамена нужен опыт. Посредством опыта конкурсная или аттестационная комиссия сможет выработать механизмы проверки, упростить проведение процедуры, не упрощая при этом задания экзамена, будь то тест, собеседование или задание на знание компьютерных технологий. Также опытным путем можно выявить слабые места в регламенте и поспособствовать их устранению.

     Исходя из целей и задач квалификационного экзамена, а также с учетом обобщения практики других форм оценки кадров, можно говорить, что реализация процедуры будет эффективна для формирования качественного кадрового потенциала при выполнении следующих принципов:

  • принцип рационального соблюдения интересов госоргана и личных интересов служащего в карьерном росте в зависимости от служебно-профессиональных заслуг;
  • принцип оптимальной периодичности и обязательности квалификационного экзамена при последовательном присвоении классных чинов гражданской службы;
  • принцип объективного установления уровня профессиональной компетентности в сфере квалификационного экзамена;
  • принцип определенности предъявляемых требований к профессиональным знаниям, навыкам и умениям;
  • принцип избирательного подхода к выбору критериев оценки профессиональных качеств в зависимости от категорий служащих.

     Этот перечень можно продолжать до частных вариантов. Однако именно перечисленным принципам отводится главенствующая роль системного подхода к организации квалификационного экзамена.

     Таким образом, квалификационный экзамен является важной и неотъемлемой частью государственной службы как социального института. Он задает требования к сотрудникам, следит за их профессиональными достижениями и развитием, стимулирует к труду и увеличению багажа знаний, который может быть не связан с непосредственными функциями служащего, а также является одним из механизмов для развития государственной службы в целом. На сегодняшний день существует ряд проблем и недопониманий, связанных в частности с нормативно-правовым обеспечением, однако с опытом проведения процедуры квалификационного экзамена они должны разрешиться.

 

      Список литературы

  1. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  3. Указ президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».
  4. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Информация о работе Государственная гражданская служба