Системы принятий решений по управлению качеством и их особенности функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Информационный поток (ИП) — это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управления и контроля за выполнением логистических операций. Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом поток информации может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную.

Файлы: 1 файл

+система принятия решений.doc

— 627.50 Кб (Скачать)

 

Продукционная модель понятна и разборчива. Ее ценность в высокой модульности, легкость внесения дополнений и изменений. Хорошо представлен механизм логического ввода.

Семантическая сеть – более наглядно позволяет представить знания. В основе такой модели лежит идея о представлении любых знаний в виде совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними. Семантическая сеть – это ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними. Состоят из наборов – поименованных взаимосвязанных многоуровневых деревьев. В основе этой модели лежит понятие сети, образованной помеченными вершинами и дугами. Вершины сети представляют некоторые сущности (объекты, события, процессы, явления), а дуги – отношения между сущностями, которые они связывают.

Семантическая сеть АРМ менеджера продаж представлена на рисунке 5. Вершина сети не имеет разветвлённую внутреннюю структуры – является иерархической семантической сетью. Смоделированная семантическая сеть состоит из четырёх уровней. На 0-м уровне находится понятие «АРМ менеджера продаж». На 1-м уровне находятся понятия «Информация», «Рынок», «Заказ», связанные с 0-м уровнем связями «Предоставление», «Исследование», «Оформление» соответственно. На 2-м уровне расположены понятия «БД АИС УК ПИ ЛИС», «Информация о ФП», «КД в АИС УК ИП ЛИС» связанные с понятием «Информация» 1-го уровня связями «Регистрация», «Обработка», «Управление» соответственно. И понятия «Заказ», «Документация о клиенте», «Договор на оплату», «БД по клиентам» связанные с понятием «Заказ» 1-го уровня связями «Принятие», «Заполнение», «Заключение», «Регистрация» соответственно. На 3-м уровне расположены понятия «Информация из внешней среды», «БД заказы», «Бухгалтерия» связанные с понятием «БД АИС УК ИП ЛИС» 2-го уровня связями «Приём», «Регистрация», «Деятельность» соответственно.

 

 

 

Рисунок 5 – Семантическая сеть

 

 

 

Фреймовая модель. Фрейм (от англ. – frame) означает каркас или рамка. Фрейм – это абстрактный образ, для представления некоторого стереотипа восприятия. Структура фрейма может быть представлена, как список свойств.

<имя фрейма>

<имя 1-го слота: значение 1-го  слота>

<имя 2-го слота: значение 2-го  слота >

… … …

<имя N-го слота: значение N-го слота >

 

Для наглядного и более рационального  представления фреймов, слотов и их значений подробно опишем фреймовую модель в таблице 2.

Таблица 2 – описание фреймов

Имя фрейма

Имя слота

Значение слота

Способ получения знания

Присоединенная процедура

Продажи

1

Клиент 

Информация о клиенте

Входная информация от клиента  при оформлении документов

Предоставление информации о клиенте по запросу

2

Продавец 

Информация о продавце

Информация о продавце при устройстве на работу

Предоставление информации о продавце по запросу

3

Автомобили 

Информация об автомобиле

Входная информация (документация) при поставке автомобилей на фирму

Предоставление информации об автомобиле по запросу

4

Продажи

Предоставление информации о проданных автомобилей для  отчетности в бухгалтерию

Из документации бухгалтерской  отчетности и специальной базы данных (отслеживания продаж )

Предоставление информации о продажах по запросу

5

Сумма

Отслеживание вносимых сумм клиентов в кассу 

Из бухгалтерской отчетности

Математические функции  и процедуры

6

Бронь_дата

Отслеживание соответствия намеченной даты с поставками автомобилей

Из договоров на поставку автомобилей

Процедура контроля дата/время

7

Бронь_сумма

Отслеживание внесенной  клиентом суммы и остаточной суммы

Из бухгалтерской отчетности

Математические функции  и процедуры

8

Дата продажи

Регистрация даты/время отпуска автомобиля со склада

Из бухгалтерской отчетности

Процедура контроля дата/время

Клиент

1

ФИО

Идентификация клиента

Входная информация от клиента

Регистрация информации в клиентской БД

2

№_Паспорта

3

Адрес

4

Телефон

Обеспечение обратной связи с клиентом

Продавец

1

ФИО

Информация о продавце

Входная информация от продавца

Регистрация информации в БД «Продавцы»

2

Адрес

3

Телефон

Автомобили

1

Модель 

Информация об автомобиле

Из входной документации на автомобиль

Регистрация информации в БД «Автомобили»

2

Страна_изготовитель

3

Комплектация 

4

№_двигателя

5

Цвет 

6

VIN

7

Цена 

Отражает стоимость  автомобиля

Из договора на оплату

8

Дата прихода

Отслеживание поступления  автомобиля на фирму

Из договора на поставку


 

 

В качестве средств реализации фреймовой  модели была выбрана программа  ERwin, так как она позволяет моделировать логическую и физическую структуру баз данных, баз знаний. Позволяет наглядно представлять фреймовую структуру модели и реляционные связи. Руководствуясь таблицей 2, где подробно описаны фреймы, слоты, их значения и процедуры, смоделируем в программной среде Erwin фреймовую модель (рисунок 6). Ра рисунке представлены три фрейма: «Продажи», «Клиент», «Продавец», «Автомобили». Основным фреймом является «Продажи», та как в виде слотов он включает в себя все остальные фреймы. Данная фреймовая модель описывает функции менеджера продаж и представляет собой абстрактную функциональную модель автоматизированного рабочего места менеджера продаж. Именно через смоделированные реляционные связи менеджер осуществляет контроль и управление информационными и материальными потоками.

Рисунок 6 – Фреймовая модель АРМ  менеджера продаж

 

Основное преимущество фреймов, как модели является, то что она отражает концептуальную основу организации автоматизированного рабочего места менеджера продаж, а также показывает её гибкость и наглядность.

 

4 Разработка системы принятий решений

 

Шаг1. Список тем «проблем»

1 недостаточный ассортимент продукции.

2 отсутствие дилерства по маркам мировых брендов

3 отсутствие методов контроля  качества поставок автомобилей 

4 дефицит эксклюзивных марок

5 повышение цен на бензин

6 сильная конкуренция

7 недостаток квалифицированного  персонала

8 недостаточность в рекламе

9 мало богатых людей

10 неудобное место расположение  салона (не в центре города)

11 высокая стоимость автомобилей

12 недостаточная заработная плата

13 загруженный рабочий день

14 повышенная ответственность

Шаг 2.

1 недостаточный ассортимент продукции,  дефицит эксклюзивных марок

2 отсутствие дилерства по маркам  мировых брендов

3 отсутствие методов контроля  качества поставок автомобилей 

7 недостаток квалифицированного  персонала

13 загруженный рабочий день

Шаг 3 «формулировка проблемы»

Обозначенные проблемы сведем в  таблицу 3 и предложим способы их решения.

Таблица 3 – Частные проблемы

Код проблемы

Способ решения

1

1, 4

Увеличивать ассортимент  за счет заключения дополнительных договоров  на поставку.

2

2

Оформление документов для получения дилерства.

3

3

Разработка и внедрение АИС УК ИП ЛИС.

4

7, 13

Перепланирование графика  работы и организовать обучение персонала  и (2 недели).


На основании таблицы 3 сформулируем основную проблему: плохая организация поставок автомобилей. Для ее решения предложим 6 альтернатив (таблица 4)

Таблица 4 – Альтернативы и критерии оценки

Альтернативы

Критерии оценки

+

Время,

дни

Стоимость,

тыс. руб.

Эффективность в %

1

Не достаточно информативная  база данных

20

12

10

2

Организация контроля качества выполнение договоров поставки

30

3

15

3

Увеличивать ассортимент  за счет заключения дополнительных договоров  на поставку

3

10

20

4

Оформить документы  для получения дилерства

240

1500

75

5

Разработка и внедрение  АИС УК ИП ЛИС

90

110

15

6

Перепланирование графика  работы и организовать обучение персонала

7

30

10


Составим глобальный критерий (таблица № 5).

Таблица 5 – Расчет глобального  критерия

Альтернативы

Коэффициенты весомости  критериев оценки

Глобальный критерий

+

Время,

 дни

Стоимость, тыс. руб.

Эффективность в %

1

Не достаточно информативная база данных

0,083

0,008

0,133

0,225

2

Организация контроля качества выполнение договоров поставки

0,125

0,002

0,200

0,327

3

Увеличивать ассортимент  за счет заключения дополнительных договоров  на поставку

0,013

0,007

0,267

0,286

4

Оформить документы  для получения дилерства

1,000

1,000

1,000

1,000

5

Разработка и внедрение  АИС УК ИП ЛИС

0,375

0,073

0,200

0,648

6

Перепланирование графика  работы и организовать обучение персонала

0,029

0,020

0,133

0,183


Использование весовых коэффициентов показало, что наилучшим вариантом является альтернатива № 4

 

Заключение

 

Курсовой проект выполнялся в соответствии с заданием на разработку базы знаний для автоматизированного  рабочего места менеджера продаж.

 

В результате выполнения курсового проекта было выполнено:

  1. Смоделирован социально-экономический процесс на примере автоматизированного рабочего места менеджера продаж в IDEF0.
  2. Системный, функциональный, параметрический, морфологический, информационный анализ. Результаты который послужили основой для разработки и построения базы знаний АРМ менеджера продаж.
  3. Смоделирована семантическая сеть, разработаны продукционные правила и построена фреймовая модель АРМ менеджера.
  4. Разработана система принятия решений. Используя методику выбора наилучшей альтернативы (Пратето-оптимальность) и рассчитав глобальный критерий (таблица 5) видно, что наилучшей является альтернатива №4, так как Сгл. – max. Кроме того, методика расчетов была предложена руководству предприятия. Основываясь на полученных результатах и экспертной оценки, принимаем решение, что для повышения эффективности работы предприятия ООО «МИР» необходимо выбрать альтернативу №4.

 

Путем решения поставленных задач была достигнута цель курсового проекта: смоделирована база знаний АРМ менеджера продаж.

Результаты курсовая работа имеют практическое значение. Разработанная база знания находится на рассмотрении руководства ООО «МИР» в дальнейшем ее практическом использовании.

 

Список литературы

 

  1. Базы знаний искусственных систем. Т.А. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
  2. Самсонова М.В. Технология и методы коллективного решения проблем: Учебное пособие / Самсонова М.В., Ефимов В.В. Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 152с.
  3. А.В. Воробьев, Т.В. Воробьева. Системы искусственного интеллекта. Юнита 1. Искусственный интеллект и экспертные системы / М.: СГУ, 2003.-131с.
  4. О.И. Ларичев. Теории и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник. – М.: Логос, 2000.-296с.
  5. Ф.Г. Коломоец. Основы системного анализа и теории принятия решений: пособие для исследователей, управленцев и студентов вузов/Ф.Г.Коломец. – Мн.: Тесей, 2006. – 320с.

 

Приложение  А

Процесс поставки автомобилей

Приложение  Б

Декомпозиция основного процесса

Приложение  В

Декомпозиция процесса «АРМ менеджера  продаж»

Приложение  Г

Декомпозиция процесса «Предоставление  информации о ценах»

 

Приложение  Д

Формы документов




Информация о работе Системы принятий решений по управлению качеством и их особенности функционирования