Разработка исследования системы персонала на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение парламентского лоббизма.
Предметом исследования в курсовой работе является изучение парламентского лоббизма.
Задачами курсовой работы является изучение:
- Понятия и видов лоббизма;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Лоббизм 5
1.1.Понятие и виды лоббизма 5
1.2.Методы и технологии лоббизма. Инструменты лоббистской деятельности 9
1.3.Сущность лоббирования в политической деятельности 14
Глава 2. Парламентский лоббизм 15
2.1. Понятие парламентский лоббизм 15
2.2.Общественное значение и особенности лоббизма в РФ 17
2.3.Специфика лоббизма на региональном уровне 20
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

9. Участие в  исках и судебных тяжбах. Апеллирование  лоббиста в арбитражном суде  является скорее весьма эффективным  способом торможения процесса  принятия какого-либо решения,  переговоров, либо реализации  неугодного проекта. 

10. Игра на  противостоянии депутатов и внепарламентских активистов их партии. Активисты часто завидуют депутатам. Депутаты видят в активистах конкурентов. Лоббист должен поддерживать эти страхи и сотрудничать с обеими сторонами. Протестные кампании (митинг, забастовки и т.п.) уместно устраивать в тех случаях, когда достоверно известно, что ЛПР или его начальство не смогут не учесть данный фактор. Весьма важно работать с командой лоббистов конкурента.

11. Ещё один  важный аспект технологического  мастерства лоббиста – умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не имеют отношения к лоббируемой вами сфере.

12. Необходимо  создавать и усиливать противников  компании-конкурента в стане чиновников "нейтральной стороны. Необходимо  создать непреодолимые противоречия между конкурентом и "нейтральными" чиновниками. Это предупредит союз компании-конкурента с нейтральной (но политически лояльной руководству) частью бюрократии, изолирует его, вынудит распылить линию лоббистской обороны, тратить больше сил и средств. При необходимости, одновременно можно работать с той частью кадров в лагере компании-конкурента, которая стремится сохранить союз с "нейтральными" чиновниками. Важно, чтобы эти кадры пользовались широкой поддержкой у себя в лагере.

Наиболее эффективными инструментами лоббистской деятельности являются:

1. Рекрутирование  своих сотрудников во власть;

2. Подкуп должностных  лиц;

3. Неформальные  контакты (в т.ч. - игра на личных слабостях);

4. Участие в  работе политических и общественных  организаций (в т.ч. - профессиональных объединений);

5. Покровительство  чиновников;

6. Судебные процедуры  (иски, тяжбы, апелляции, аресты);

7. СМИ (в т.ч.  печатная пресса, телевидение, интернет.

Одним из легальных  методов лоббистской деятельности является создание в крупных корпорациях специальных отделов по связям с органами государственной власти – так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.

Лоббистская деятельность представляет целый ряд потенциальных  угроз, основная часть которых связана  с искажением представительства  общественных интересов (представительство  интересов меньшинства в ущерб большинству), дезинформацией представителей органов государственной власти, а также закрытостью лоббистской деятельности и вытекающей из этого коррупции и сращивания государственных и коммерческих структур (корпоративизм). Однако лоббизм, будучи формой функционального представительства интересов, предоставляет государству и обществу в целом ряд серьезных преимуществ, связанных с более оперативным, нежели при политическом представительстве интересов, информировании должностных лиц, принимающим решения в системе управления. В связи с этим во многих странах мира лоббизм является легальным видом деятельности и существует его специфическое регулирование.4 В частности, можно говорить о двух основных моделях регулирования лоббизма – американской (лоббизм представляет собой специальную системой представительства интересов граждан, которая регулируется специализированным законодательством), германской (лоббизм является легальным видом деятельности, однако специального закона о лоббизме не существует) и французской (лоббизм является незаконным, однако существует Социально-экономический совет, состоящий из представителей профессиональных групп страны, который выполняет роль своеобразного «лоббистского парламента»).

 

 

1.3.Сущность лоббирования в политической деятельности

 

Лоббизм зародился  в XVI веке в монастырях. Именно этим словом - lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в начале XIX в., уже в США, слово "лоббизм" получило близкое к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта.

Современный энциклопедический  социологический словарь характеризует лоббизм как раз с этих позиций. Лоббисты, указывается в нем, это влиятельные дельцы и политики, стремящиеся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. Зачастую они не гнушаются никакими средствами: "ты мне, я тебе", "благодарности в конверте", и подобные методы. В США, например, почти по каждой законодательной инициативе создаются группы доверенных лиц, которые действуют в кулуарах конгресса. В то же время лоббизм - это и постоянная деятельность хорошо финансируемых профессиональных "толкачей". Они имеют в столицах свои штаб-квартиры, штаты сотрудников, в основном юристов и крупных отставных чиновников, генералов, хорошо разбирающихся в механизме реализации политических решений, сохранивших тесные контакты с их бывшими ведомствами. Они внимательно следят за тем, чтобы в законодательных органах не проходили законопроекты, которые повредили бы интересам их патронов – промышленным корпорациям, военным концернам, финансовым группам, организациям крупных фермеров и т.п.

 

Глава 2. Парламентский лоббизм

2.1. Понятие парламентский лоббизм

 

Парламентский Лоббизм – осуществление давления, активное влияние на государственных чиновников, парламентариев или иных влиятельных лиц с целью принятия ими решений в пользу тех, чьи интересы представляют лобби. Это может касаться принятия (непринятия) закона или иного акта, размещения (получения) государственных заказов, защиты определенных лиц от наказания и т.п. Парламентский лоббизм – своеобразная разновидность конструктивной оппозиции на всех уровнях – от органов местного самоуправления до верховного представительного органа. Лоббизм в российском парламенте только складывается, хотя на региональном и общенациональном уровнях его проявления в ряде случаев весьма значительны. Для придания правового характера требуется его нормативная регламентация на законодательном уровне. Федеральный закон о лоббистской деятельности действует в США; в ФРГ деятельность лобби предусмотрена регламентом бундестага. Лица, осуществляющие лоббистскую деятельность, именуются лоббистами. В качестве таковых выступают высокооплачиваемые закулисные деятели, агенты крупных банков или монополий, которые оказывают большое влияние в кулуарах парламента на парламентариев и по указанию своих патронов определяют их действия. Для оказания влияния на результаты голосования по закону лоббисты детально изучают материалы, представленные к рассмотрению, делают все, чтобы принять закон или сорвать его принятие. Законодательство тех стран, где парламентский лоббизм легализован (не запрещен), требует, чтобы каждый лоббист зарегистрировался в установленном порядке (в соответствующей палате парламента) и ежеквартально подавал отчет о суммах, полученных им за свою лоббистскую деятельность, и источниках выплат.

 

2.2.Общественное значение и особенности лоббизма в РФ

 

Лоббизм в России явление не новое. Фактически он существовал  и в советский период истории. Для него было характерно: отсутствие широкой социально-экономической базы процесса лоббирования интересов экономических и общественных групп; узкий круг участников процесса лоббирования, в основном в рамках номенклатуры; преимущественно производственно-отраслевой и территориальный характер; высокая идеологизация; скрытый характер; осуществление давления на власть в рамках официальных каналов. Со второй половины 70-х гг., в связи с активным разрастанием сфер теневой экономики, методы лоббирования стали приобретать криминальный характер. В современной России лоббизм значительно расширил сферу и методы своей деятельности, что делает необходимым принятие специального закона. В этом объективно заинтересован как бизнес, так и само общество. Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее и существующее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы, торпедирующие и раскалывающие государственную власть.5

Общее правило  заключается в том, что на федеральном  уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес-конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).

Надо всегда помнить – государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами, если последние снабжают их достоверной информацией, помогают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам и т. д. Следует учитывать, что первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфере. Поэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.

Вместе с  тем, ещё до начала лоббистской кампании необходимо сделать ряд важных тактических  шагов. Первое – необходимо выявить группу лиц, слой, на который можно опереться при осуществлении своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.

На современном  этапе – никакая компания или лоббистская структура, какой бы могущественной она ни была, не сможет самостоятельно организовать всю систему принятия решений. Цель лоббистов должна заключаться в проведении такой политики, как будто политико-административный рынок состоит из множества центров силы, пусть даже мы и уверены в нашем стратегическом превосходстве. Для этого необходимо проводить консультации, в которых акцент будет делаться не на отдаче немедленных политических предписаний, а на совместном определении долгосрочных задач.

Таким образом, формулируем важный аспект федерального лоббизма: в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов лоббисту необходимо уметь заключать союзы и идти на компромиссы (на региональном и муниципальном уровне это требование не столь категорично). Построение сети союзников начинается с принятия решения о необходимости продвижения законодательной или какой-либо иной нормативной или управленческой инициативы в органах государственной власти. С принятием решения начинается первичное построение сети из заинтересованных лиц и их посредников на всех уровнях государственной власти в РФ. Также, для облегчения прохождения своей инициативы, желательно представительство интересов в конкурирующей корпорации. В итоге строится сложная сеть заинтересованных лиц.

На федеральном уровне критически важен стиль поведения крупного лоббиста. Даже если конкретная корпорация или бизнес-группа реализует свои лоббистские инициативы с эффективностью 100%, то она должна стремиться не подогревать, опасения более слабых конкурентов. Если уровень обеспокоенности рынка по поводу лоббистской мощи той или иной компании превышает определённый уровень, то запускается механизм заключения союзов "обиженных против фаворита". Нередко это приводит к выкидыванию вчерашнего фаворита политико-административного рынка на его задворки.

Главная задача заключается не столько в достижении победы, сколько в сохранении постоянного  стратегического прогресса. Любая  поправка, лоббирующая интересы одной  группы людей, ударяет по интересам  другой. Попробуйте в первую очередь объединить "недовольных", выяснить их совместные возможности в области СМИ и "личного влияния". Исходя из этого, можно строить кампанию.

Ещё один аспект федерального лоббизма – глобальность устремлений лиц, принимающих решения. Спекулируя на комплексах величия "сильных мира сего", лоббисты своей риторикой могут получать реальные ресурсы в обмен на лояльность и потакание имперским устремлениям правящей элиты. В качестве примера можно привести ЛУКОЙЛ, который (в т.ч. при помощи государства) успешно проводит экспансию на рынки Восточной Европы.

На уровне Парламента достаточно работать с главами фракций (т.к. именно они решают судьбу голосования), либо через Администрацию Президента (которая единолично определяет судьбоносные вопросы). Но эта рекомендация касается лишь больших лоббистских проектов. Если же говорить о работе с центристскими фракциями в Парламенте (Государственная Дума и Совет Федерации), следует учитывать, что на современном этапе партийные съезды являются бюрократическими парадами, и бюрократическая логика применима в работе с членами подобных партий и блоков.

При взаимодействии с Правительством важно помнить, что прохождению даже самых выгодных предложений всегда мешает среднее  исполнительное звено. Среднее звено  не хочет за те же деньги брать на себя больше ответственности, и помимо прочего может быть не заинтересовано в вашем проекте в силу договорённостей с конкурирующими организациями, от которых оно (среднее звено), втайне от своего руководства, получают ежемесячные откаты. Таким образом, даже если проект понравится руководству, его всегда может запороть среднее звено, когда оно будет давать отзыв на ваше предложение.

Резюмируя анализ лоббизма на федеральном уровне важно  помнить, что классическая форма  взяток в реальности наличествует лишь на нижнем уровне государственной власти. На уровне министерств используется принцип "дружбы" чиновника с отдельным бизнесменом или бизнес-группой. Никаких взяток, только "дружба", состоящая из "услуг". Таким образом, поймать чиновника за руку становится практически невозможным.

 

2.3.Специфика лоббизма на региональном уровне

 

Реформа местного самоуправления ещё не дала видимых  результатов и поэтому сложно предвидеть её влияние на региональный лоббизм в будущем. Предлагаю  рассмотреть лишь современную специфику регионального лоббизма. Если выстроить своеобразный рейтинг – то среди региональных групп интересов наибольшим влиянием пользуются Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Тюменская группы. Свое влияние они оказывают в основном через 4 канала - Администрацию Президента, Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство РФ.

Информация о работе Разработка исследования системы персонала на предприятии