Исследование товарного ассортимента предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и практических примеров формирования ассортимента. Предметом курсовой работы является ассортимент торгового предприятия.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- дать понятие и классификацию асссортимента товаров;
- рассмотреть сущность ассортиментной политики торгового предприятия;
- изучить основные методы анализа ассортимента;
- определить факторы формирования ассортимента в системе товарной политики предприятия;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы управления ассортиментом розничного предприятия
1.1 Понятие ассортимента и основные функции управления ассортиментом торгового предприятия…………………………………………………………… 5
1.2 Сущность ассортиментной политики и ее взаимосвязь со стратегией предприятия ………………………………………………………………………..9
1.3 Методы и направления анализа ассортиментного портфеля ……………...12
Глава 2. Особенности формирования товарного ас­сортимента торгового предприятия
2.1. Факторы формирования ассортимента в системе товарной политики предприятия……………………………………………………………………… 18
2.2. Формирование ассортимента на различных стадиях жиз­ненного цикла организации ……………………………………………………………………….22
2.3. Основные направления по оптимизации ассортимента …………………..25
Глава 3. Практические примеры формирования и оптимизации ассортимента в предприятиях розничной торговли
3.1.Формирование ассортимента обуви ………………………………………...29
3.2. Оптимизация ассортимента методом операционного анализа …………...33
Заключение ………………………………………………………………….…...39
Список литературы …………………………………………………….………..41

Файлы: 1 файл

Формирование ассортимента.doc

— 273.50 Кб (Скачать)


Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы управления ассортиментом розничного предприятия

1.1 Понятие ассортимента и основные функции управления ассортиментом торгового предприятия…………………………………………………………… 5

1.2 Сущность ассортиментной политики и ее взаимосвязь со стратегией предприятия ………………………………………………………………………..9

1.3 Методы и направления анализа ассортиментного портфеля ……………...12

Глава 2. Особенности формирования товарного ас­сортимента торгового предприятия    

2.1. Факторы формирования ассортимента в системе товарной политики предприятия……………………………………………………………………… 18                                                                                                

2.2. Формирование ассортимента на различных стадиях жиз­ненного цикла организации ……………………………………………………………………….22

2.3. Основные направления по оптимизации ассортимента …………………..25

Глава 3. Практические примеры формирования и оптимизации ассортимента в предприятиях розничной торговли 

3.1.Формирование ассортимента обуви ………………………………………...29

3.2. Оптимизация ассортимента методом операционного анализа …………...33

Заключение ………………………………………………………………….…...39

Список литературы …………………………………………………….………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный этап развития экономики России характеризуется нестабильностью внешней и внутренней среды функционирования экономических субъектов. Положение предприятий осложняется жесткой конкуренцией, в том числе и со стороны импортных производителей. Значимыми факторами, влияющими на изменение эффективности предприятий, являются выбор товарного ассортимента и установление цен на товары. Процессы формирования товарной и ценовой политики, предполагают их использование на обычных коммерческих предприятиях, преследующих основную цель – максимизацию прибыли.

В последнее время продажи стали одним из ключевых критериев успешной деятельности фирмы. В современных условиях  выигрывают те организации, которые обладают наиболее эффективной товарной политикой и взаимодействия с клиентами. Товарная политика всегда являлась и является основой любого бизнеса. Именно в этой области деятельности компания получает свою итоговую оценку.

Формирование ассортимента составляет основу товарной политики предприятия. Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментом товаров позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающим. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.

           Ассортиментная политика приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по ассортименту и качеству, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят его экономические показатели.              Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и максимально эффективно управляет ею.

        Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что  товарный ассортимент должен постоянно находиться под контролем, который необходимо осуществлять на каждой стадии жизненного цикла товара, с тем, чтобы включать в нее продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. Такая  балансировка товарной номенклатуры позволяет обеспечивать стабильный объем сбыта и постоянство в получении прибыли.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и практических примеров формирования ассортимента. Предметом курсовой работы является ассортимент торгового предприятия.

В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- дать понятие и классификацию асссортимента товаров;

- рассмотреть сущность ассортиментной политики торгового предприятия;

- изучить основные методы анализа ассортимента;

- определить факторы формирования ассортимента в системе товарной политики предприятия;

- изучить особенности формирования ассортимента на различных стадиях жизненного цикла товара;

- рассмотреть практические примеры формирования и оптимизации ассортимента.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

 

Глава1. Теоретические основы управления ассортиментом розничного предприятия

1.1 Понятие ассортимента торгового предприятия

Стабильность торговли определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли [14, с. 51].

Ассортимент товаров – совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками являются: производственный, сырьевой и потребительский.[13, с.159]

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединенные по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различных признакам (фасон, размер т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения. Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам, т.е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент – это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. Широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина – количеством разновидностей товаров.

Товары классифицируют также и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы: повседневного спроса, периодического спроса, редкого спроса.[12, c.46-49]

Таким образом, группа товаров, тесно связанных между собой сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей, маркетинговым способом продвижения на рынок или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен, называется товарным ассортиментом.

Успех деятельности фирмы во многом определяется качеством выполнения функций и следованием принципам управления.

В управлении ассортиментом предприятия можно выделить также четыре основные функции управления: планирование ассортимента, организация ассортимента, координация ассортимента и его контроль.

Планирование ассортимента – это процесс определения программы действий по формированию ассортимента, основанной на анализе рынка и всех видов ресурсов организации.

Организация ассортимента – это распределение задач между отдельными подразделениями или работниками предприятия по формированию ассортимента и установление взаимодействия между ними.

 

Рис.1. Основные функции управления ассортиментом организации

Рассмотрим эти функции более подробно. Координация ассортимента – это обеспечение согласования принципов управления ассортиментом со стратегическими целями предприятия.

Контроль ассортимента – это вид управленческой деятельности, связанный с формированием информации о состоянии и функционировании ассортимента (учет), изучением данных об ассортименте (его анализ), работой по диагностике и оценке процессов разработки и достижения целей, эффективности ассортиментных стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления ассортиментом.[4, c.158-159]

Каждая из функций управления ассортиментом имеет свои задачи. Функции и задачи управления ассортиментом представлены на рис. 1.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

1.                  Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.

2.                  Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

3.                  Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

4.                  Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль. В связи с этим в планировании ассортимента важную роль играет прогнозирование структуры спроса и маркетинговые исследования рынка.

В целях планирования ассортимента осуществляют прогнозирование товарно-групповой структуры потребительского спроса. Для этого используются различные методы: генетический, нормативный, эвристический, сравнительный. Так же могут применятся такие методы опросов и формирования экспертных оценок, как: анкетирование, интервьюирование, метод Дельфи, «мозговая атака», дискуссия.  [24].

 

 

 

 

1.2 Сущность ассортиментной политики и ее взаимосвязь со стратегией предприятия

Ассортиментная политика - политика, суть которой состоит в определении номенклатуры производимых или реализуемых товаров, продукции с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры и динамики цен и др.

Сущность ассортиментной политики заключается в формировании ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика обычно преследует долгосрочные цели, например, компания может сохранять свое присутствие на рынке, не приносящее прибыли в настоящий момент, ради будущих успехов. 

Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса. [23]

Велика роль ассортиментной политики в конкурентном соперничестве. Чем больше в продаже товаров разных наименований, удовлетворяющих потребности покупателей, тем сильнее конкурентные позиции торгового предприятия в рыночной торговле.

Ассортиментная политика - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении или сужении ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие. Однако общие правила и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основании анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри компании (внутренние факторы). Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе. Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем. Иногда целью расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих товаров под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы - с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.

Информация о работе Исследование товарного ассортимента предприятия