Разработка исследования системы персонала на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение парламентского лоббизма.
Предметом исследования в курсовой работе является изучение парламентского лоббизма.
Задачами курсовой работы является изучение:
- Понятия и видов лоббизма;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Лоббизм 5
1.1.Понятие и виды лоббизма 5
1.2.Методы и технологии лоббизма. Инструменты лоббистской деятельности 9
1.3.Сущность лоббирования в политической деятельности 14
Глава 2. Парламентский лоббизм 15
2.1. Понятие парламентский лоббизм 15
2.2.Общественное значение и особенности лоббизма в РФ 17
2.3.Специфика лоббизма на региональном уровне 20
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

В современном  демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно – в коридорах власти. Наиболее распространенной формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

В развитых странах  Запада лоббисты представляют собой  штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую  информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той  группы, интересы которой они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя, из этого тему курсовой работы следует признать весьма актуальной и важной для понимания механизма функционирования современного демократического государства.

Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, и имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как  здоровое, нормальное, жизненно необходимое  явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов – столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нем этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.

Целью настоящей  работы является рассмотрение парламентского лоббизма.

Предметом исследования в курсовой работе является изучение парламентского лоббизма.

Задачами курсовой работы является изучение:

- Понятия и видов лоббизма;

- Методов и технологий лоббизма;

- Инструментов лоббистской деятельности;

- Сущности лоббирования в политической деятельности;

- Понятия парламентский лоббизм

- Общественного значения и особенностей лоббизма в РФ;

- Специфики лоббизма на региональном уровне.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Лоббизм

1.1.Понятие и виды  лоббизма

 

Термин «лобби»  и его производные происходят из церковного обихода. Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobby» (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В Средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает «западная монастырская церковь».1

В российской научной  и профессиональной среде можно  выделить два подхода к толкованию термина «лоббизм».

В широком (обывательском) смысле под лоббизмом понимают любую  деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп  давления (в том числе и политических) по отстаиванию своих активных интересов. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм – это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т. п. Сторонники широкого понимания термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме Президента, Правительства, депутатском лоббизме и т. д.

Сторонники  другого подхода считают недопустимым столь широкое (обывательское) толкование термина «лоббизм». По их мнению, расширение состава участников лоббистской деятельности лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти. Известный ученый Алексей Автономов предлагает не путать понятия и четко определить термин лоббизм, как «действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями». Ученый полагает ошибочным зачислять в лоббисты «партийные фракции», «депутатские группы», государственных должностных лиц и пр.

Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной власти. Лоббизм – своего рода признак власти, её специфическая черта, «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.

В связи с  тем, что власть объективно не в состоянии  удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы, возникает  проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение государства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.

Лоббизм может  проявляться в разных сферах и  соответственно иметь различные  виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти «решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование.

Условно можно  говорить, что лоббизм в средствах  массовой информации, которые в связи  с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере  политики обосновано, считается «четвёртой ветвью власти». Сам же лоббизм достаточно престижный вид деятельности, некоторые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на правотворческое (лоббизм в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительное (лоббизм через акты применения права) и правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования права).

В зависимости  от характера интереса, который «продавливается», можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и  другое лоббирование.

В зависимости  от времени действия бывает «одноразовый»  и «постоянный» лоббизм.

В зависимости  от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти и управления) и местное (в республиканских, краевых, областных органах).

В зависимости  от того, в чью пользу «решается  вопрос», лоббирование может подразделяться на следующие разновидности.

Лоббирование  различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.).

Ведомственное лоббирование – это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.2

Региональное  лоббирование – это воздействие на власть со стороны представителей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов.

Иностранное лоббирование – это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американского общества занимают лобби - еврейское, польское, арабское и др.

Наиболее действенные рычаги при этом – деньги, пресса, голоса избирателей, переплавляемые во влияние. Выходцы из России – эмигранты и их потомки – составляют по численности одно из наиболее заметных национальных меньшинств в США.

Лоббизм представляет собой одну из наиболее распространенных форм представительства интересов. При этом в общественном сознании и политическом дискусе доминирует исключительно негативное отношение к лоббизму, который зачастую воспринимается как синоним коррупции. Кроме того, значительное внимание уделяется истории и месту лоббизма в современной политической системе различных зарубежных стран, обобщается зарубежный опыт регулирования лоббистской деятельности. На основе проведенного анализа лучшей практики лоббизма и обзора современного состояния лоббизма в России делаются выводы относительно необходимости и возможных форм регулирования лоббизма.

 

 

1.2.Методы и технологии лоббизма. Инструменты лоббистской деятельности

 

Методы лоббистской  деятельности в политической сфере  жизни общества разнообразны. К наиболее распространенным относятся: взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических компаний; организация пропагандистских мероприятий; объединенное лоббирование несколькими организациями; воздействие на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга; денежное вознаграждение; организация досуга и т.д. Таким образом, одной из негативных сторон лоббизма является склонность его участников к удовлетворению своекорыстных интересов, создание питательной среды для возможных злоупотреблений и коррупции. Поэтому с расширением практики лоббизма растет и арсенал средств его ограничений. К ним относятся: жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований к профессиональной этике государственных служащих, совершенствование механизма лоббирования.

Выделяют три  основных формы лоббизма: "прямой", "косвенный" и "внутренний". Прямой лоббизм – целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм – организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата. Внутренний лоббизм – деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.3

Всем хорошо известны классические технологии лоббизма. К таким технологиям относятся:

1. Внедрение  агентов влияния в структуры  компаний-конкурентов и аппарат  профильных ведомств. Агенты влияния  могут быть полезны и для  навязывание повестки и регламента  рассмотрения лоббируемых вопросов. Добиться этого можно вхождением в наблюдательные общественные органы при власти, либо имея в соответствующих органах своих представителей.

2. Навязывание  конкурентам заведомо неэффективных  (но внешне перспективные) объектов  лоббистского воздействия. Тем  самым вы заставляете их тратить свои ресурсы и приобретать имидж неэффективных лоббистов.

3. Перетягивание  субъектов политического процесса  на свою сторону не только  переговорами, но и силой событий.  Соответственно, можно инспирировать эти события. Необходимо искусственно создавать локальные кризисы, которые подтолкнут ЛПР (лицо, принимающее решение) выбрать именно Ваш вариант решения проблемы.

4. Кризисные  тенденции в отрасли необходимо  канализировать на своих конкурентов.  К примеру, если поступает информация, что Правительство вынуждено увеличить налоговое бремя на часть (неважно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов.

5. Необходимо  активно сотрудничать с региональными  и общефедеральными ассоциациями, специализирующимися на защите различных интересов в органах государственной власти. В деле приобретения союзников необходимо продвигать принцип пирамиды: чем шире основание, тем выше верхушка.

6. Необходимо  как минимум знать политических противников тех чиновников, которые работают на ваших конкурентов. Вопрос активной работы с такими контрагентами решается в зависимости от конкретной оперативной потребности. Однако соответствующая база данных должна всегда иметься в портфеле лоббиста.

7. Также в  портфель лоббиста должен входить  известный объём информации о  личных "слабостях" конкурентов  и контрагентов. В единичных ситуациях  подобные знания можно употребить  весьма эффективно. Ко всему прочему,  информированность позволит экономить ресурсы лоббиста, который, подбирая подход к той или иной фигуре, вынужден нести известные материальные и временные затраты.

8. Играй против  игрока, а не только против  расклада. Составление картотеки  контактов всех известных лоббисту  контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все "грязные дела" конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность. Таким образом, поле для манёвра лоббистов-конкурентов значительно сужается.

Информация о работе Разработка исследования системы персонала на предприятии