Процесс принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение функциональной организации процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений. В курсовой работе будут подробно освещены следующие моменты:

1) Характеристика анализа альтернатив действия, методы сравнения, платежная матрица, теория статистических решений, теория игр, таблица решений, методы экспертиз, метод Дельфи;

2) Описание краткую характеристику объекта исследования («ОАО Башкирскагропромкомплект);

3) Определение организационной и производственной структур объекта исследования;

4) Будет рассмотрена динамика технико – экономических показателей;

5) Подробное описание проблемной ситуации и пути ее решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3

1 ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ АНАЛИЗА АЛЬТЕРНАТИВ ДЕЙСТВИЯ……………….5

1.1 Прямые методы сравнения альтернатив…………………………………………………...7

1.1.1 Платежная матрица………………………………………………………………………..8

1.1.2 Эджворта – Парето………………………………………………………………………...8

1.1.3 Теория статистических решений…………………………………………………………9

1.1.4 Теория игр………………………………………………………………………………...11

1.1.5 Таблицы решений………………………………………………………………………...12

1.2 Экспертные методы сравнения альтернатив……………………………………………..13

1.2.1 Метод индивидуальной экспертизы…………………………………………………….14

1.2.2 Метод коллективной экспертизы………………………………………………………..15

1.2.3 Метод Дельфи…………………………………………………………………………….16

1.2.4 Метод анализа иерархий…………………………………………………………………18

1.3 Оценка возможностей и угроз методом позиционирования …………………………....20

2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ……………….22

2.1 Краткая характеристика объекта исследования……………………………………….....22

2.2 Организационная и производственная структуры объекта исследования……………..24

2.3 Динамика основных технико – экономических показателей…………………………....30

3 АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………………………...33

3.1 Описание проблемной ситуации и возможных альтернатив действия………………....33

3.2 Анализ альтернатив действия с использованием прямых методов сравнения альтернатив……………………………………………………………………………………..35

3.3 Анализ альтернатив действия с использованием экспертных методов сравнения альтернатив……………………………………………………………………………………..35

3.4 Обоснование наилучшего варианта альтернатив. Описание наилучшей альтернативы для решения проблемной ситуации…………………………………………………………...36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………….40

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Файлы: 8 файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ А.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 400.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая-1.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

     Индивидуальные  экспертные оценки редко используются как самостоятельный метод для разработки прогноза. В целях повышения обоснованности прогнозных высказываний индивидуальные оценки нескольких элементов чаще всего сопоставляются и объединяются между собой, образуя коллективную экспертную оценку. Методы, предусматривающие такое объединение и сопоставление частных оценок, принято называть коллективной, или групповой, экспертизой. Как правило, ее применение сопровождается повышением точности и глубины разрабатываемых прогнозов. В то же время на групповом мнении нередко отражается коллективная односторонность суждений, обусловленная общностью культуры, традиций, влиянием главенствующего направления в развитии техники и т. п. Поэтому коллективное мнение экспертов может носить компромиссный характер в ущерб получению ценного оригинального решения. Перечисленные недостатки коллективной экспертизы в наибольшей степени характерны для метода, получившего название «метод комиссий». 

      1. Метод коллективной экспертизы
 

     При принятии важных  управленческих решений  целесообразно использование коллективных экспертиз обеспечивающих большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений.

     Помимо  того, что разрабатываемое управленческое решение в этом случае получает разностороннюю оценку и аргументированность, интересна также возможность сопоставить различные точки зрения специалистов на сравнительную эффективность выработанных альтернативных вариантов решений.

     Методы  коллективной экспертизы, внимание к  которым было привлечено с начала 60-х годов, в настоящее время находят применение. Применение их обоснованы в том случае, когда личный опыт и интуиция играют решающую роль. Сегодня широко применяются: метод мозговой атаки, метод Дельфи, метод комиссии.

     Экспертные  методы принимаются в случае:

     - объект прогнозирования не поддаётся математическому анализу;

     - отсутствие  достоверной статистической  информации о характере объекта;

     - прогнозирования новых отраслей  производства;

     - возникновения экстремальных ситуаций, когда требуется быстрое решение;

     Важно сформировать экспертную комиссию, в состав которой вошли бы действительно компетентные специалисты,    желательно, чтобы в группе были специалисты других областей знания,  имеющие опыт работы в качестве экспертов, чтобы было обеспечено эффективное взаимодействие экспертов, если это предусмотрено в технологии проведения экспертизы. Эксперт должен быть опытным, иметь высокий уровень эрудиции, способным отображать адекватно тенденции развития. Рабочие группы, которые назначают экспертов, проводят опрос экспертов и обрабатывают материалы, полученные в результате опроса. Уточняется генеральная цель подцелей опроса экспертов и формируется вопросы, которые потом будут предложены экспертом. Обрабатываются материалы статистическими методами. Окончательная оценка может быть в виде среднего суждения или средне арифметического или как средне взвешенная оценка. Существуют различные способы организации обмена информацией между экспертами в процессе экспертизы. От эффективности процедуры обмена информацией между экспертами во многих случаях зависят качество результирующей экспертной оценки.

Коллективная  экспертиза, обеспечивающая большую  обоснованность и, как правило, большую  эффективность принимаемых решений, является одним из основных инструментов принятия важных управленческих решений. 

      1. Метод Дельфи
 

     Одной из самых известных заочных методик  является метод Дельфи, разработанный  в 50-е годы “РЭНД Корпорэйшн”  для исследования военно-стратегических и военно-технических проблем. Авторы этого метода — О. Хелмер, Т. Гордон, Н. Долки. Проект Дельфи патронировался органами государственной власти и должен был стать основной формой участия экспертов в принятии государственных решений по самом широкому спектру проблем, но в первую очередь по военной проблематике. Не случайно первой задачей, поставленной перед разработчиками Дельфи, было определение методом экспертных оценок системы оптимальных целей на территории США для нанесения ядерного удара и необходимого количества ядерных зарядов для реализации подобного плана с точки зрения руководства СССР. Научной общественности данный метод стал известен только в середине 60-х годов после публикаций в открытой печати работ О. Хелмера и Т. Гордона, которые и попытались вывести метод Дельфи за рамки сугубо военных решений.

     Название  этого метода происходит от греческого города Дельфы, расположенного у подножия горы Парнас, где находился храм Аполлона, знаменитый своим оракулом, к которому обращались с просьбой решить те или иные проблемы не только простые жители, но и представители правящих политических элит. Подобное название как бы символизирует необходимость использования политическим руководством различных государств и другими субъектами политического процесса экспертного знания, которое, правда, в настоящее время генерируется в советы не с помощью интуитивных форм, а с использованием научных технологий.

     Дельфи  представляет собой такой метод  экспертных оценок, при котором эксперты самостоятельно отвечают на предложенные вопросы, представляя свои ответы на бумаге. Кроме экспертов в Дельфи участвует специальная организационная группа, занимающаяся разработкой опросников, обработкой получаемых ответов, а также обеспечением экспертов необходимой информацией.

     Первый  этап Дельфи заключается в разработке опросника — эксперты высказывают  свои соображения по поводу того, какие конкретно вопросы необходимо обсудить и как их сформулировать, запрашивают необходимую информацию, а также предоставляют имеющиеся у них самих сведения, которые было бы целесообразно использовать при обсуждении. Организационная группа анализирует и суммирует все предложения, составляет первый опросник и рассылает каждому эксперту. Вместе с опросником распространяется и информация, как имеющаяся в наличии у организационной группы, так и предоставленная экспертами. На последний момент следует обратить особое внимание — ведь таким способом осуществляется информационный обмен, что достаточно важно. Например, если в экспертизе участвуют столичные аналитики и представители региональных аналитических структур, то первые получат информацию из “первых рук”, не посещая области, республики и края, а вторые смогут ознакомиться с видением проблемной ситуации из федерального центра.

     Формирование  опросника является достаточно важной частью Дельфи — он должен быть составлен  таким образом, чтобы были учтены все аспекты решаемой проблемы. Предположим, что исполнительная власть, осознавая необходимость проведения административной реформы, пытается разработать наиболее оптимальный ее вариант. В этом случае предложения экспертов должны учитывать самые различные последствия реализации их идей, и именно в опроснике следует показать, на чем заказчик пытается сконцентрировать основное внимание. Перед каждым экспертом надлежит поставить вопросы о том, почему его путь реформы способен повысить качество государственного управления; как будет строиться новая система принятия решений в органах государственной власти и в чем ее преимущества; способен ли предложенный вариант реформы оптимизировать информационные потоки от нижестоящих к вышестоящим ступеням административной системы; как в ней будут артикулироваться и агрегироваться различные предложения; какой должна быть система рекрутирования в органы административного управления; насколько эффективно можно контролировать ее функционирование; велико ли будет сопротивление чиновников предлагаемым нововведениям и путем каких затрат возможно его преодолеть; как прореагируют на реформу другие ветви власти; какой будет реакция избирателей на подобные изменения; какие ресурсы для проведения реформы потребуются — финансовые, организационные, временные и т.д. 

      1. Метод анализа  иерархий
 

     В настоящее время существует множество  информационных технологий, позволяющих  предельно облегчить жизнь и  помочь в решении проблем, связанных  с процессами принятия решений в  различных предметных областях. В  частности, очень распространены сейчас системы поддержки принятия решений на основе Метода Анализа Иерархий, разработанного американским ученым Т. Саати.

     Иерархия  есть определенный тип системы, основанный на предположении, что элементы системы  могут группироваться в несвязанные множества. Элементы каждой группы находятся под влиянием элементов некоторой вполне определенной группы и, в свою очередь, оказывают влияние на элементы другой группы. Мы считаем, что элементы в каждой группе иерархии (называемой уровнем, кластером, стратой) независимы.

     Основной  задачей в иерархии является оценка высших уровней исходя из взаимодействия различных уровней иерархии, а  не из непосредственной зависимости  от элементов на этих уровнях. Точные методы построения систем в виде иерархий постепенно появляются в естественных и общественных науках, и особенно в задачах общей теории систем, связанных с планированием и построением социальных систем. Концептуально, наиболее простая иерархия - линейная, восходящая от одного уровня элементов к соседнему уровню. Например, в процессе производства имеется уровень рабочих, доминируемый уровнем мастеров, который в свою очередь доминируется уровнем управляющих и т. д., до вице-президентов и президента. В нелинейной иерархии верхний уровень может быть как в доминирующем положении по отношению к нижнему уровню, так и в доминируемым (например, в случае потока информации). В математической теории иерархий разрабатывается метод оценки воздействия уровня на соседний верхний уровень посредством композиции соответствующего вклада (приоритетов) элементов нижнего уровня по отношению к элементу верхнего уровня. Эта композиция может распространяться вверх по иерархии.

     Иерархическое представление системы можно  использовать для описания то го, как  влияют изменения приоритетов на верхних уровнях на приоритеты элементов нижних уровней.

     Иерархии  предоставляют более подробную  информацию о структуре и функции  системы на нижних уровнях и обеспечивают рассмотрение факторов и их целей  на высших уровнях. Для удовлетворения ограничений на элементы уровня их лучше всего воспроизводить на следующем более высоком уровне. Например, природу можно рассматривать как актор, цель которого - использовать определенный мате риал и который подчиняется определенным законам в качестве ограничений.

Естественные  системы, составленные иерархически, т. е. посредством модульного построения и затем сборки модулей, строятся намного эффективнее, чем системы, собранные в целом.

     Иерархии  устойчивы и гибки; они устойчивы  в том смысле, что малые изменения вызывают малый эффект, а гибкие в том смысле, что добавления к хорошо структурированной иерархии не разрушают ее характеристик.

     Описание  МАИ

     Метод анализа иерархий является систематической  процедурой для иерархического представления  элементов, определяющих суть проблемы. Метод состоит в декомпозиции проблемы на все более простые составляющие части и дальнейшей обработке последовательности суждений лица, принимающего решения, по парным сравнениям. В результате может быть выражена относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов в иерархии. Эти суждения затем выражаются численно. МАИ включает в себя процедуры синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений. Такой подход к решению проблемы выбора исходит из естественной способности людей думать логически и творчески, определять события и устанавливать отношения между ними.

править

     Этапы МАИ

     1. Очертить проблему и определить, что мы хотим

     2. Построить иерархию ( цель, критерии, альтернативы)

     3. Построить множество матриц парных сравнений для каждого из нижних уровней по одной матрице для каждого элемента примыкающего сверху уровня

     4. Проверить индекс согласованности  каждой матрицы

     5. Использовать иерархический синтез  для взвешивания собственных  векторов весами критериев и вычислить сумму по всем соответствующим взвешенным компонентам собственных векторов уровня иерархии, лежащего ниже. 

    1. Оценка  возможностей и угроз методом  позиционирования
 

     Позиционирование  – это «действия по разработке предложения компании и ее имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное благоприятное положение в сознании целевой группы потребителей».

То есть, позиция продукта должна не смешиваться  в сознании потребителя с конкурентными  предложениями, а занимать свое обособленное место, отличное от конкурентов.

     Основной  принцип позиционирования - товар  должен быть как минимум необходим, как максимум привлекателен и  индивидуален. Позиционирование может  быть основано на рациональных и/или  эмоциональных выгодах.

Рациональные  выгоды - это выгоды, представленные в виде логичных аргументов. Они имеют логичные обоснования и потому легко принимаются потребителем.

     Эмоциональные выгоды не содержат обоснованных рациональных аргументов, а доставляют удовольствие сердцам и душам потребителей. Дать разумное обоснование невозможно, но эмоциональные выгоды говорят потребителю, что превосходство над окружающими или принадлежность к какой-то группе возможны, «если вы пользуетесь этой маркой».

  Инструменты позиционирования:

         - название (продукта и ТМ)

         - упаковка 

         - реклама 

     Методы  позиционирования

     - Метод «УТП». Необходимо перебрать  ВСЕ свойства товара до тех  пор, пока не найдется что-то  уникальное, что можно об этом  товаре сказать. Если в реальности  ничего нет, необходимо найти  особенность товара, оставшуюся незамеченной, и сделать ее своей.

     - SWOT-анализ. Сильные стороны - слабые  стороны, возможности – угрозы.

     - Метод соответствия. Выписываются  конкуренты и находятся отличия  нашего товара от конкурентных  товаров. 

     - Метод «реестра». Анализируются  рекламные послания конкурентов:

         - спонтанные ассоциации (например, нежность, доброта, чувственность) 

         - атрибуты (например, низкокалорийный  йогурт)

         - преимущества / выгоды (например, излечивает  перхоть) 

ВВЕДЕНИ2.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Курсач.doc

— 195.00 Кб (Открыть, Скачать)

ОГЛАВЛЕНИ1.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

Продожение курсача.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений