Процесс принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение функциональной организации процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений. В курсовой работе будут подробно освещены следующие моменты:

1) Характеристика анализа альтернатив действия, методы сравнения, платежная матрица, теория статистических решений, теория игр, таблица решений, методы экспертиз, метод Дельфи;

2) Описание краткую характеристику объекта исследования («ОАО Башкирскагропромкомплект);

3) Определение организационной и производственной структур объекта исследования;

4) Будет рассмотрена динамика технико – экономических показателей;

5) Подробное описание проблемной ситуации и пути ее решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3

1 ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ АНАЛИЗА АЛЬТЕРНАТИВ ДЕЙСТВИЯ……………….5

1.1 Прямые методы сравнения альтернатив…………………………………………………...7

1.1.1 Платежная матрица………………………………………………………………………..8

1.1.2 Эджворта – Парето………………………………………………………………………...8

1.1.3 Теория статистических решений…………………………………………………………9

1.1.4 Теория игр………………………………………………………………………………...11

1.1.5 Таблицы решений………………………………………………………………………...12

1.2 Экспертные методы сравнения альтернатив……………………………………………..13

1.2.1 Метод индивидуальной экспертизы…………………………………………………….14

1.2.2 Метод коллективной экспертизы………………………………………………………..15

1.2.3 Метод Дельфи…………………………………………………………………………….16

1.2.4 Метод анализа иерархий…………………………………………………………………18

1.3 Оценка возможностей и угроз методом позиционирования …………………………....20

2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ……………….22

2.1 Краткая характеристика объекта исследования……………………………………….....22

2.2 Организационная и производственная структуры объекта исследования……………..24

2.3 Динамика основных технико – экономических показателей…………………………....30

3 АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………………………...33

3.1 Описание проблемной ситуации и возможных альтернатив действия………………....33

3.2 Анализ альтернатив действия с использованием прямых методов сравнения альтернатив……………………………………………………………………………………..35

3.3 Анализ альтернатив действия с использованием экспертных методов сравнения альтернатив……………………………………………………………………………………..35

3.4 Обоснование наилучшего варианта альтернатив. Описание наилучшей альтернативы для решения проблемной ситуации…………………………………………………………...36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………….40

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Файлы: 8 файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ А.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 400.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая-1.doc

— 301.00 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИ2.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Курсач.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ 

     Процессы  принятия  решений,  понимаемые  как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают  всю человеческую жизнь. Большинство  решений  мы принимаем не задумываясь,  так как существует автоматизм поведения,  выработанный многолетней практикой. Есть решения,  которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора.  И,  наконец, существуют проблемы выбора,  решая которые, человек испытывает мучительные раздумья.  Как правило,  эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся  характер  и  связаны  с  рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора.

     Существует  множество различных проблем  уникального  выбора. Прежде всего, выделим проблемы, в которых в  принципе может быть найдено рациональное,  понятное другим людям изложение  причин, приведших к  выбору одной  из альтернатив (заметим,  что многие человеческие, "житейские" проблемы выбора не попадают под  это определение). Наиболее  характерными  проблемами рационального выбора являются проблемы, возникающие перед людьми, работающими в  разных административных службах, - при управлении организациями и совокупностью  организаций.  Любой  сотрудник  административного аппарата  обязан  быть  рациональным хотя бы для того, чтобы иметь возможность объяснить другим логические  основания своего выбора.

     Проблемы  выбора рационального управленческого  решения  в   уникальных   ситуациях, характерных для административной деятельности (выбор плана капиталовложений, выбор проектов проведения научных исследований и разработок, выбор плана производства изделий, выбор перспективного плана развития предприятия и др.) всегда  интересовали многих специалистов и исследователей.

     Целью моего исследования является изучение основных проблемных ситуаций и их пути решения.

     Задачей данной курсовой работы является анализ и разбор поставленных целей, рассмотрение всех глав, разделов и пунктов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1ХАРАКТЕРИСТИКА  МОДЕЛЕЙ АНАЛИЗА АЛЬТЕРНАТИВ  ДЕЙСТВИЯ 

     Для анализа труда важно ввести и  различать индивидуального и  группового субъекта, индивидуальное и групповое действие. Пространства и времена действий и восприятий отдельных специалистов даже в одной кабине не совпадают. Поскольку подлинным субъектом труда является экипаж, возникает вопрос о координации и синхронизации действий. На рис.1 представлена схематическая характеристика подхода. Феноменологический метод требует рассмотрения сознания во временной перспективе: исполняемое действие и перцептивный мир являются формами настоящего. Прошлое и будущее вводятся в вместе с понятиями опыта и памяти, потребностей, планов, смыслов, ожиданий, антиципаций.

     Модели  элементарного акта.

     Среди множества теорий, моделей и походов  к изучению операторского труда  мы выделили те, которые наиболее близки к основным линиям нашей разработки: имитационные, информационные, информационно-процессуальные и корреляционные модели операторского труда.

     Имитационные  модели.

     Они служат хорошим началом инженерно-психологического анализа. Примером может служить  модель, разработанная Зигелем и  Вольфом. Разделив относительно небольшой, но важный участок трудового процесса на отдельные задачи, определив приоритеты между ними и установив время выполнения каждой — все это делается с помощью опытных специалистов-операторов — задавшись функцией, определяющей зависимость точности и скорости выполнения задачи от индивидуальных особенностей оператора, авторы сумели с достаточно высокой точностью предсказать статистические результаты реальных испытаний, таких как посадка самолета на авианосец, дозаправка в воздухе, воздушный перехват. Модель учитывает гибкость, характерную для опытного специалиста: темп труда зависит от обстоятельств — в сложной обстановке время, которое тратит оператор на одну задачу, может быть сокращено вдвое по сравнению с периодом спокойного, нормального труда. Вместе с тем возрастает и испытываемое напряжение, однако, до некоторого предела, после которого скорость выполнения работы резко снижается. Модель позволяет учесть возможность оператора сократить время на одну задачу за счет резервов групповой деятельности: сплоченности и проч. Таким образом моделируется синхронизация, которая типична для любого труда — замедляя или ускоряя действия, оператор добивается совпадения во времени различных событий трудового процесса. К сожалению, попытки воплотить идеи модели на отечественной почве пока не привели к успеху.

     Информационные  и информационно-процессуальные модели

     Большое распространение получила модель Шеннона, определяющая информацию, как меру неопределенности сигнала. Информация, которую несет сигнал, зависит  от его вероятности: наибольшую информацию несут наиболее редкие из случайных  сигналов; сигналы, которые не случайны, не несут никакой информации. Модель Шеннона была использована для моделирования процессов в канале связи между источником и приемником информации. Канал характеризуется ограниченной пропускной способностью: при прохождении через канал часть информации теряется. Психологи использовали эти представления для своих описаний вместе с информационной мерой для определения емкости памяти: 1 бит и меры пропускной способности канала: 1 бит/сек. В работах по измерению времени реакции на сигналы, несущие разные количества информации, было установлено, что время реакции возрастает с увеличением неопределенности сигнала.

     В последующих работах основное внимание было сконцентрировано на качественном изучении этапов преобразования информации. Это направление получило название анализ преобразований информации или информационно-процессуальный подход. Это направление в свое время было принято как основное в описании труда человека за пультом управления. Анализ преобразований информации оператором предполагает предварительное выделение отдельного поведенческого акта или технологической операции. Основные черты выделенного акта воспроизводятся в лабораторных условиях, а затем подвергаются анатомическому исследованию, цель которых расчленить целый процесс на отдельные части, измерить время выполнения преобразований в каждой из них, определить характер самих преобразований. Модель целостного процесса позволяет проводит дальнейшие исследования или может быть использована в ходе проектирования или модификации системы “Человек-машина”.

Двигаясь  от простого к сложному, рассмотрим два класса моделей — линейные и кольцевые.

     Модели  линейного типа: измерение времени  отдельных операций.

     Главная особенность моделей линейного  типа состоит в том, что они  используются для временного анализа процесса, который рассматривается как последовательность операций, выполняемых в ходе простого, т.е. одиночного акта. Это отдельный двигательный акт, результаты которого не могут быть улучшены внутри него самого, чтобы улучшить результаты потребуется выполнить другой акт. Временное описание такого простого акта проводится одновременно с построением качественной модели, блоки которой соответствуют измеряемым процессам. При таком сопутствующем выполнении двух разных видов работ исследователь сталкивается с двумя типами трудностей: 1)измерение времени возможно только при выделении и фиксации начала и конца подпроцесса, т.е. при отделении последовательно расположенных блоков друг от друга; 2) построение структуры требует решения методологической проблемы — определения простого действия, поскольку подобрать практический или экспериментальный аналог одиночного действия трудно. Для временного анализа выбираются и используются информационные или логические модели. Манипулируя. 

    1. Прямые  методы сравнения альтернатив
 

     При принятии многовариантного решения, используется тот же метод оценки альтернатив  по желательным характеристикам, что  и в случае принятия стандартного решения. Наиболее важная характеристика получает наивысшую оценку (например. 10), а остальные критерии ранжируются относительно неё.

Сложность принятия многовариантного решения  проявляется в первую очередь  при использовании желательных  критериев. В стандартной процедуре  желательные характеристики используются для определения относительной ценности альтернатив. Но это неосуществимо в ситуации, когда альтернативы чередуются одна за другой, а их список очень велик. Чтобы преодолеть эту трудность, нужно использовать желательные критерии не в виде относительных, а в виде абсолютных измерителей ценности альтернатив. Это значит, что необходимо оценивать каждую альтернативу индивидуально и сопоставлять её не с другими альтернативами, а с неким идеальным образцом. Для этого суммируем оценки по всем критериям.

     В процессе разрешения сложных проблем с целью усиления способности менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться различные научные методы их разработки и оптимизации, которые принято делить на два основных класса: методы моделирования и методы экспертных оценок.

     Методы  моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей  для решения наиболее часто встречающихся  управленческих задач.

     Разработка  и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования - довольно сложная процедура, которая может быть представлена последовательностью основных этапов:

     1) Постановка задачи;

     2) Определение критерия эффективности  анализируемой операции;

     3) Количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;

     4) Построение математической модели  изучаемого объекта (операции);

     5) Количественное решение модели  и нахождение оптимального решения;

     6) Проверка адекватности модели  и найденного решения анализируемой  ситуации;

     7) Корректировка и обновление модели.

     Количество  всевозможных конкретных моделей почти  так же велико, как и число проблем, для решения которых они разработаны.

     Наиболее  распространённые типы моделей: модели теории игр; модели теории очередей или  оптимального обслуживания; модели управления запасами; модели линейного программирования.

   По  принципу приведения оценок объектов к единой оценке, можно выделить следующие классы методов:

   1) Метод на основе выбора главного  критерия. То есть, выбирается один  основной (главный) критерий, а на  остальные критерии, как правило, накладываются ограничения. К этому же классу следует отнести методы, называемые «методами на основе лексикографического упорядочения критериев». В этих методах объекты сначала упорядочиваются по одному (главному) критерию; если по данному критерию оказывается несколько эквивалентных объектов, то используется следующий по важности критерий, и так далее. Методы этого класса достаточно просты. Однако они неприменимы для задач, в которых требуется учитывать несколько критериев, близких по важности.

   2) Методы на основе компенсации  критериев. Принцип работы этих  методов состоит в том, что  от эксперта требуется указать,  какая величина выигрыша по  одному критерию компенсирует  определенный (заданный) проигрыш по  другому критерию. Однако указание таких величин компенсации крайне сложно для человека. Поэтому такие методы не нашли широкого применения.

   3) Методы на основе вычисления  обобщенных оценок (обобщенного  критерия). Принцип работы этих  методов состоит в вычислении  обобщенной оценки для каждого из объектов, на основе их оценок по отдельным критериям. Один из таких методов – метод комплексной оценки. Достоинство таких методов – небольшой объем информации, требуемый от эксперта. Эти методы нашли широкое применение и реализованы во многих программных продуктах. В то же время они имеют ряд существенных недостатков:

   - методы этого класса не позволяют  в достаточной мере учесть  субъективные суждения эксперта  о превосходстве объектов друг  над другом, о желательности (или  нежелательности) значений критериев и так далее;

   - применение этих методов затрудняется  при использовании критериев  с нечисловыми оценками (словесные  оценки, оценки «да - нет», оценки  в виде ранжированных объектов  и так далее).

ОГЛАВЛЕНИ1.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

Продожение курсача.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений