Основы измерения и оценки качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:43, реферат

Краткое описание

В последнее время появилось большое количество научных работ, посвященных обобщению опыта промышленных предприятий по повышению качества продукции и решению теоретических вопросов, связанных с целенаправленным улучшением качества. Активно формируется наука о качестве продукции. Предметом науки о качестве продукции являются свойства продуктов труда и их соотношения с потребностями и возможностями общественного воспроизводства.

Оглавление

Введение
Задание 1 (3). Основы измерения и оценки качества
Теоретическая часть
История зарождения науки.
. Объект, предмет и структура квалиметрии.
1.3. Принципы и задачи квалиметрии.
1.4. Методология определения и оценивания качеств.
2. Практическая часть.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     ”+”  – действия, имеющие решающее значение;

     ”0”  – действия, имеющие определенное влияние, но которое в дальнейшем может быть нейтрализовано.

     Из  табл. 2 видно, что все этапы деятельности фирмы включают в себя элементы управления затратами.

     Если  представить деятельность предприятия  по вертикали (см. рис. 3), то и в этом случае очевидна актуальность управления затратами.

     

     Рис. 3 Вертикальный разрез деятельности предприятия

     Они формируются как снизу вверх, так и сверху вниз, различаясь по составу, величине, способу формирования и отнесения на продукт.

     Рис. 3 помогает понять, что затраты на качество связаны не только непосредственно с производством продукции, но и с управлением этим производством.

     Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

     Если  разработка и конструирование новой  продукции осуществляется внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут  включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.

     В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:

  • транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку возможности и необходимости полноты его загрузки; технические, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений - его набор и оплату труда;
  • снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на непосредственно материальные – соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; и затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы;
  • затраты на подразделение, контролирующие производство;
  • затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел (своевременное составление планов), финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.;
  • затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

     Производственные  затраты в свою очередь можно  разделить на материальные, технические  и трудовые. Причем все они прямо  относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредовано, то размер материальных производственных поддается прямому счету. Значительно проще, чем с управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат – через амортизационные отчисления, и трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).

     С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые, которые  образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции  и являются в дальнейшем до момента  ее снятия с производства их носителем, и дополнительные, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.

     Основная  часть базовых затрат отражает стоимостную  величину факторов производства, а  также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.

     Дополнительные  затраты включают в себя затраты  на оценку и затраты на предотвращение.

     К первым относятся расходы, которые  несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их нетрудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование и накладные расходы отдела технического контроля (отдела качества). Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала.

     Ко  вторым относятся расходы на доработку  и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым  образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д.

     Существует  еще одна группа издержек, которые  при их возникновении следует  относить или к базовым, или к  дополнительным в зависимости от новизны продукции. Эти затраты  на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма велики.

     На  рис. 4 показана группа затрат по их видам во взаимосвязи с производством новой продукции и ее усовершенствованием. При этом издержки последней группы возникают как в сфере производства, так и за ее пределами – в сфере потребления продукции. Это предъявляет дополнительные требования к информации о качестве, которая может положительно повлиять на минимизацию затрат на предотвращение брака и его исправление.

     Очевидно, что поскольку затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа выпускающего его предприятия образуются и на предприятии, и за его пределами необходим их глубокий качественный и количественный анализ.

     

     Рис. 4. Взаимосвязь затрат, обеспечивающих качество продукции, с новой и усовершенствованной продукцией  
 

 

Заключение

     На  этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа.

Квалиметрическая  оценка качеств есть только основа и начальная стадия

сложного  процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне

свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно

обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.

      По итогам квалиметрических оценок производят: 1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;2) прогнозирование качества продукции;3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое

другое.

      Квалиметрия как относительно  новая и фундаментальная наука  является,

во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо. 
 

     Мощный  импульс к приобретению знаний в  области качества и к созданию на предприятиях систем управления качеством  был дан принятиям в 1987 г. международных стандартов ИСО серии 9000, описывающих модели управления качеством для предприятий, организаций и учреждений любой сферы деятельности. Универсальный характер указанных стандартов и описанных в них систем качества требует глубоких знаний теории и методов управления предприятием через качество. Разработать, внедрить и обеспечить эффективное функционирование системы качества можно только при наличии на фирме профессионально подготовленных специалистов по качеству - инженеров и менеджеров.

     В настоящее время внедрение систем качества на основе международных стандартов становится насущной необходимостью. Наличия систем качества требуют и заказчики (потребители), и государственные органы, рассматривающие их как гарантию получения высококачественной, безопасной продукции. Изготовители также заинтересованы в создании у себя систем качества, позволяющих им совершенствовать производство, повышать эффективность своей деятельности и к тому же получить дополнительные козыри на рынке. Становится нормой иметь прошедшую экспертизу (сертифицированную) систему качества на предприятии.

     Обеспечение качества продукции связано с  затратами. Все этапы деятельности современных фирм включают элементы управления затратами.

     В зависимости от целей, задач анализа  затрат на качество и возможностей получения необходимой информации методы управления затратами могут быть различны. На это влияет и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Ершов. А.К. Управление качеством. - М.: Логос, 2008. - 288 с.
  2. Авилов В,А.  Математико-статистические  методы  технико-экономического   анализа производства, «Экономика», Москва, 1967г.
  3. Альперин Л. Н. Об  инженерно   -   психологической   оценке   качества   технических устройств, «Стандарты и качество», Москва, 1967г.
  4. Михеева Е.Н., Сероштан М.В. Управление качеством. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 708 с.
  5. Миронов М.Г. Управление качеством. - М.: Проспект, 2006. - 288 с.
  6. Прохоров Ю.К. Управление качеством. Учебное пособие. – СПб.: СПбГУИТМО, 2007. – 144 с.
  7. Серегин В.Э,, Герасимова Е.Б. Экономический анализ процедур управления затратами на качество продукции промышленного предприятия: Монография. – Тамбов: издательство ТГТУ, 2009. – 45 с.
  8. Управление качеством. Учебник /под ред. Ильенковой С.Д. – М.: «Юнити», 2006. – 706 с. .
  9. Федюкин В.К.Основы квалиметрии. - М.: Изд-во «ФИЛИНЪ»,2004.
  10. Эванс. Д. Управление качеством. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 672 с.
  11. Экономическая теория: учебник для вузов/Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.: «Питер», 2009. – 556 с.
  12. Экономическая теория: учебник/под ред. Е. Н. Лобачевой. – М.: «Юрайт», 2007. – 515 с.

Информация о работе Основы измерения и оценки качества