Основы измерения и оценки качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:43, реферат

Краткое описание

В последнее время появилось большое количество научных работ, посвященных обобщению опыта промышленных предприятий по повышению качества продукции и решению теоретических вопросов, связанных с целенаправленным улучшением качества. Активно формируется наука о качестве продукции. Предметом науки о качестве продукции являются свойства продуктов труда и их соотношения с потребностями и возможностями общественного воспроизводства.

Оглавление

Введение
Задание 1 (3). Основы измерения и оценки качества
Теоретическая часть
История зарождения науки.
. Объект, предмет и структура квалиметрии.
1.3. Принципы и задачи квалиметрии.
1.4. Методология определения и оценивания качеств.
2. Практическая часть.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

людей.

      Объектом квалиметрии может быть  все, что представляет собой  нечто

цельное, что может быть вычленено для  изучения, исследовано и познано.

      Предметом квалиметрии является  оценка качества в количественном  его

выражении.

      Структура квалиметрии состоит из трех частей:

1 –  общая квалиметрия или общая  теория квалиметрии, в которой

рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оцениваниякачеств;

2 - специальные  квалиметрии больших группировок  объектов, например,

квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды

обитания  и т.д. вплоть до качества жизни людей;

3- предметные  квалиметрии отдельных видов  продукции, процессов и услуг,

такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.

      Качество, в широком смысле этого  понятия,- объективная и наиболее

обобщенная  характеристика любого объекта.

      Качество объекта потребления  – это совокупная характеристика  его

свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно

удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и

специфичным. Существуют и ограниченные представления  о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого

людьми. 
 

1.3. Принципы и задачи  квалиметрии. 

      Так как определение качества  объектов реального мира есть, по существу, познание их важнейших свойств и по сути, то, следовательно, квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии – теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.

      Итак, у квалиметрии, как и у  всякой научной дисциплины, есть  свои

методологические принципы, содержание которых состоит в нижеследующем.

      1. Квалиметрия обязана давать  практике хозяйственной деятельности

людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов

исследования.

      В отношении оценки качества  товарной продукции проблема  состоит в

том, что  у потребителей и производителей продукции существенно разные

интересы. Производитель не всегда заинтересован  и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы как производителей так и потребителей.

      2. Приоритет в выборе определяющих  показателей для оценки качества

продукции всегда на стороне потребителей.

      Дело в том , что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.

      3. Следующий принцип можно сформулировать  так: квалиметрическая

оценка  качества продукции не может быть получена без наличия эталона  для

сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и

качества  в целом.

      Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина  знаний обобщенного показателя его качества и такого е показателя базового, эталонного образца.

      4. Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного)

уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.

      Под самым низким иерархическим  уровнем показателей следует  принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

      5. При использовании метода комплексной  оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

      6. При определении комплексного  показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован  коэффициентом его весомости.

      7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.

      8. Качество целого объекта обусловлено  качеством его составных частей.

      9. При количественной оценки качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.

      10. Обычно оценивается качество  продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.

      Выше перечисленные методологические  принципы квалиметрии не

исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности. 

1.4.  Методология определения  и оценивания качеств. 

      Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо, во-первых, определить перечень тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество; во-

вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значения; в- третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемого за образец или эталон качества. Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать качество исследуемого объекта.

      На этапе метрологического измерения  свойств (скорости, веса и т.д.)

получают  объективные сведения о них. Однако уже следующий квалиметрический этап  в исследовании качества объекта носит во многом субъективный характер. Субъективность заключается в самом выборе эталона качества или «базового образца», с данными о котором сопоставляются сведения о свойствах исследуемого объекта. Кроме того, субъективность итоговой характеристики уровня качества кроется в использовании таких методик квалиметрической обработки данных о свойствах сопоставляемых объектов, которые больше соответствуют интересам и задачам исследователя.

      Исходя из современных представлений о качестве как о единстве внутренней или внешней определенности объекта, следует, что при оценке его качества необходимо учитывать не только отдельные свойства в их совокупности, но и признаки, а также характеристики внутренней определенности, например уровень внутренней структурированности, устойчивости структуры и ее элементов или же их приспособляемости к изменяющимся условиям функционирования и т.п. Однако с метрологической и, в частности, с квалиметрической позиции достаточно учесть только внешние проявления качества, только «качествообразующие» свойства. Такой подход к измерению качества приводит к не вполне адекватному результату. Такой результат измерения качества не ошибочен, он не полон и поэтому имеет  большую погрешность.

      Измерение и обобщение показателей  внешних свойств и характеристик

внутренней  сущности объекта исследования, дают, очевидно, возможность

получения более точной  численной характеристики уровня качества, т.е.

более правильной оценки качества.

      Полученный квалиметрический результат, т.е. численный показатель уровня качества  исследованного объекта  по отношению к качеству эталона, - это еще не окончательная оценка качества, а только основа для этого. Оценка качества – это ответ на вопрос, в какой мере полученный уровень качества исследованного объекта соответствует интересам или потребностям

оценивающего  объекта, группы людей или общества в целом.

      При оценивании качества иногда рекомендуют использовать образ «идеального», необходимого полезного качества, которому редко когда соответствует  выбранный эталон. Даже идеальный эталон качества не может

всех  удовлетворить, т.к. интересы, потребности, взгляды на ценности у всех

людей разные. Поэтому любые оценки качества субъективны с объективной их основой в виде численных показателей уровней качеств. Это свидетельствует о единстве и очевидном противоречии объективного и субъективного в оценках качества реальных объектов, интересующих людей. Здесь в полной мере проявляется диалектика объективного и субъективного в позиции любого качества.

      Оценка качества, выражающая ценность  или степень полезности объекта,

является  предметом изучения многих специальных наук, в том числе и аксиологии – теории ценностей. В этой теории раскрываются содержания основных категорий, которые выражают ту или иную ценность для человека. К таким категориям относятся, например, духовные ценности, материальные

ценности (свойства товаров и услуг, безопасность техники). Понятийный аппарат аксиологии помогает при рассмотрении многих вопросов, связанных с качеством, прежде всего продукции, производственных процессов, услуг, окружающей среды и других объектов, изучаемых квалитологией и оцениваемых квалитометрией.

      Итак, оценка качества (Qоц) есть результат  взаимодействия четырех

компонентов, а именно:

                       Qоц=< О, С, Б, Ал >,

где  О – оцениваемый объект;

        С – оценивающий объект;

        Б – база оценки (эталон качества);

        Ал – алгоритм (логика и приемы) оценивания. 

1.5. Определение объектов (производственный процесс, продукция и т.д.) оценивания (ГОСТ 3.1109–82, ГОСТ 14.004–83, ГОСТ –27.004 –85 и др.)

1. Технологический  процесс - Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. (а. технологический процесс может быть отнесен к изделию, его составной части или к методам обработки, формообразования и сборки. б. к предметам труда относятся заготовки и изделия.)

2. Технологическая  операции - Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте 

3. Технологический  метод - Совокупность правил, определяющих последовательность и содержание действий при выполнении формообразования, обработки или сборки, перемещения, включая технический контроль, испытания в технологическом процессе изготовления или ремонта, установленных безотносительно к наименованию, типоразмеру или исполнению изделия 

Информация о работе Основы измерения и оценки качества