Основы измерения и оценки качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:43, реферат

Краткое описание

В последнее время появилось большое количество научных работ, посвященных обобщению опыта промышленных предприятий по повышению качества продукции и решению теоретических вопросов, связанных с целенаправленным улучшением качества. Активно формируется наука о качестве продукции. Предметом науки о качестве продукции являются свойства продуктов труда и их соотношения с потребностями и возможностями общественного воспроизводства.

Оглавление

Введение
Задание 1 (3). Основы измерения и оценки качества
Теоретическая часть
История зарождения науки.
. Объект, предмет и структура квалиметрии.
1.3. Принципы и задачи квалиметрии.
1.4. Методология определения и оценивания качеств.
2. Практическая часть.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

4. Технологическая база - Поверхность, сочетание поверхностей, ось или точка, используемые для определения положения предмета труда в процессе изготовления. Поверхность, сочетание поверхностей, ось или точка принадлежат предмету труда. 

5. Обрабатываемая  поверхность - Поверхность, подлежащая воздействию в процессе обработки.

6. Единичный технологический процесс - Технологический процесс изготовления или ремонта изделия одного наименования, типоразмера и исполнения, независимо от типа производства 

7. Типовой технологический процесс - Технологический процесс изготовления группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками 

8. Групповой технологический процесс - Технологический процесс изготовления группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками 

9. Типовая технологическая операция - Технологическая операция, характеризуемая единством содержания и последовательности технологических переходов для группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками 

10. Групповая технологическая операция - Технологическая операция совместного изготовления группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками 

Практическая  часть.

      1П.  Общая часть (см. п. 4 из 3.2).

      2П.  Выбрать группу продукции и  рассмотреть ее как объект оценивания качества. Изучить стандарт на систему показателей качества продукции. Сопоставить ее с общей классификацией показателей качества. Изложить технологию их измерения. 

Теоретическая часть

     Обобщенная  классификация затрат, отнесенных на управление качеством продукции.

     Методы  определения и  источники затрат на управление качеством, учитываемые каждым методом. Структура  производственных и  непроизводственных затрат и их источники.

     Методы  определения, планирования и учёта  затрат на качество являются важной составной частью.

     Классификация затрат на качество – одна из главных  задач, от правильного решения которой  зависятопределение их состава и  требования к организации учёта, анализа и оценки.

     Основным  требованием к классификации  является наиболее полный охват всех затрат, связанных скачеством продукции и влияющих на него, а также их полная характеристика, отражающая сложность имногофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому классификация должна охватывать всестадии создания и потребления продукции и в неё следует включать максимально возможное число признаков.

     На  основе обобщения публикаций отечественных  и зарубежных специалистов, а также  исследований,проведённых авторами, была разработана классификация  затрат (таблица 1). В соответствии с нейклассификационные группы затрат формируются по различным аспектам в зависимости от конкретных условий итребований. Эти группы можно рассматривать как модели состава затрат. 

     Таблица 1

     Обобщённая  классификация затрат на качество

Признак классификации Классификационная группа затрат
Целевое назначение На улучшение  качества

На обеспечение  качества

На управление качества

Экономический характер затрат Текущие

Единовременные 

Вид затрат Производительные

Непроизводительные 

Метод определения Прямые

Косвенные

Возможности учёта Поддающиеся прямому  учёту

Неподдающиеся прямому учёту

Которые экономически нецелесообразно учитывать

Стадии  жизненного цикла продукции На качество при разработке продукции.

На качество при изготовлении продукции.

На качество при использовании продукции

Отношение к производственному процессу На качество в основном производстве.

На качество во вспомогательном производстве.

На качество при обслуживании производства

Возможности оценки Планируемые

Фактические

Характер  структурирования По предприятию.

По производству.

 По  видам продукции

Объекты формирования и учёта Продукция.

Процессы.

Услуги

Вид учёта Оперативный.                                        Аналитический.                                        Бухгалтерский 

Целевой

     Классификация затрат по целевому назначению соответствует  современному пониманию деятельностипредприятия  в области качества согласно международно-признанному  содержанию терминов «обеспечениекачества», «улучшение качества» и «управление  качеством».

     Под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты, произведённые для удовлетворенияустановленных потребителем требований к качеству продукции или услуг.

     Затраты на улучшение качества – это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требованийпотребителя.

     К затратам на управление качеством относятся  затраты на разработку и реализацию корректирующих ипредупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальныхнесоответствий  продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.

     Исходя  из требований стандартов ИСО семейства 9000 к различным моделям системы  качества, ведущеезначение в рассматриваемой  классификационной группе имеют, безусловно, затраты на обеспечение качества,состав и структура которых могут включать отдельные элементы затрат на улучшение качества и управление им.

     По  экономическому характеру затраты  могут быть отнесены к текущим  и единовременным.

     К единовременным, кроме капитальных  вложений на приобретение оборудования, средств измерения идругого имущества, необходимого для улучшения, обеспечения или управления качеством и включаемого всостав материальных активов, следует относить затраты на разработку продукции и технологии её изготовления.

     К текущим относятся все затраты  на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например,затраты на контроль качества и испытания изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.

     Классификация по виду затрат на производительные и  непроизводительные позволяет выявить  ихрезультативность.

     К производительным могут быть отнесены все затраты, с помощью которых  достигается выполнениефункций, связанных  с обеспечением, улучшением и управлением  качеством.

     Непроизводительные  – это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются прианализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качествапродукции или низкого качества её изготовления. Например, при высоком уровне организации производства идейственном самоконтроле затраты на проведение контроля технологической дисциплины могут оказатьсяненужными. В то же время затраты на исправление несоответствующей установленным требованиям илидефектной продукции являются потерями.

     По  методу определения затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты могут бытьнепосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности; косвенные – по томуили иному принятому признаку. При организации учёта затрат необходимо стремиться к тому, чтобыбольшинство затрат можно было определить прямым счётом. Эта требование относится также к следующейклассификационной группе, так как от полноты учёта затрат зависит возможность их правильного планирования,анализа и оценки.

     Последующие классификационные группы показывают возможность (в зависимости от конкретных условий)различного подхода к формированию состава затрат на качество. Кроме того, эти группы могут бытьиспользованы при планировании затрат.

     Практическая  значимость любой классификации  обусловлена правильностью принципов, положенных в ихоснову. Именно с этой точки зрения проанализируем различные классификации затрат на обеспечение качества.

     Необходимость такого анализа обусловлена тем, что в ряде случаев принципы классификации  их авторами невыделяются.

     Группировка затрат на производственные и непроизводственные представлена на рисунке 1.

     

     Рис. 1. Группировка затрат на производственные и непроизводственные 
 
 

 

Практическая  часть

     Проанализировать  затраты на продукцию в зависимости от уровня ее качества. Определить эффективность мероприятий по улучшения качества, принимая во внимание  величину спроса и цену на продукцию.

     Обеспечение качества продукции связано с  затратами.

     Качество  продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат.

     Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. На рис. 2 покажем цепочку формирования затрат и стоимости товара или услуги.

     

     Рис. 2. Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции

     Она позволяет конкретизировать принцип  гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность  руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что мы подразумеваем под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.

     Эти показатели имеют качественное выражение и включают в себя плановые, фактические и критериальные качества продукции.

     В фирме "Toyota" выделяют следующие  этапы деятельности в области  обеспечения качества: планирование выпуска изделий, конструирование  изделия, подготовка производства, производство, производственный контроль, реализация и обслуживание, проверка качества в эксплуатации. При этом гарантией качества на перечисленных этапах являются определенные обязанности и действия каждого подразделения (см. табл. 2).

     Таблица 2

     Деятельность  подразделений фирмы «Таёта» по управлению производственными затратами.

Функциональные  мероприятия Исполняющие подразделения Операции по регулированию издержек Значимость
     1      2      3      4
Планирование  продукции Планирование  в масштабе всей корпорации 1. Определение  объема целевых затрат на основе  планирования новой продукции  и планирования прибыли, а затем  распределение этих целевых затрат  на составляющие.      +
       Отдел планирования продукции 2. Выработка  целевого объема капиталовложений.      +
       Отдел инженерного  обеспечения 3. Распределение  целевых затрат между различными  конструкторскими подразделениями.      0
       Бухгалтерский отдел 4. Распределение  целевого объема капиталовложений  между планирующими подразделениями.      0
Конструирование продукции Отдел планирования продукции  1. Определение  затрат на основе прототипа.      +
              2. Оценка возможностей  достижения целевых затрат.      +
       Инженерные  подразделения 3. Принятие необходимых  мер для уменьшения разницы  между целевыми затратами и  затратами, определенными по прототипу.      -
Подготовка  производства Отдел планирования продукции 1. Определение  затрат, учитывая подготовку линий,  и плана капиталовложений.      +
       Инженерные  подразделения 2. Оценка возможностей  достижения целевых затрат.      +
              3. Принятие мер для уменьшения отклонений от целевых затрат.      +
       Инженерное  обеспечение производства 4. Определение  объема капиталовложений в оборудование.      0
       Отдел контроля продукции 5. Оценка производственных  планов, условий производства и  принятии решений относительно изготовления или запуска частей.      0
Снабжение Отдел снабжения 1. Оценка планов  поставки и условий закупки.      0
              2. Установление  контроля за ценами поставщиков  (сравнение целевого и реального  снижения затрат, анализ и принятие  необходимых мер).      0
              3. Оценка возможностей  уменьшения цен поставщиков, оказание  помощи поставщикам в осуществлении  мер по снижению затрат.      +
Производство  и контроль Исполняющие подразделения 1. Осуществление  управления затратами через: 

     а)планирование финансированных затрат (производственный отдел и администрация).

     0
       Бухгалтерские отделы      б)снижение затрат в первоначальных проектах (по каждому типу изделий и по каждому  стоимостному фактору).      0
                   в)работа среди персонала по проведению мероприятий, направленных на снижение затрат.      +
Сбыт  и обслуживание Исполняющие подразделения 1. Определение  действительных затрат на новую  продукцию путем всесторонней  оценки.      0
       Бухгалтерские отделы 2. Участие в  анализе и обслуживании проверок  на функциональных совещаниях  по управлению затратами и совещаниях различных комитетов.      0

Информация о работе Основы измерения и оценки качества