Участники уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью и основной задачей курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и классификация участников уголовного процесса 4
1.1 Понятие участников уголовного процесса 4
1.2 Классификация участников уголовного процесса 6
2. Общая характеристика участников уголовного процесса 9
2.1 Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство 9
2.2 Прокурор как участник уголовного процесса 11
2.3 Функции и полномочия начальника следственного отдела 14
2.4 Органы дознания в уголовном процессе 17
2.5 Подозреваемый как участник уголовного процесса 20
2.6 Свидетель и его роль в судебном деле 24
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

участники_УП.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

а) создание необходимых  условий по разрешению дела по существу;

б) установление фактической стороны дела (объективной истины);

в) определение юридической  квалификации деяния и меры наказания, если лицом совершено преступление;

г) оправдание подсудимого, если в рассматриваемом деянии нет  признаков преступления или установлена невиновность подсудимого;

д) прекращение дела производством  при наличии к тому законных оснований.

Законность, независимость, компетентность и беспристрастность  состава суда обеспечиваются соблюдением  правил, установленных законом:

- определение подсудности  уголовных дел;

- формирование состава  суда для рассмотрения конкретных  уголовных дел;

-отвод судей;

- отделение функции разрешения дела от функций обвинения и защиты.

Закон допускает две  формы рассмотрения уголовный дел:

1) единолично судьей;

2) коллегией судей, состоящей из трех судей, включая председательствующего.

Деятельность суда как  участника уголовно-процессуальных отношений проявляется в следующем:

- суд рассматривает  и разрешает уголовное дело, применяя  нормы уголовного и уголовно-процессуального права;

- получая уголовное  дело от органов предварительного  расследования, суд руководствуется предписаниями процессуального закона о порядке сношений с прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем;

- проверяя доказательства  совершенного деяния, суд вступает в уголовно-процессуальные отношения с потерпевшим, свидетелем, экспертом, специалистом, защитником и другими участниками процесса;

- постановляя обвинительный  приговор, суд реализует уголовно-процессуальные правоотношения с администрацией мест, исполняющих наказание.

Только суд правомочен признать лицо виновным и назначить  ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера либо принудительные меры воспитательного воздействия, отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

Немаловажной в деятельности суда как участника уголовно-процессуальных отношений является реализация судом своих полномочий, которые порождают новые уголовно-процессуальные отношения. Так, приговор, постановленный судом первой инстанции, в течение десяти суток может быть обжалован либо опротестован, что открывает новые судебные перспективы (дело может быть пересмотрено в апелляционном или кассационном порядке, процедура которого строго установлена УПК). Если обвинительный приговор вступил в законную силу, то это влечет новые уголовно-процессуальные правоотношения, связанные с обращением приговора к исполнению. Решение суда об истребовании иных доказательств означает реализацию новых уголовно-процессуальных отношении, связанных с процессуальным закреплением и оценкой этих доказательств. Таким образом, суд, являясь участником рассматриваемых отношений, одновременно сам посредством своих решений порождает новые процессуальные же отношения (реализация судебных решений происходит исключительно в процессуальной форме).

Отправляя правосудие по уголовным делам, выйти за пределы уголовно-процессуальных отношений. Обнаружение судом в процессе рассмотрения дела обстоятельства, влекущие административную ответственность, дает ему право одновременно с приговором либо иным почтовым решением вынести решение о наложении административного взыскания в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан (ч. 4 ст. 59 УПК).

Субъективизация решения  суда есть одно из проявлений принципа индивидуализации наказания, что весьма важно в сфере материально-правовых отношений.

Значение нейтральности  суда по отношению к состязающимся  сторонам заключается в следующем:

- создание необходимых  условий для полного, всестороннего  и объективного рассмотрения дела;

- способствовании   соблюдения законности;

- формировании у участников  процесса убеждения в справедливости суда;

-действенной охране  прав и законных интересов  участников процесса.

Выполнение судом отведенной ему функции обеспечивается системой процессуальных гарантий, наиболее значимыми из которых являются:

- обязанность суда  предоставить обвиняемому возможность  защищаться предусмотренными законом средствами и способами от предъявленного ему обвинения;

- законодательная охрана личных и имущественных прав обвиняемого (обязанность суда принять меры к охране имущества лица, осужденного к лишению свободы; передача детей такого осужденного на попечение или под опеку - ст. 388 УПК);

- требование закона  выявлять причины и условия,  способствовавшие совершению преступлений;

- оценка судом доказательств  по своему внутреннему убеждению и в их совокупности разрешение дела по совести;

- равное значение всех  доказательств по делу;

- право суда возлагать процессуальную ответственность на лицо, нарушившее предписания закона;

- право суда применять  уголовно-процессуальные санкции  при наличии к тому оснований  (например, отмена кассационным судом  приговора за мягкостью наказания  либо отмена оправдательного приговора);

- коллегиальное в основном  принятие судебного решения (по  отдельным категориям дел судья принимает решение единолично);

- наличие основания  для отвода в случае прямой  или косвенной заинтересованности  судьи в исходе дела (ст. 90 УПК);

- наличие оснований  для отстранения судьи от рассмотрения  дела (ст. 89 УПК);

  • право судьи на особое мнение при вынесении решения.[7, c.247]

 

2.2. Прокурор как  участник  уголовного процесса

 

Место и значение прокурора как участника уголовно-процессуальной деятельности определяется соответствующими положениями Конституции Республики Казахстан, действующим УПК и Закона, "О прокуратуре Республики Казахстан". При этом применение названных законов носит субсидиарный характер.

Прокуратура, входя в систему государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет ряд специфических черт, обусловленных функциональной направленностью прокурорского надзора. Прокуратура как таковая непосредственно не применяет наказаний к правонарушителям, но использует всю силу своей власти для восстановления нарушенной законности и привлечения виновных к установленной ответственности.

Согласно  ст. 83 Конституции Республики Казахстан  на прокуратуру возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Казахстан. Функция надзора, сформулированная на конституционном уровне, развита и конкретизирована в Законе "О прокуратуре Республики Казахстан", который в содержание надзорной функции в уголовном судопроизводстве включает:

1) надзор за оперативно-розыскной деятельностью (ст. 34-36);

2) надзор за  законностью следствия и дознания (ст. 37-39);

3) представительство  интересов государства в суде (ст. 30-33);

4) надзор за  законностью исполнительного производства (исполнение законов в местах содержания задержанных и предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом) (ст. 43-44);

Формы, порядок  прокурорского надзора, правовые последствия, наступающие в результате реализации правоотношений, участником    которых является прокурор, регламентированы как в Законе "О прокуратуре", так и в УПК.

Специфичность положения прокурора проявляется  в полифункциональности органов прокуратуры. Помимо надзора за законностью органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование, участвуют в судебном разбирательстве дел, поддерживают государственное обвинение. Для этих функций характерна взаимообусловленность и взаимопроникаемость. Реализация функции уголовного преследования одновременно может рассматриваться как средство достижения целей надзорной функции. Обнаружение прокурором признаков преступления с последующим возбуждением уголовного дела и есть по сути проявление надзорной функции.

Правовой  статус прокурора тесно связан с  системой задач, решаемых органами прокуратуры при отправлении правосудия. В качестве таких задач выступают:

1) принятие  предусмотренных законом мер  для всестороннего, полного и объективного расследования и рассмотрения каждого дела;

2) обеспечение  обвиняемому права на защиту, охрана его личных и имущественных прав;

3) достижение  целей уголовного преследования  с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут законному и справедливому наказанию и ни один невиновный не был осужден;

4) обеспечение  судебной защиты прав граждан в охраняемых законом интересов государственных, общественных и частных предприятий, учреждений и организаций.

Своеобразие статуса  прокурора также определяется положением Конституции Республики Казахстан (ст. 83), в соответствии с которым органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подчиняются от других государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Таким образом, сущность статуса прокурора в системе уголовно-процессуальных правоотношений определяется следующими моментами, обусловленными совокупностью его прав и обязанностей.

1. Прокурор вправе  принимать по уголовному делу  решение, которым заканчивается  производство.

В некоторых стадиях  процесса у прокурора существует определенный интерес.

Этот интерес не выходит  за пределы задач правосудия и  проявляется в отказе прокурора от поддержания государственного обвинения, если в ходе судебного рассмотрения будет установлена невиновность лица. Этот отказ является не правом, а обязанностью. В частности, ст. 317 УПК гласит: "Прокурор обязан отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве".

2. В отдельных стадиях  процесса прокурор не имеет никаких прав по разрешению дела, не имеет также непосредственного процессуального интереса, где последнее обусловлено содержанием целей и задач надзорной деятельности.

Так, участие прокурора  при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции ограничивается изложением своей позиции по делу и представлением дополнительных материалов (ч. 5, 6 ст. 430 УПК). Характер участия прокурора при рассмотрении дела вышестоящим судом в порядке надзора ограничивается изложением своего протеста (ч. 2 ст. 467 УПК).

3. Формы надзорной  деятельности могут перекрещиваться  с функциями определенных участников процесса.

Функция расследования  обстоятельств дела процессуально  возлагается на следователя и  лицо, производящее дознание. Прокурор, осуществляя уголовное преследование, одновременно реализует две смежные функции: надзор за законностью, проведение процессуальных действий по делу.

Подобное перекрещивание форм надзорной деятельности с иными самостоятельными функциями имеет правовую основу.  Но, как отмечалось методами и средствами реализации иных уголовно-процессуальных функций.

Прокурор вправе:

- возбуждать уголовное  дело или оказывать в его  возбуждении;

- передавать в соответствующий  орган возбужденные прокуратурой уголовные дела для производства дознания или предварительного следствия;

- участвовать при производстве  отдельных следственных действий;

- отменять незаконные  постановления следователей и  дознавателей;

- получать для проверки  от органов дознания и следствия  уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия;

- санкционировать применение  меры пресечения в виде ареста, домашнего ареста, залога;

- ставить вопрос об  ответственности лиц, допустивших  нарушение прав участников процесса;

- проверять соблюдение  законности при приеме, регистрации,  разрешении заявлений и сообщений  о совершенных или готовящихся  преступлениях. Эти права не  противоречат иным полномочиям  прокурора, предусмотренным УПК. Так, прокурор вправе применить в отношении обвиняемого меру пресечения вне зависимости от убеждений следователя, в необходимых случаях лично произвести осмотр места происшествия, назначить экспертизу и т.д.

4. Прокурор, обладая правом  возбуждать уголовные дела, обязан осуществлять надзор за законностью возбуждения уголовных дел.

При этом прокурор практически  не контролируем. Критерием правомерности  его действий является закон. Обоснованность и законность принятого им решения может быть оценена в процессе предварительного расследования либо при рассмотрении дела в суде.

5. Фигура прокурора  в процессе многозначна: по  отношению к обвиняемому прокурор  является той инстанцией, в которую  обвиняемый может обращаться с жалобами, заявлениями, ходатайствами; тот же самый прокурор в отношении того же обвиняемого (подсудимого) в суде может поддерживать государственное обвинение.

6. Прокурор, как и другие  участники процесса, подконтролен  суду в пределах конкретного  дела, рассматриваемого в суде. Например: в суде  он подчиняется требованиям председательствующего, более того, при невыполнении прокурором требований председательствующего последний вправе применить уголовно-процессуальные санкции; суд может отклонить ходатайства прокурора и т.д.

Информация о работе Участники уголовного процесса