Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью и основной задачей курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
Введение 3
1. Сущность и классификация участников уголовного процесса 4
1.1 Понятие участников уголовного процесса 4
1.2 Классификация участников уголовного процесса 6
2. Общая характеристика участников уголовного процесса 9
2.1 Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство 9
2.2 Прокурор как участник уголовного процесса 11
2.3 Функции и полномочия начальника следственного отдела 14
2.4 Органы дознания в уголовном процессе 17
2.5 Подозреваемый как участник уголовного процесса 20
2.6 Свидетель и его роль в судебном деле 24
Заключение 27
Список литературы 28
1. Прокурор в суде ничего не решает, он только доказывает обвинение путем активного участия в судебном следствии.
На выполнение прокурором в полном объеме установленных прав и обязанностей оказывает немаловажное влияние учет оснований для его отвода от участия в процессе. Основаниями для отвода прокурора являются: а) личная, прямая или косвенная заинтересованность в деле (ст. 91 УПК); б) если он состоит в родстве с другими - судьями, входящими в состав суда по данному делу; в) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их родственником, а равно родственником обвиняемого или его законного представителя, обвинителя, защитника, следователя или лица, производящего дознание, следователя, обвинителя, защитника, представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, переводчика или секретаря судебного заседания; д) если он участвовал в данном деле в качестве судьи.
Согласно ч. 1 ст. 63 УПК начальник следственного отдела - это начальник следственного подразделения органа, осуществляющего предварительное следствие, и его заместители, действующие в пределах своей компетенции.
Как участник уголовно-процессуальных правоотношений начальник следственного отдела вправе:
- поручать производство следствия конкретному следователю с передачей постановления о возбуждении уголовного дела и иных сопутствующих материалов. Такое поручение возникает в случаях возбуждения уголовного дела следственно-оперативной группой, реагирующей на сообщения, поступающие в процессе несения дежурства, а также при необходимости учета опыта и навыков следователя, специализирующегося на расследовании определенных видов преступлений. Необходимость передачи может возникнуть и по другим причинам, например, возможная заинтересованность следователя ввиду наличия близких отношений с подозреваемым (обвиняемым), а также по иным обстоятельствам;
-осуществлять контроль
за современностью действий
-осуществлять контроль
за исполнением указаний
- осуществляет контроль
за исполнением поручений
- отстранять следователя от производства по делу при наличии к тому оснований;
- изымать уголовное дело из одного следственного подразделения подчиненного ему органа, осуществляющего предварительное следствие, и передавать в другое следственное подразделение этого или иного подчиненного ему органа, осуществляющего предварительное следствие. Необходимость такой передачи возникает в связи с соединением дел в одно производство, при перераспределении нагрузки на следователей, наличии оснований для отвода следователя либо его отстранения;
- направлять оконченные уголовные дела прокурору для принятия дальнейших мер в установленном порядке;
- возбуждать уголовные дела и принимать их к своему производству, лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.
Названные полномочия начальника следственного отдела не могут ограничивать самостоятельность следователя. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного отдела они могут быть обжалованы прокурору, чем гарантируется целостность полномочий следователя и полнота реализации предоставленных ему прав.
Как участник уголовно-процессуальных правоотношений начальник следственного отдела тесно примыкает к следователю, относящемуся к группе государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Согласно ч. 1 ст. 64 УПК следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции: следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности и следователь органов налоговой полиции.
Основное назначение
следователя заключается в
Процессуальное положение следователя обусловлено его функциями в уголовном судопроизводстве, где в качестве последних выступают:
1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 183, 184УПК);
2) исследование обстоятельств дела (ст. 24, 124 У ПК);
3) привлечение лица в качестве обвиняемого (ст. 206 УПК);
4) ограждение невиновных
от необосновательного
5) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнение приговора в части конфискации имущества (ст. 162-171 УПК);
6) пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (ст. 8, 36, 204 УПК);
7) розыск обвиняемых,
место нахождения которых
8) разрешение уголовных
дел при наличии законных
Реализация совокупности названных функций следователем имеет следующие особенности.
1. Все функции взаимосвязаны.
Результаты выполнения
2. Реализация функций может иметь место при условии взаимодействия следователя с иными участниками процесса. Характер взаимодействия зависит от статуса участника правоотношений.
3. Предпосылкой выполнения следователем его функций является наделение всех участников процесса правами и возложение на них обязанностей.
4. Закон предусматривает
обязательность выполнения
В соответствии с п. 14 ст. 7 УПК орган дознания относится к органам уголовного преследования. В перечень органов дознания согласно (ч. 2 ст. 65 УПК), входят:
1) органы внутренних дел;
2) органы национальной безопасности;
3) органы юстиции;
4) органы налоговой полиции;
5) таможенные органы;
6) органы военной полиции;
7) командиры пограничных частей;
8) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
9) руководители дипломатических представительств, консульских учреждений и полномочных представительств Республики Казахстан;
10) органы государственной противопожарной службы;
11) капитаны морских
судов, находящихся в дальнем
плавании, руководители геологоразведочны
Для обладания процессуальным статусом органа дознания необходимо наличие следующих юридических предпосылок:
- создание государственного
органа управления в
- назначение лица на
должность (в этом числе и
на должность руководителя
- наделение уголовно-
К дополнительным признакам относятся:
- определенные ограничения, когда названные в ч. 2 ст. 65 УПК органы осуществляют дознание (например, таможенные органы производят дознание только по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей; органы юстиции - по делам о преступлениях, связанных с проявлением неуважения к суду и нарушениями порядка исполнения судебных решений и т.д.);
- понимание под органом
дознания не всей системы назва
- появление права осуществлять
дознание только после возбужде
- наделение органов дознания правом выполнять оперативно-розыскные действия;
- завершение досудебного производства в полном объеме по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
Понятие "орган дознания" в свое содержание включает:
- отнесение органа дознания, предусмотренного ст. 65 УПК, к участнику уголовно-процессуальных правоотношений, уголовного процесса;
- распространение на любое из перечисленных в ст. 65 УПК орган, всей совокупности прав и обязанностей, предусмотренных для органа уголовного преследования, осуществляющего преследование в форме дознания;
- дифференциация
Своеобразие процессуального положения органов дознания по национальному УПК является право этих органов осуществлять предварительное следствие в случаях, установленных законом.
В системе органов дознания органы внутренних дел являются основным, выполняющим наибольший объем досудебного производства, которое складывается из собственного дознания и оперативно-розыскной деятельности. Данное соотношение вытекает из ст. 10 "Обязанности органов внутренних дел" Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "Об органах внутренних дел Республики Казахстан». В соответствии со ст. 4 названного выше Указа: "Единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан, подчиненные ему управления внутренних дел областей, городов республиканского значения, столицы Республики и на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, уголовные, исполнительные учреждения, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации".
Как указывается в ст. 67 УПК, дознаватель - должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции. В соответствии с п. 14 ст. 7 УПК дознаватель - это орган дознания.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие права дознавателя:
- самостоятельно принимать решения о начале уголовного преследования и проведении следственных действий, за исключением случаев, когда для проведения следственных действий необходима санкция прокурора или решение суда;
- по уголовным делам,
по которым предварительное сле
- проводить неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия;
- вызывать в орган дознания любых лиц для их допроса в качестве свидетелей и потерпевших по расследуемому делу, а также для привлечения их в качестве специалистов либо экспертов;
- требовать от учреждений,
предприятий, организаций,
- признавать соответствующих лиц потерпевшими, гражданскими истцами, их представителями и представителем гражданского ответчика, привлекать лицо в качестве гражданского ответчика;
- применять в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения;
- объединять и выделять
в отдельное производство