Понятие и классификация участников уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:21, реферат

Краткое описание

Отсутствие в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 г. понятия участников уголовного процесса порождало различные его трактовки. Так, распространенным было мнение, что участни­ками процесса являются лишь лица, которые имеют личные инте­ресы в уголовном деле либо представляют интересы других лиц, в связи с чем они наделены особыми процессуальными правами, поз­воляющими им активно участвовать в производстве по делу. Авто­ры этой точки зрения участниками процесса считали обвиняемого, потерпевшего, защитника, гражданского истца, гражданского от­ветчика и их представителей, общественных обвинителей и защит­ников и не включали в этот перечень государственные органы, осу­ществляющие уголовно-процессуальную деятельность, а также участвующих в деле лиц, не имеющих своего интереса, - свидете­лей, экспертов, понятых и т.д.

Файлы: 1 файл

Понятие и классификация участников уголовного процесса.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

Понятие и классификация  участников уголовного процесса

Отсутствие  в Уголовно-процессуальном кодексе  РСФСР 1960 г. понятия участников уголовного процесса порождало различные его  трактовки. Так, распространенным было мнение, что участни­ками процесса являются лишь лица, которые имеют личные инте­ресы в уголовном деле либо представляют интересы других лиц, в связи с чем они наделены особыми процессуальными правами, поз­воляющими им активно участвовать в производстве по делу. Авто­ры этой точки зрения участниками процесса считали обвиняемого, потерпевшего, защитника, гражданского истца, гражданского от­ветчика и их представителей, общественных обвинителей и защит­ников и не включали в этот перечень государственные органы, осу­ществляющие уголовно-процессуальную деятельность, а также участвующих в деле лиц, не имеющих своего интереса, - свидете­лей, экспертов, понятых и т.д.

Сторонники  другой точки зрения относили к числу  участников процесса только субъектов, выполняющих уголовно-процессуальные функции, то есть суд, прокурора, защитника, следователя, ор­ган дознания, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и  гражданского ответчика.

Существовало  и более широкое понятие участников уголовного процесса, в соответствии с которым в их число включались все участвующие в деле лица, независимо от наличия собственного инте­реса и выполнения процессуальных функций. Такое толкование представлялось наиболее предпочтительным, поскольку все госу­дарственные органы, должностные лица и граждане, занятые в производстве по уголовному делу, наделены законом теми или иными правами и обязанностями, то есть занимают определенное процессуальное положение.

Именно последняя  точка зрения нашла отражение  в новом Уго­ловно-процессуальном кодексе РФ, который, в отличие  от прежнего, дает четкое определение  участников уголовного судопроизводства - это лица, принимающие участие  в уголовном процессе (п. 58 ст. 5).

В зависимости  от выполняемых процессуальных функций  УПК РФ классифицирует участников уголовного процесса следу­ющим образом:

1) суд, выполняющий  функцию правосудия;

2) участники  уголовного судопроизводства со  стороны обвине­ния, выполняющие функцию обвинения и осуществляющие уголов­ное преследование (прокурор, следователь, начальник следствен­ного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя);

3) участники  уголовного судопроизводства со  стороны защиты, выполняющие функцию  защиты - подозреваемый, обвиняемый, за­конные представители несовершеннолетнего обвиняемого, защит­ник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика;

4) иные участники  уголовного судопроизводства. Они  не вы­полняют уголовно-процессуальных функций, их участие, как пра­вило, носит эпизодический характер и собственного интереса в де­ле они не имеют. К этой группе относятся перечисленные в гл. 8 УПК свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. К ним можно также отнести поручителей, залогодателей, секрета­рей судебных заседаний.

 5.2. Суд как участник уголовного судопроизводства

Суд как  вершина правовой системы поставлен  на более высокую ступень по сравнению  с иными правоохранительными  органами.

Функции суда: суды не возбуждают уголовные дела, не возвращают их для производства дополнительного расследования, не вручают обвиняемым обвинительное  заключение (либо обвинительный акт) и не оглашают его, в случае отказа обвинителя от обвинения суд прекращает уголовное дело, задает вопросы допрашиваемому после его допроса сторонами. Новым УПК снижена активность суда в исследовании доказательств (он не вправе по собственной инициативе истребовать дополнительные доказательства); в этом плане у суда осталось только право признать доказательство недопустимым, вызвать для допроса эксперта и назначить судебную экспертизу(ст. 282 и 283).

В соответствии со ст. 29 УПК только суд, в том числе  в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения: об избрании мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический  стационар для производства соответствующих  судебных экспертиз; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска (за исключением случаев личного обыска при задержании, заключении под стражу, при производстве обыска, например, в помещении, если имеются достаточные основания полагать, что присутствующий на обыске скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для дела);о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемке в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности, кроме отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (это право Президента РФ); о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Сохранено жесткое правило о том, что  судья не может участвовать в  повторном рассмотрении уголовного дела, если им ранее принималось  решение поэтому делу; судья не может участвовать в судебном разбирательстве, если им принималось решение об аресте, о продлении срока содержания под стражей, если он рассматривал жалобу по этим вопросам.

Согласно  регламенту судебного заседания (ст. 257 УПК) участники судебного разбирательства  обращаются к суду со словами «Уважаемый суд», а к судье — «Ваша честь».

 5.3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

 Прокурор

В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК прокурор — Генеральный  прокурор РФ и подчиненные ему  прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями ФЗ о прокуратуре. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное  преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов  дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия  прокурора определены в ст. 37 УПК. В этой же статье указаны основные направления его деятельности в  уголовном процессе. Полномочия прокурора  условно можно разделить на полномочия в досудебном производстве, основная составляющая которых — осуществление  надзора, и на полномочия в судебном производстве — поддержание обвинения  в суде.

В соответствии со ст. 246 УПК участие государственного обвинителя, в отличие от старого  УПК РСФСР, в судебном разбирательстве  уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения обязательно. Возможна поддержка обвинения несколькими прокурорами, а также их замена.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного  разбирательства, высказывает суду предложение о применении уголовного закона и назначении подсудимому  наказания. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную  комнату для постановления приговора  может также изменить обвинение  в сторону его смягчения.

Следователь

В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК следователь —  должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование.

Полномочия  следователя: возбуждать уголовное  дело (с согласия прокурора); принимать  уголовное дело к своему производству и направлять его другому следователю  или дознавателю в соответствии с правилами подследственности (или по указанию, или через прокурора); самостоятельно направлять ход расследования; принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкция прокурора; давать органу дознания письменные поручения о производстве отдельных следственных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

В ст. 88 УПК  закреплено четкое правило, согласно которому следователь по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной  инициативе вправе признать доказательство недопустимым. Оно не подлежит включению  в обвинительное заключение (обвинительный  акт).

В случае возникновения  права на реабилитацию не позднее  одного месяца со дня поступления  требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его  размер и выносит постановление  о производстве выплат в возмещение этого вреда.

В связи  с отсутствием полномочий по возбуждению  уголовного дела, расширением полномочий начальника следственного отдела и  прокурора, двойным контролем (надзором) при получении разрешения на производство следственных действий необходимо сделать  вывод о том, что процессуальная самостоятельность следователя  значительно сузилась.

Начальник следственного отдела

Согласно  п. 18 ст. 5 УПК начальник следственного  отдела — должностное лицо, возглавляющее  соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Начальник следственного отдела уполномочен  поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Не совсем понятно, как  это согласуется с правилом, согласно которому следственная группа создается  решением прокурора по ходатайству  начальника следственного отдела (ст. 163 УПК), во всяком случае этот существенный момент нуждается в законодательной правке.

Начальник следственного отдела лишен права  передавать дело от одного следователя  другому. (Это право прокурора.) Он вправе отменять необоснованные постановления  следователя о приостановлении  предварительного следствия, проверять  материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении  расследования, производстве отдельных  следственных действий, привлечении  лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого  меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания начальника следственного отдела обязательны  для исполнения, но могут быть обжалованы прокурору, причем обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются избрания меры пресечения, а  также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному  решению. При этом следователь вправе представить прокурору и в  суд возражения на указания начальника следственного отдела..

Органы дознания

Дознание  — форма предварительного расследования  преступлений. От предварительного следствия  отличается по органам, его осуществляющим, а также по объему и срокам их процессуальной деятельности.

Дознание  проводится по уголовным делам, указанным  в ч. 3 ст. 150 УПК, которые возбуждаются в отношении конкретных лиц и  по которым производство предварительного следствия необязательно.

Когда производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и передает данные об обнаруженном преступлении прокурору.

Органы дознания — государственные органы и должностные  лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и  другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК). К органам дознания относятся  органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным  законом полномочиями по осуществлению  оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Это оперативные подразделения  ОВД, ФСБ, ФСО, ФПС, ГТК, СВР, МЮ РФ. Оперативные  подразделения органа внешней разведки МО и органа внешней р.тжедки ФАПСИ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов дознания.

К органам  дознания отнесены также: главный-судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Полномочия  органов дознания: рассмотрение и  разрешение сообщений о преступлениях; производство неотложных следственных действий; производство следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий по поручению следователя; оказание помощи следователю в проведении им отдельных следственных действий; производство дознания.

Дознаватель или следователь, который, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия и передает его прокурору.

Правом возбуждения  уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий наделены и другие должностные лица, не являющиеся органами дознания: капитаны морских и речных судов; руководители геологоразведочных партий и зимовок.; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Информация о работе Понятие и классификация участников уголовного процесса