Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:21, реферат
Тщательного изучения требует вопрос о более чёткой разработке и регламентации статуса следователя, его процессуальных полномочий. В настоящее время целый ряд вопросов, связанных с правами и обязанностями следователя не находит единообразного разрешения в теории и практике. Исследование правового статуса следователя в уголовном процессе позволяет более подробно охарактеризовать основополагающие начала, на которых построено предварительное расследование. На стадии предварительного расследования наиболее полно реализуется значительная часть норм уголовно-процессуального закона и большая часть научных рекомендаций криминалистики.
Введение 3
Следователь как участник уголовного процесса 5
Заключение 11
Список использованных источников 13
Содержание
Введение 3
Следователь как участник уголовного процесса 5
Заключение 11
Список использованных источников 13
Введение
В настоящее время, когда возникла необходимость коренного улучшения деятельности правоохранительных органов, важно правильно определить процессуальное положение следователя в уголовном процессе.
Задачами уголовного судопроизводства являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осуждён.
Деятельность всех участников уголовного процесса подчинена решению этих задач, но достижение выше названных целей возможно лишь при чётком разделении функций каждого из участников, в том числе и следователя. Для этого государство определило правовое положение следователя, предоставив ему определённые права и наложив обязанности. Для совершенствования норм, регламентирующих процессуальное положение следователя, совершенно необходимо чётко представлять то, чем должен заниматься следователь, какая именно роль отведена ему в достижении задач судопроизводства.
Исходя из этого, особого внимания требует вопрос об уголовно-процессуальной функции следователя. Она уже многие годы обсуждается в юридической литературе, но до сих пор не нашла однозначного определения.
Тщательного изучения требует вопрос о более чёткой разработке и регламентации статуса следователя, его процессуальных полномочий. В настоящее время целый ряд вопросов, связанных с правами и обязанностями следователя не находит единообразного разрешения в теории и практике. Исследование правового статуса следователя в уголовном процессе позволяет более подробно охарактеризовать основополагающие начала, на которых построено предварительное расследование. На стадии предварительного расследования наиболее полно реализуется значительная часть норм уголовно-процессуального закона и большая часть научных рекомендаций криминалистики.
Целью настоящей работы является определение процессуального положения следователя в уголовном процессе.
Следователь как участник уголовного процесса
Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК). В то же время согласно ст. 38 УПК следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
В этих формулировках налицо явное противоречие законодательных положений, при разрешении которого приоритет должен быть отдан последнему положению.
В настоящее время в уголовном процессе появился следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить их без принятия уголовного дела к своему производству (п. 40.1 ст. 5 УПК).
Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, в том числе военной, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК). Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.
Процессуальный статус следователя реализуют лица, в установленном порядке назначенные на соответствующие должности в следственных подразделениях Следственного комитета при прокуратуре РФ, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом следователь как должностное лицо органа предварительного следствия вправе использовать свои уголовно-процессуальные полномочия исключительно при наличии условий и в порядке, предусмотренных ст. 144, 151, 152, 156, 163, 415, 457, 459 УПК, т.е. тогда, когда возникают соответствующие уголовно-процессуальные отношения, связанные: 1) с возбуждением и расследованием уголовного дела (принятого им к производству или в котором он участвует как член следственной группы); 2) выполнением поручений следователей, расследующих уголовные дела в другом месте (т.е. в другом районе, области, крае, республике); 3) расследованием новых обстоятельств с целью проверки вступившего в законную силу судебного решения; 4) исполнением запросов компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о производстве процессуальных действий1.
Следователь-криминалист, будучи специалистом в деле поиска и закрепления следов преступления, как следует из положений п. 40.1 ст. 5 УПК (пункт введен Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ) и иных правил уголовно-процессуального закона, реализует полномочия следователя по поручению руководителя следственного органа - как при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу в полном объеме, так и при производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий без принятия уголовного дела к своему производству. Участие следователя-криминалиста по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий по делу, находящемуся в производстве другого следователя, не регламентировано законом. Если он не включен в состав следственной группы, то на него распространяется статус специалиста2.
Предназначение следователя в уголовном процессе как представителя функции уголовного преследования заключается в раскрытии преступления уголовно-процессуальными средствами и способами, привлечении в качестве обвиняемого лица, действительно совершившего преступление, и обосновании его виновности собранными уголовно-процессуальными доказательствами. Решая эти задачи, следователь совершает предусмотренные и урегулированные настоящим Кодексом действия и принимает решения.
Закон относит следователя к участникам процесса со стороны обвинения, однако это обстоятельство не может служить оправданием обвинительного уклона в его деятельности. Из закона вытекает, что следователь обязан расследовать уголовное дело, выясняя все обстоятельства, подлежащие доказыванию (ст. 73 УПК), обеспечивая всесторонность, полноту и объективность расследования (ч. 4 ст. 152, ч. 2 ст. 154 УПК). Иными словами, на следователя возлагается обязанность принять все меры для установления обстоятельств дела в точном соответствии с действительностью, т.е. истины3.
Вместе с тем следователь, осуществляющий уголовное преследование, будучи должностным лицом государственного органа, обязан охранять права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав (о предпосылках возложения таких обязанностей на представителей государственных органов в уголовном процессе ст. 37 УПК).
Роль следователя в установлении обстоятельств дела и формировании обвинения важна. Однако, по существу, она является служебной, обеспечивающей по отношению к деятельности прокурора - государственного обвинителя, а также суда, рассматривающего дело по существу. Осуществляет ее следователь в условиях прокурорского надзора и контроля руководителя следственного органа.
Возможности оперативно влиять на деятельность следователя при расследовании конкретного дела действующее законодательство принципиально сократило прокурору, а руководителю следственного органа, наоборот, расширило. Учитывая, что кроме уголовно-процессуальных полномочий руководитель следственного органа обладает еще и эффективной дисциплинарной властью по отношению к подчиненному следователю, оценивать указанные новшества в законе как укрепление самостоятельности следователя вряд ли следует4.
Необходимо отметить, что определенная самостоятельность предоставлена следователю в связи с решением им указанных выше задач в досудебном производстве. К его компетенции отнесено решение вопроса о начале производства по делу (ст. 145, 146, 148-149 УПК). Направление расследования, необходимые следственные действия и решения он намечает и проводит исходя из установленных им обстоятельств дела. Если он принял дело к своему производству, то никто в интересах надзора не может по этому делу "участвовать в производстве предварительного расследования", т.е. участвовать в процессуальных действиях следователя, лично принимать вместо следователя процессуальные решения и проводить отдельные следственные действия (такими полномочиями прежде пользовался прокурор). Доказательства следователь оценивает по внутреннему убеждению. Он вправе оспаривать указания прокурора и с согласия руководителя следственного органа отстаивать свою позицию, выраженную в обвинительном заключении (ст. 221 УПК), возражать против требований прокурора и объяснять законность своих действий или принятых решений5.
В то же время значительное число своих решений следователь обязан согласовать с руководителем следственного органа. Например, обращение к суду за разрешением о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права личности, о применении заключения под стражу и проведении ряда других мероприятий (ст. 29, 107, 108, 164, 165 УПК). Впрочем, управление деятельностью следователя со стороны руководителя следственного органа ограничено перечнем решений и указаний, с которыми следователь вправе не согласиться и, не исполняя их, представить дело вышестоящему должностному лицу (ст. 39 УПК).
В процессе расследования уголовного дела следователь может выполнять некоторые управленческие функции в качестве руководителя следственной группы (ст. 163 УПК). Он вправе также давать указания органам дознания (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).
Пределы, в которых следователь вправе давать органам дознания указания о содействии ему при производстве расследования, определяются задачами расследования. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными подразделениями органов исполнительной власти (которые в то же время являются органами дознания) строится на основе уголовно-процессуального права и в форме процессуальных правовых отношений. Следователь не может вторгаться в организацию и тактику оперативно-розыскных мероприятий, но вправе указать конкретную цель их проведения (например, установить лицо, совершившее преступление; выявить возможных свидетелей; обнаружить следы преступления, местонахождение разыскиваемого обвиняемого). Тем более он не может быть участником конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Такие мероприятия проводятся вне рамок процесса, их участники могут рассматриваться как потенциальные свидетели, что по общему правилу препятствует их деятельности в уголовном процессе в ином качестве. Если следователь лично приобрел информацию о совершенном преступлении и предполагаемом преступнике вне сферы уголовно-процессуальных отношений, он не сможет быть объективным при проведении предварительного расследования6.
Важное место в деятельности следователя занимает предупреждение преступлений (ст. 158 УПК). Предупредительная деятельность, будучи административной по своей сути, поручена следователю (как прокурорскому работнику или сотруднику соответствующего правоохранительного органа) по соображениям целесообразности. Основания для ее проведения выясняются в процессе доказывания по уголовному делу, и было бы явно нерационально поручать реагирование на нарушение закона (а обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, выявляемые следователем и судом, именно таковы) не следователю, а иным субъектам. Законодатель, видимо, учел и другое соображение - представления следователя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, основаны на доказательствах по уголовному делу и потому их труднее оспорить. Они более убедительны, в большей степени контролируемы и проверяемы, чем какие-либо административные средства воздействия на обстоятельства, способствующие совершению преступлений.
Следователь осуществляет также реабилитацию лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности, и возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием в случаях прекращения уголовного дела (п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК).
Заключение
В заключение представляется целесообразным сделать следующие обобщения и выводы.
Следователь - процессуально самостоятельный орган расследования, участник уголовно-процессуальной деятельности. Ему предоставлены широкие полномочия, которые необходимо рассматривать в неразрывной связи с целями, назначением и принципами уголовного процесса, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального законодательства, соблюдение которых определяет реализацию, предоставленных следователю прав и возложенных на него обязанностей.
Предварительное расследование как стадия уголовного процесса представляет собой, прежде всего, регулируемую законом деятельность следователя по установлению и процессуальному закреплению доказательств, в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, изобличения виновных и привлечения их к уголовной ответственности. Эта деятельность следователя осуществляется под надзором прокурора, процессуальным контролем суда (судьи), начальника следственного отдела и направлена на пресечение и предупреждение преступлений, выяснение и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений.
Следователь не подменяет суд, прекращая уголовное дело по не реабилитирующим основаниям. Однако по причинам практического характера должен быть усилен контроль со стороны прокурора за прекращением дел по любым основаниям.
В УПК Российской Федерации следует, на наш взгляд, внести дополнения: - систематизировать, более полно и чётко зарегламентировать его права и обязанности.
Процессуальная деятельность - совокупность функций, которая охватывает все без исключения регулируемые процессуальным законом действия и решения государственных органов, должностных лиц и граждан, участвующих в уголовно-процессуальных отношениях. То есть, уголовно-процессуальная функция отдельный компонент уголовно-процессуальной деятельности, который различается по особым непосредственным целям, достигаемым в итоге производства по уголовному делу.
Под уголовно-процессуальной функцией следователя следует понимать не отдельные действия следователя, а всю его деятельность, то есть совокупность действий и решений, объединённых единством цели. Уголовно-процессуальная функция следователя выражается в реализации им своих собственных полномочий.
Информация о работе Следователь как участник уголовного процесса