Сущность и задачи
надзора за соблюдением законодательства
при исполнении наказания
Содержание
1. Сущность и задачи
надзора за соблюдением законодательства
при исполнении наказания и
иных мер уголовной ответственности,
а также мер принудительного
характера
1.1 Полномочия прокурора
по осуществлению надзора. Средства
прокурорского реагирования
Список использованных
источников
1. Сущность и задачи
надзора за соблюдением законодательства
при исполнении наказания и
иных мер уголовной ответственности,
а также мер принудительного характера
В соответствии
со ст. 43 Закона Республики Беларусь
от 16 июня 2003 г. «О порядке и
условиях содержания лиц под
стражей» (далее – Закон от 16 июня
2003 г.) надзор заточным и единообразным
исполнением законодательства в местах
содержания под стражей осуществляют
Генеральный прокурор Республики Беларусь
и подчиненные ему прокуроры.
Надзор за соблюдением
законодательства администрациями
органов и учреждений, исполняющих
наказание и применяющих назначаемые
судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных
и заключенных под стражу выделен в Законе
о прокуратуре в качестве самостоятельного
направления деятельности прокуратуры.
Это обусловлено необходимостью обеспечения
прав и свобод граждан, отбывающих наказание,
а также лиц, подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений, в случае их
задержания или заключения под стражу.
Лица, задержанные,
арестованные, ограниченные и лишенные
свободы, имеют меньше возможности
предпринимать доступные всем гражданам
меры для защиты своих прав и интересов,
поэтому надзорная деятельность прокурора
выступает в качестве гарантии их охраны.
Гарантией предупреждения
и своевременного устранения
нарушений прав и интересов
задержанных, арестованных и осужденных
лиц, находящихся по решению суда в психиатрических
стационарах, является проведение прокурором
проверок в учреждениях и органах, где
они содержатся, систематически, независимо
от наличия данных о нарушениях законности.
Администрации
органов и учреждений, исполняющих
наказание и назначенные судом меры принудительного
характера, администрации мест содержания
задержанных и заключенных под стражу
обязаны выполнять постановления и требования
прокурора относительно соблюдения правил
отбывания наказания и порядка содержания
под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным
законодательством, Положения о предварительном
заключении под стражу и других правовых
актов, регламентирующих исполнение и
отбывание наказания, иных мер уголовной
ответственности, а также принудительных
мер безопасности и лечения, принудительных
мер воспитательного характера.
Осуществляя действенный
надзор за соблюдением уголовно-исполнительного
законодательства, прокурорам следует
сосредоточить основное внимание
на вопросах соблюдения прав и
законных интересов осужденных, заключенных
под стражу, подвергнутых мерам принудительного
характера, и выполнению ими своих обязанностей.
При проверках
состояния законности в исправительных
и воспитательных колониях, следственных
изоляторах прокуроры должны пресекать
факты унижения человеческого достоинства,
произвола, жестокого обращения по отношению
к отбывающим наказание, заключенным под
стражу, необоснованного применения к
ним мер взыскания, водворения в штрафные
помещения, обеспечивать гуманные условия
содержания, соответствующие минимальным
стандартам и правилам обращения с заключенными.
Необходимо организовать жесткий контроль
за фактическим устранением выявленных
нарушений законности, не оставляя без
реагирования факты неисполнения администрацией
исправительных учреждений и следственных
изоляторов предписаний прокуратуры.
Прокурорский
надзор должен быть направлен
на то, чтобы содержание задержанных
в исправительных и иных учреждениях
и органах, исполняющих наказание
и меры принудительного характера,
назначенные судом, осуществлялось в соответствии
с предусмотренными основаниями и с соблюдением
установленных порядка, условий содержания,
обеспечения прав и обязанностей этих
лиц.
Надзор прокурора
за соблюдением законности в
местах содержания под стражей лиц
должен осуществляться еще до того, как
суд признал человека виновным и назначил
ему наказание. УПК предусматривает, что
еще в стадии расследования могут применяться
меры принуждения в виде задержания, заключения
под стражу (ст. 116, 117,118, 126, 127) в отношении
подозреваемого и обвиняемого. Эти лица
содержатся в специально созданных учреждениях.
Наряду с надзором
за законностью самого задержания,
ареста, обоснованностью и законностью
применения этих мер прокурор
должен осуществлять надзор за соблюдением
законодательства, соответствующих нормативных
правовых актов, регламентирующих порядок
и условия содержания под стражей в местах
лишения свободы.
В соответствии
с Законом о прокуратуре предметом
надзора за соблюдением законодательства
при исполнении наказания и иных мер уголовной
ответственности, а также мер принудительного
характера являются соблюдение органами
и учреждениями, исполняющими наказание
и иные меры уголовной ответственности,
учреждениями, исполняющими принудительные
меры безопасности и лечения, принудительные
меры воспитательного характера, администрациями
мест содержания под стражей и лечебно-трудовых
профилакториев законодательства, а также
соблюдение прав осужденных, подвергнутых
принудительным мерам безопасности и
лечения, принудительным мерам воспитательного
характера, лиц, содержащихся под стражей
и в лечебно-трудовых профилакториях,
и выполнение ими своих обязанностей.
Следовательно,
предмет прокурорского надзора
по данной отрасли прокурорской
деятельности включает в себя
следующее:
–законность
нахождения граждан в местах
содержания задержанных, предварительного
заключения, исправительных и иных
органов и учреждений, исполняющих
наказание и меры принудительного
характера, назначаемые судом;
–соблюдение
установленных законодательством Республики
Беларусь прав и обязанностей задержанных,
заключенных под стражу, осужденных лиц,
подвергнутых мерам принудительного характера,
порядка и условий содержания;
–законность
исполнения наказания, не связанного
с лишением свободы.
Исходя из содержания
предмета надзора органы прокуратуры
ставят перед собой следующие
задачи по обеспечению законности
при исполнении наказания и
содержания лиц, находящихся под
стражей:
–чтобы обращение
к исполнению приговоров производилось
в строгом соответствии с законом и
в установленные сроки;
–чтобы задержанные
и подвергнутые аресту в процессе
расследования содержались в
порядке, условиях и в сроки,
соответствующих закону;
–чтобы содержание
осужденных в местах лишения
свободы производилось не иначе
как на основании и в порядке, установленных
законом;
–чтобы соблюдалось
законодательство о порядке и
условиях отбывания наказания,
исправления и перевоспитания
осужденных в местах лишения
свободы;
–чтобы своевременно
и в соответствии с законом
исполнялось наказание, назначенное судом,
не связанное с лишением свободы.
Согласно ст. 25
УПК прокурорский надзор за
соблюдением законодательства органами
и учреждениями, исполняющими наказания
и иные меры уголовной ответственности,
осуществляется Генеральным прокурором
Республики Беларусь и подчиненными ему
прокурорами в соответствии с законодательными
актами Республики Беларусь. От прокуроров
требуется постоянно осуществлять надзор
за законностью приказов, распоряжений
и постановлений, издаваемых администрацией
исправительных учреждений и следственных
изоляторов, а также органами управления
уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно
опротестовывать их в случае несоответствия
закону. Поэтому законность правовых актов,
издаваемых администрацией учреждений
и органов, исполняющих наказания, также
входит в предмет прокурорского надзора.
1.1 Полномочия прокурора
по осуществлению надзора. Средства
прокурорского реагирования
Для выполнения
задач при осуществлении надзора
за соблюдением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказания,
администрациями мест содержания задержанных
и заключенных под стражу прокуроры наделены
соответствующими полномочиями. В этих
целях прокуроры могут использовать не
только специальные полномочия, предоставленные
для надзора за исполнением законов на
рассматриваемом направлении надзорной
деятельности, предусмотренные Законом
о прокуратуре, но и с учетом специфики
предмета надзора; полномочия, предусмотренные
по другим направлениям прокурорского
надзора; полномочия, предусмотренные
при осуществлении надзора за исполнением
законов органами власти и управления
предприятиями, учреждениями и организациями,
должностными лицами и гражданами (ст.
27 Закона о прокуратуре); полномочия, предусмотренные
при осуществлении надзора за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина органами
власти и управления, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии
со ст. 35 Закона о прокуратуре
при осуществлении надзора за
соблюдением законодательства при
исполнении наказания и иных
мер уголовной ответственности,
а также мер принудительного
характера прокурор в пределах
своей компетенции имеет право:
–посещать в
любое время без личного досмотра
органы и учреждения, исполняющие
наказание и иные меры уголовной
ответственности, учреждения, исполняющие
принудительные меры безопасности
и лечения, принудительные меры
воспитательного характера, места содержания
под стражей и лечебно-трудовые профилактории;
–знакомиться
с документами, на основании
которых лица содержатся под
стражей и в лечебно-трудовых
профилакториях, осуждены, подвергнуты
принудительным мерам безопасности
и лечения, принудительным мерам воспитательного
характера. В необходимых случаях прокурор
опрашивает указанных лиц;
–проверять соответствие
законодательству постановлений,
приказов и распоряжений должностных
лиц органов и учреждений, исполняющих
наказание и иные меры уголовной ответственности,
учреждений, исполняющих принудительные
меры безопасности и лечения, принудительные
меры воспитательного характера, администраций
мест содержания под стражей и лечебно-трудовых
профилакториев;
–требовать письменные
объяснения от должностных лиц и иных
граждан по фактам выявленных нарушений
законодательства;
–требовать от
должностных лиц устранения нарушений
прав лиц, содержащихся под
стражей и в лечебно-трудовых
профилакториях, осужденных, лиц, подвергнутых
принудительным мерам безопасности и
лечения, принудительным мерам воспитательного
характера;
–в случаях,
предусмотренных законодательными
актами, санкционировать осуществление
действий или давать согласие
на их осуществление должностными
лицами органов и учреждений,
исполняющих наказание и иные меры уголовной
ответственности, учреждений, исполняющих
принудительные меры безопасности и лечения,
принудительные меры воспитательного
характера, администраций мест содержания
под стражей и лечебно-трудовых профилакториев.
При установлении
нарушений законодательства в
зависимости от их характера
прокурор в пределах своей
компетенции принимает следующие
меры прокурорского реагирования:
–отменяет своим
постановлением в5ыскания, наложенные
в нарушение законодательства на
лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-
трудовых профилакториях, отбывающих
наказание в виде ареста, ограничения
свободы, направления в дисциплинарную
воинскую часть, лишения свободы, пожизненного
заключения, а также на лиц, в отношении
которых незаконно применены принудительные
меры безопасности и лечения или принудительные
меры воспитательного характера с помещением
в специальное учебно-воспитательное
либо лечебно-воспитательное учреждение,
немедленно освобождает их своим постановлением
из штрафного и дисциплинарного изоляторов,
помещения камерного типа, одиночной камеры
(одиночной камеры на гарнизонной гауптвахте),
карцера;
–отменяет незаконные
постановления начальника исправительного
учреждения о вводе режима
особого положения;
–в установленном
порядке вносит представления, приносит
протесты, выносит предписания и официальные
предупреждения, обязательные для исполнения
соответствующими государственными органами,
другими организациями, должностными
лицами и иными гражданами;
–составляет
протоколы об административных правонарушениях;
–выносит постановления
о возбуждении дисциплинарного
производства или о привлечении
к материальной ответственности;