Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:05, реферат

Краткое описание

1. Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера
1.1 Полномочия прокурора по осуществлению надзора. Средства прокурорского реагирования

Файлы: 1 файл

Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания 

Содержание 
 

1. Сущность и задачи  надзора за соблюдением законодательства  при исполнении наказания и  иных мер уголовной ответственности,  а также мер принудительного  характера  

1.1 Полномочия прокурора  по осуществлению надзора. Средства  прокурорского реагирования 

 Список использованных  источников 
 

1. Сущность и задачи  надзора за соблюдением законодательства  при исполнении наказания и  иных мер уголовной ответственности,  а также мер принудительного характера 
 

 В соответствии  со ст. 43 Закона Республики Беларусь  от 16 июня 2003 г. «О порядке и  условиях содержания лиц под  стражей» (далее – Закон от 16 июня 2003 г.) надзор заточным и единообразным  исполнением законодательства в местах содержания под стражей осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры. 

 Надзор за соблюдением  законодательства администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в Законе о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры. Это обусловлено необходимостью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. 

 Лица, задержанные,  арестованные, ограниченные и лишенные  свободы, имеют меньше возможности  предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны. 

 Гарантией предупреждения  и своевременного устранения  нарушений прав и интересов  задержанных, арестованных и осужденных лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности. 

 Администрации  органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, Положения о предварительном заключении под стражу и других правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания, иных мер уголовной ответственности, а также принудительных мер безопасности и лечения, принудительных мер воспитательного характера. 

 Осуществляя действенный  надзор за соблюдением уголовно-исполнительного  законодательства, прокурорам следует  сосредоточить основное внимание  на вопросах соблюдения прав и законных интересов осужденных, заключенных под стражу, подвергнутых мерам принудительного характера, и выполнению ими своих обязанностей. 

 При проверках  состояния законности в исправительных  и воспитательных колониях, следственных  изоляторах прокуроры должны пресекать факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к отбывающим наказание, заключенным под стражу, необоснованного применения к ним мер взыскания, водворения в штрафные помещения, обеспечивать гуманные условия содержания, соответствующие минимальным стандартам и правилам обращения с заключенными. Необходимо организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставляя без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры. 

 Прокурорский  надзор должен быть направлен  на то, чтобы содержание задержанных  в исправительных и иных учреждениях  и органах, исполняющих наказание  и меры принудительного характера, назначенные судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленных порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц. 

 Надзор прокурора  за соблюдением законности в  местах содержания под стражей лиц должен осуществляться еще до того, как суд признал человека виновным и назначил ему наказание. УПК предусматривает, что еще в стадии расследования могут применяться меры принуждения в виде задержания, заключения под стражу (ст. 116, 117,118, 126, 127) в отношении подозреваемого и обвиняемого. Эти лица содержатся в специально созданных учреждениях. 

 Наряду с надзором  за законностью самого задержания, ареста, обоснованностью и законностью  применения этих мер прокурор  должен осуществлять надзор за соблюдением законодательства, соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия содержания под стражей в местах лишения свободы. 

 В соответствии  с Законом о прокуратуре предметом  надзора за соблюдением законодательства  при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера являются соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства, а также соблюдение прав осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей. 

 Следовательно,  предмет прокурорского надзора  по данной отрасли прокурорской  деятельности включает в себя следующее: 

 –законность  нахождения граждан в местах  содержания задержанных, предварительного  заключения, исправительных и иных  органов и учреждений, исполняющих  наказание и меры принудительного  характера, назначаемые судом; 

 –соблюдение  установленных законодательством Республики Беларусь прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий содержания; 

 –законность  исполнения наказания, не связанного  с лишением свободы. 

 Исходя из содержания  предмета надзора органы прокуратуры  ставят перед собой следующие  задачи по обеспечению законности  при исполнении наказания и  содержания лиц, находящихся под  стражей: 

 –чтобы обращение  к исполнению приговоров производилось  в строгом соответствии с законом и в установленные сроки; 

 –чтобы задержанные  и подвергнутые аресту в процессе  расследования содержались в  порядке, условиях и в сроки,  соответствующих закону; 

 –чтобы содержание  осужденных в местах лишения  свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленных законом; 

 –чтобы соблюдалось  законодательство о порядке и  условиях отбывания наказания,  исправления и перевоспитания  осужденных в местах лишения  свободы; 

 –чтобы своевременно  и в соответствии с законом исполнялось наказание, назначенное судом, не связанное с лишением свободы. 

 Согласно ст. 25 УПК прокурорский надзор за  соблюдением законодательства органами  и учреждениями, исполняющими наказания  и иные меры уголовной ответственности,  осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. От прокуроров требуется постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовывать их в случае несоответствия закону. Поэтому законность правовых актов, издаваемых администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, также входит в предмет прокурорского надзора. 
 

1.1 Полномочия прокурора  по осуществлению надзора. Средства  прокурорского реагирования 
 

 Для выполнения  задач при осуществлении надзора  за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности, предусмотренные Законом о прокуратуре, но и с учетом специфики предмета надзора; полномочия, предусмотренные по другим направлениям прокурорского надзора; полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 27 Закона о прокуратуре); полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 

 В соответствии  со ст. 35 Закона о прокуратуре  при осуществлении надзора за  соблюдением законодательства при  исполнении наказания и иных  мер уголовной ответственности,  а также мер принудительного  характера прокурор в пределах своей компетенции имеет право: 

 –посещать в  любое время без личного досмотра  органы и учреждения, исполняющие  наказание и иные меры уголовной  ответственности, учреждения, исполняющие  принудительные меры безопасности  и лечения, принудительные меры  воспитательного характера, места содержания под стражей и лечебно-трудовые профилактории; 

 –знакомиться  с документами, на основании  которых лица содержатся под  стражей и в лечебно-трудовых  профилакториях, осуждены, подвергнуты  принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера. В необходимых случаях прокурор опрашивает указанных лиц; 

 –проверять соответствие  законодательству постановлений,  приказов и распоряжений должностных  лиц органов и учреждений, исполняющих  наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев; 

 –требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства; 

 –требовать от  должностных лиц устранения нарушений  прав лиц, содержащихся под  стражей и в лечебно-трудовых  профилакториях, осужденных, лиц, подвергнутых  принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера; 

 –в случаях,  предусмотренных законодательными  актами, санкционировать осуществление  действий или давать согласие  на их осуществление должностными  лицами органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев. 

 При установлении  нарушений законодательства в  зависимости от их характера  прокурор в пределах своей  компетенции принимает следующие  меры прокурорского реагирования: 

 –отменяет своим  постановлением в5ыскания, наложенные  в нарушение законодательства на лиц, содержащихся под стражей и в лечебно- трудовых профилакториях, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы, пожизненного заключения, а также на лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры (одиночной камеры на гарнизонной гауптвахте), карцера; 

 –отменяет незаконные  постановления начальника исправительного  учреждения о вводе режима  особого положения; 

 –в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другими организациями, должностными лицами и иными гражданами; 

 –составляет  протоколы об административных правонарушениях; 

 –выносит постановления  о возбуждении дисциплинарного  производства или о привлечении  к материальной ответственности; 

Информация о работе Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания