Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 12:19, лекция
Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере гос.управления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в РФ, органов управления негосударственными структурами (его сущность раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).
Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере гос.управления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в РФ, органов управления негосударственными структурами (его сущность раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).
Задачи прокуроров при осуществлении О.Н.:
Предмет О.Н.:
объекты общего прокурорского надзора
Пределы О.Н.
Согласно
ст.21 закона «О прокуратуре», прокурор
полномочен осуществлять надзор за соблюдением
Конституции и исполнением
Полномочия прокурора по осуществлению О.Н.:
К 1 группе полномочий относятся требования (самые основные) (ч.1 ст.22):
Ко 2 группе относятся:
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (в случае невыполнения, в том числе и в сфере О.Н., наступает предусмотренная законом ответственность (ст.6 ФЗ «О прокуратуре»))
Такими средствами являются:
Применяются
в тех случаях, когда в процессе
осуществления надзора
Содержание
протеста заключается в требовании
прокурора полностью или
Правом
принесения протеста наделены прокурор
и его заместитель (их 2: по надзору
за милицией и за расследованием внутри
прокуратуры) (помощники прокурора,
прокуроры отделов могут
Протест приносится в письменном виде, подлежит рассмотрению не позднее чем в 10 дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа S-та РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.
О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в письменной форме незамедлительно, в том случае если протест не рассмотрен в установленный законом срок, либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, он вправе обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным.
Разновидностью
постановления прокурора
Решение
о ВУД оформляется
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении приносится прокурором при наличии данных, указывающих на признаки административного проступка и оформляется мотивированным постановлением, которое направляется для исполнения органу, компетентному принимать меры административной ответственности.
Означает право и обязанность прокурора (его заместителя) требовать устранения выявленных в процессе осуществления надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые причинили или создали угрозу интересам личности, общества или государства, обращенное к органам и должностным лицам, обладающими правомочиями устранить выявленное нарушение закона.
Представление
имеет письменную форму и должно
быть юридически обоснованным, подлежит
безотлагательному
Предостережение
о недопустимости нарушения законов
применяется когда прокурор в
процессе общего надзора получает сведения
о том, что должностные лица объектов
надзора готовятся совершить
противоправное деяние. В целях предупреждения
таких деяний прокурор в тексте предостережения
сообщает указанным лицам об имеющейся
у него информации и о том, что
при совершении деяний они могут
быть привлечены к ответственности
в установленном законом
Применение предостережений исключительная компетенция прокурора и его заместителя, основанием для него является достоверная информация о готовящихся противоправных деяниях.
Применению предостережения должна в обязательным порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется должностному лицу под расписку непосредственно в прокуратуре.
Сущность, цель, задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Выделение
данного направления
Цель данного надзора заключается, в том чтобы добиться такого состояния, при котором:
Задачи:
(Ст.26 ФЗ «О прокуратуре»)
Составляют соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами S-та РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В сферу данного надзора входит:
Такие же как и в общем надзоре.
Определяются
по тем же правилам, что и пределы
надзора за исполнением законов.
(ст.26 ФЗ «О прокуратуре»).
Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и гражданина
Прокурор:
Средства реагирования
Для
устранения нарушений прав и свобод
граждан, их причин и условий восстановления,
прокурор вправе использовать все предусмотренные
законом средства прямого реагирования
(протест, представление, постановление,
предостережение)
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознания и предварительное следствие
Прокурорский надзор за ОРД это вид деятельности, осуществляемый уполномоченными работниками прокуратуры в пределах компетенции, посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств расследования в целях обеспечения выполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами (оперативные подразделения органов внутренних дел, органов госнаркоконтроля, см закон «об оперативно-розыскной деятельности» в части «S-ты ОРД»).