Надзор за исполнением законов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 12:19, лекция

Краткое описание

Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере гос.управления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в РФ, органов управления негосударственными структурами (его сущность раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).

Файлы: 1 файл

Надзор за исполнением законов.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

      Надзор  за исполнением законов

      Сущность  и задачи общего надзора  прокуратуры

     Надзор  за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере гос.управления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в РФ, органов управления негосударственными структурами (его сущность раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).

     Задачи  прокуроров при осуществлении  О.Н.:

  1. выявления нарушений законов;
  2. установление причин и условий, способствующих нарушениям закона;
  3. принятие мер к устранению нарушений закона;
  4. принятие мер по предупреждению нарушений закона;
  5. установление лиц, допустивших нарушение закона.

    Предмет О.Н.:

  1. соблюдение Конституции РФ;
  2. исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами гос. власти S-в РФ, органами местного самоуправления (муниципалитет, управы), органами военного управления (Минобороны и его подразделениями), органами контроля (напр.: Контрольно-ревизионное управление в системе Минфина (КРУ)), их должностными лицами, органами управления (совет директоров, управления и др.) и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

     

    объекты общего прокурорского  надзора

  1. соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и лицами.
 
 

    Пределы О.Н.

     Согласно  ст.21 закона «О прокуратуре», прокурор полномочен осуществлять надзор за соблюдением  Конституции и исполнением законов. 

     Полномочия  прокурора по осуществлению  О.Н.:

  1. полномочия по выявлению нарушений закона;
  2. полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений.

     К 1 группе полномочий относятся требования (самые основные) (ч.1 ст.22):

      1. от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов и иных сведений;
      2. выделение специалистов для выяснения возникших вопросов;
      3. вызывать должностных лиц для объяснения по поводу нарушения закона  и др.

    Ко 2 группе относятся:

    1. требования привлечения лиц, нарушивших закон к ответственности, установленной законом;
    2. по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении;
    3. опротестовывать противоречащие законам правовые акты
    4. предостерегать о недопустимости нарушения закона;
    5. и др.

     Требования  прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в  установленный срок (в случае невыполнения, в том числе и в сфере  О.Н., наступает предусмотренная  законом ответственность (ст.6 ФЗ «О прокуратуре»))

     Средства  реагирования на выявленные нарушения закона

     Такими  средствами являются:

  1. протест;
  2. постановление;
  3. представление;                      ст.ст.23-25,25(1) ФЗ «О прокуратуре»
  4. предостережение;
 
  1. Протест

     Применяются в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора выявляются приказы, распоряжения, постановления  и иные акты, полностью или частично не соответствуют Конституции и иным законам.

     Содержание  протеста заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие закону акты, приведение акта в соответствие с  действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, его принявшему, либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить акт.

     Правом  принесения протеста наделены прокурор и его заместитель (их 2: по надзору  за милицией и за расследованием внутри прокуратуры) (помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить  их от своего имени они не в праве). В необходимых случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд, с требованием о признании несоответствующих закону актов недействительными (исключениями является ограничения права прокурора на обращение в суд общей юрисдикции с требованием о признании закона S-та РФ недействительным – абз.3, п.3, ст.22 закона «О прокуратуре» признан несоответствующим Конституции РФ).

     Протест приносится в письменном виде, подлежит рассмотрению не позднее чем в 10 дневный срок с момента его  поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа S-та РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.

     О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в письменной форме незамедлительно, в том  случае если протест не рассмотрен в установленный законом срок, либо, по мнению прокурора, необоснованно  отклонен, он вправе обратиться в суд  общей юрисдикции или арбитражный  суд с заявлением о признании  правового акта недействительным.

  1. Постановление

     Разновидностью  постановления прокурора является постановление о ВУД или производства об административном правонарушении;

     Решение о ВУД оформляется мотивированным постановлением, материалами уголовного дела, возбужденного прокурором, направляются для производства расследования  в органы дознания или предварительного следствия с соблюдением признака подследственности, либо принимается  к производству прокурором.

     Решение о возбуждении дела об административном правонарушении приносится прокурором при наличии данных, указывающих  на признаки административного проступка  и оформляется мотивированным постановлением, которое направляется для исполнения органу, компетентному принимать  меры административной ответственности.

  1. Представление

     Означает  право и обязанность прокурора (его заместителя) требовать устранения выявленных в процессе осуществления  надзора фактов неисполнения или  ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые причинили или создали угрозу интересам личности, общества или государства, обращенное к органам и должностным лицам, обладающими правомочиями устранить выявленное нарушение закона.

     Представление имеет письменную форму и должно быть юридически обоснованным, подлежит безотлагательному рассмотрению, в  течение месяца со дня внесения представления  должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений  законов (о принятых мерах в письменных форме сообщается прокурору)

  1. Предостережение

     Предостережение о недопустимости нарушения законов  применяется когда прокурор в  процессе общего надзора получает сведения о том, что должностные лица объектов надзора готовятся совершить  противоправное деяние. В целях предупреждения таких деяний прокурор в тексте предостережения  сообщает указанным лицам об имеющейся  у него информации и о том, что  при совершении деяний они могут  быть привлечены к ответственности  в установленном законом порядке.

     Применение  предостережений исключительная компетенция  прокурора и его заместителя, основанием для него является достоверная информация о готовящихся противоправных деяниях.

     Применению  предостережения должна в обязательным порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях  конкретными должностными лицами с  истребованием от них письменных объяснений.

     Предостережение оформляется в письменной форме  и объявляется должностному лицу под расписку непосредственно в прокуратуре.

      Надзор  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

     Сущность, цель, задачи надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина.

     Выделение данного направления прокурорского  надзора обусловлено положением Конституции (ст.2) о том что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

     Цель  данного надзора заключается, в  том чтобы добиться такого состояния, при котором:

    1. права и свободы действительно соблюдались всеми органами и должностными лицами;
    2. гражданин был убежден в том, что его права находятся под защитой и в случае их нарушения он вправе обратиться за защитой к компетентным гос. органам (их должностным лицам) у которых есть обязанность по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

    Задачи:

    1. обязательные вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении права свобод личности;
    2. защита закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина;
    3. защита личных и общественных интересов;
    4. реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан и др.

    Предмет

    (Ст.26 ФЗ «О прокуратуре»)

     Составляют  соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами S-та РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

     В сферу данного надзора входит:

  1. соблюдение права и свобод граждан РФ;
  2. граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства (двойное гражданство);
  3. иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

    Объекты

    Такие же как и в общем надзоре.

    Пределы надзора

     Определяются  по тем же правилам, что и пределы  надзора за исполнением законов. (ст.26 ФЗ «О прокуратуре»). 

     Полномочия  прокурора по выявлению  нарушений прав и  свобод человека и  гражданина

     Прокурор:

    1. рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
    2. разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
    3. принимает меры по предупреждению пресечению нарушений права свобод и человека и гражданина;
    4. принимает меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон;
    5. принимает меры по возмещению причинению ущерба;
    6. вызывает должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений законов и осуществляет иные полномочия;
    7. и др. (см. статью)
 
 
 

    Средства реагирования

     Для устранения нарушений прав и свобод граждан, их причин и условий восстановления, прокурор вправе использовать все предусмотренные  законом средства прямого реагирования (протест, представление, постановление, предостережение) 

    Надзор  за исполнением законов  органами, осуществляющими  ОРД, дознания и предварительное  следствие

     Прокурорский  надзор за ОРД это вид деятельности, осуществляемый уполномоченными работниками прокуратуры в пределах компетенции, посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств расследования в целях обеспечения выполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами (оперативные подразделения органов внутренних дел, органов госнаркоконтроля, см закон «об оперативно-розыскной деятельности» в части «S-ты ОРД»).

Информация о работе Надзор за исполнением законов