Надзор за исполнением законов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 12:19, лекция

Краткое описание

Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере гос.управления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в РФ, органов управления негосударственными структурами (его сущность раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).

Файлы: 1 файл

Надзор за исполнением законов.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

     Задачи

  1. охрана  прав и защита прав и свобод личности;
  2. обеспечение верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных мероприятий;
  3. обеспечение мер по раскрытию преступлению и привлечение виновных к ответственности;
  4. предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих ОРД.

    Предмет

    (ст.29 закона «О прокуратуре»)

  1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  2. соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
  3. законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД.

     Указанные управления детализируются в нормах оперативно-розыскного законодательства.

     В связи с этим, в предмет прокурорского  надзора также входит принятие решений:

    1. о заведении и прекращении конкретных дел оперативного учета (ст.10 закона «об оперативно-розыскной деятельности»)
    2. о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст.8,ст.15 закона «об оперативно-розыскной деятельности»)
    3. предоставление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (ст.11)
    4. о рассекречивании сведений, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст.11)
    5. правовая защита лиц оперативно-розыскных органов и лиц, их сочувствующим (ст. 12 закона «об оперативно-розыскной деятельности»).

     Перечень  объектов данного надзора закреплен  в ч.3 ст.13 закона «об оперативно-розыскной  деятельности» является исчерпывающим  и может быть изменен или дополнен только законом.

    Пределы надзора

     Определяется  содержанием закона «об оперативно-розыскной  деятельности», приказами и указаниями (указами) генпрокурора РФ.

     В предмет прокурорского надзора  не входят:

  1. сведения об организации, тактике, методах и средств осуществления ОРД;
  2. проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов, об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий – ст.9 закона «об ОРД» (к числу таких мероприятий относятся: прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное обследование жилища)
  3. сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе представляются соответствующим прокурором только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечение к уголовной ответственности.

    Предела полномочий органов  прокуратуры

    1. прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную  деятельность поднадзорных органов;
    2. исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД;
    3. прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке;
    4. прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-технические характер (последовательность проведения оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных оперативно-технических средств, определять круг участников ОРМ и т.п.);
    5. оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности могут быть истребованы только в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами ФСБ и службы военной разведки (СВР) законодательства;
    6. в органах СВР прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности;
    7. надзор за исполнением законов ФСБ и СВР не входит в компетенцию районных (городских) прокуратур;
    8. осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять ОРД.

    Полномочия  прокурора по надзору  за исполнением законов  органами, осуществляющими  ОРД

     Полномочия  прокурора носят властно-распорядительный (императивный) характер.

     Полномочия  прокурора осуществляющего данный надзор:

    1. вправе проводить проверки исполнения законов органами осуществляющими ОРД;
    2. вправе знакомится с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;
    3. требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона;
    4. давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам комплекса оперативно-розыскных мероприятий, либо требовать их прекращения;
    5. опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих ОРД;
    6. вправе вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
    7. про проведении проверок прокурор знакомится с материалами секретного делопроизводства; прокуроры вправе требовать предоставления подлинных оперативно-служебных документов, однако руководитель оперативно-розыскного органа вправе не предоставлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части деятельности, которая не входит в предмет прокурорского надзора;
    8. одним из полномочий являются также указания прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п.11 ч.2 ст.37 УПК), которые являются обязательными для органов дознания и даются в письменной форме.

    Организация прокурорского надзора

     S-ты по осуществлению данного прокурорского надзора именуются уполномоченные прокуроры.

     Уполномоченный  прокурор – прокурор, компетентный осуществлять надзор за исполнением  законов органами осуществляемыми  ОРД, имеющий для работы с документами  допуск, оформленный надлежащим образом:

    1. прокуроры S-в РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
    2. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
    3. в Генпрокуратуре – замы генпрокурора, главный военный прокурор и его заместители, начальники управлений и отделов и их заместителями, старшие прокуроры и прокуроры.

    Для осуществления надзора в сфере  ОРД прокуроры должны иметь допуск для работы с документами, оформленный  в соответствии с положениями  инструкции «о порядке допуска должностных  лиц и граждан РФ к государственной  тайне» утвержденной постановлением Правительства  РФ от 28 октября 95 года, №1050.

    Сущность  и задачи надзора  за исполнением законов  органами, осуществляющими  дознание и предварительное  следствие

     Сущность  надзора заключается в организации  непрерывного надзора за законностью  производства дознания и предварительного следствия.

     Задачи  надзора заключаются в том, чтобы:

  1. преступление не осталось нераскрытым;
  2. никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности;
  3. соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок ВУД, расследования уголовных дел, сроки расследования, права участников уголовного судопроизводства);
  4. выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению и др.

    Предмет надзора

     Предметом является законность деятельности органов  расследования на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющим признаки преступления и регистрации его до принятия прокурором окончательного решения.

     Предмет надзора (ст.29 закона «О прокуратуре»):

  1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;
  3. проведение расследований;
  4. законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

    Полномочия  прокурора

(закон  «О прокуратуре» и УПК: ст.ст.37,144,146,148 и др.)

-прокурор  вправе возбуждать уголовное  дело и поручать его расследование  дознавателю, следователю, нижестоящему  прокурору или принимать его  к своему производству;

- давать  согласие дознавателю, следователю  на ВУД;

- давать  согласие дознавателю, следователю  на возбуждение перед судом  ходатайства об избрании, отмене  или изменении меры пресечения, либо о производстве иного  процессуального действия, которые  допускаются на основании судебного  решения;

- вправе  изымать любое уголовное дело  у органа дознания передавать  его следователю;

- продлевать  срок предварительного срок предварительного  расследования;

- поручать  органу дознания производство  следственных действий, а также  давать ему указания о производстве  оперативно-розыскных мероприятий;

- рассматривать  жалобы на действия (без действия) и решения должностного лица  органа дознания (ст. 124 УПК);

- выносить  постановления и давать письменные  указания и др. Письменные указания  прокурора органу дознания дознавателю,  следователю, в связи с ВУД  и их расследованием, данные в  порядке установленном законом  является обязательными. Обжалование  полученных указаний вышестоящему  прокурору не приостанавливает  их исполнение, за исключением  случаев, когда следователь предоставляет  уголовное дело вышестоящему  прокурору с письменным изложением  своих возражений, в случае несогласия  со следственными решениями или  указаниями прокурора:

  1. о привлечении лица в качестве обвиняемого;
  2. о квалификации преступления;
  3. об объеме обвинения;
  4. об избрании меры пресечения, либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователями в отношении подозреваемого или обвиняемого;
  5. об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных действий, осуществляемых по судебному решению;
  6. о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
  7. об отводе следователя ил отстранении его от дальнейшего ведения следствия;
  8. о передаче уголовного дела другому следователю.
 

Надзор  за исполнением законов  администрации органов  и учреждений, исполняющих  наказания и назначаемые  судом меры процессуального  характера, принимаемые  администрациями  мест содержания задержанных  и заключенных  под стражу

    Задачи, предмет и направление  надзора

    Задачи:

    1. соблюдение  установленных законодательством  РФ прав и обязанностей лиц, заключенных  под стражу, осужденных и лиц, подвергнутым мерам принудительного характера  в порядке условий их содержания;
    2. выявление и устранение фактов унижения человеческого достоинства, произвола и жестокого обращения к вышеуказанным лицам;
    3. выявление и устранение фактов необоснованного водворения в штрафные помещения;
    4. обеспечение гуманных условий содержания и ряд других задач;

    Правовая  основа деятельности прокуроров в данном надзоре

 
  1. Всеобщая  декларация прав человека 1948г.;
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г.;
  3. ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995;
  4. ФЗ «О прокуратуре» (ст.ст.32-34);
  5. УПК РФ;
  6. УИК РФ (ст.ст.10-16)

    Предмет:

  1. законность  нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения под стражу, исправительно-трудовых  и иных органах и учреждениях  и исполняющих наказания и  меры принудительного характера, назначенные  судом;
  2. соблюдение установленных законодательным РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера в порядке условий их содержания
  3. законность исполнения наказания не связанного с лишением свободы.

    Направление:

  1. исполнение  законов в местах содержания задержанных (ИВС);
  2. исполнение законов в местах предварительного заключения (СИЗО органов внутренних дел и органов ФСБ);
  3. исполнение законов при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом (надзор за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы)

Информация о работе Надзор за исполнением законов