Задачи
- охрана
прав и защита прав и свобод личности;
- обеспечение
верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных
мероприятий;
- обеспечение
мер по раскрытию преступлению и привлечение
виновных к ответственности;
- предупреждение
и пресечение нарушений со стороны органов,
осуществляющих ОРД.
- соблюдение
прав и свобод человека и гражданина при
проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- соблюдение
установленного порядка выполнения оперативно-розыскных
мероприятий;
- законность
решений, принимаемых органами, осуществляющих
ОРД.
Указанные
управления детализируются в нормах
оперативно-розыскного законодательства.
В
связи с этим, в предмет прокурорского
надзора также входит принятие решений:
- о заведении
и прекращении конкретных дел оперативного
учета (ст.10 закона «об оперативно-розыскной
деятельности»)
- о проведении
и прекращении конкретных оперативно-розыскных
мероприятий (ст.8,ст.15 закона «об оперативно-розыскной
деятельности»)
- предоставление
результатов ОРД органу дознания, следователю
или в суд (ст.11)
- о рассекречивании
сведений, полученных при проведении оперативно-розыскных
мероприятий (ст.11)
- правовая
защита лиц оперативно-розыскных органов
и лиц, их сочувствующим (ст. 12 закона «об
оперативно-розыскной деятельности»).
Перечень
объектов данного надзора закреплен
в ч.3 ст.13 закона «об оперативно-розыскной
деятельности» является исчерпывающим
и может быть изменен или дополнен
только законом.
Определяется
содержанием закона «об оперативно-розыскной
деятельности», приказами и указаниями
(указами) генпрокурора РФ.
В
предмет прокурорского надзора
не входят:
- сведения
об организации, тактике, методах и средств
осуществления ОРД;
- проверка
законности решения судьи по результатам
рассмотрения материалов, об ограничении
конституционных прав граждан при проведении
оперативно-розыскных мероприятий – ст.9
закона «об ОРД» (к числу таких мероприятий
относятся: прослушивание телефонных
переговоров, контроль почтовых отправлений,
телеграфных и иных сообщений, снятие
информации с технических каналов связи,
негласное обследование жилища)
- сведения
о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов осуществляющих ОРД,
а также о лицах, оказывающих содействие
этим органам на конфиденциальной основе
представляются соответствующим прокурором
только с письменного согласия перечисленных
лиц, за исключением случаев, требующих
их привлечение к уголовной ответственности.
Предела
полномочий органов
прокуратуры
- прокуратура
не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную
деятельность поднадзорных органов;
- исполнению
подлежат только законные требования
прокурора, вытекающие из его полномочий
по надзору за ОРД;
- прокурор
не вправе лично проводить оперативно-розыскные
мероприятия или участвовать в их подготовке;
- прокурор
не вправе вмешиваться в принятие решений,
имеющих оперативно-технические характер
(последовательность проведения оперативно-розыскных
мероприятий, применение тех или иных
оперативно-технических средств, определять
круг участников ОРМ и т.п.);
- оперативно-служебные
документы об осуществлении контрразведывательной
деятельности могут быть истребованы
только в порядке надзора по поступившим
в прокуратуру материалам, информации
и обращениям граждан, свидетельствующим
о нарушении органами ФСБ и службы военной
разведки (СВР) законодательства;
- в органах
СВР прокурор вправе изучать только те
оперативно-служебные документы, которые
заведены в связи с
обеспечением собственной
безопасности;
- надзор за
исполнением законов ФСБ и СВР не входит
в компетенцию районных (городских) прокуратур;
- осуществляя
прокурорский надзор, уполномоченный
прокурор не подменяет руководителя органа,
оперативные подразделения которого вправе
осуществлять ОРД.
Полномочия
прокурора по надзору
за исполнением законов
органами, осуществляющими
ОРД
Полномочия
прокурора носят властно-распорядительный
(императивный) характер.
Полномочия
прокурора осуществляющего данный
надзор:
- вправе проводить
проверки исполнения законов органами
осуществляющими ОРД;
- вправе знакомится
с документами, содержащими сведения об
основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных
мероприятий;
- требовать
письменные объяснения от должностных
лиц, осуществляющих ОРД, если они допустили
нарушение закона;
- давать письменные
указания об осуществлении по уголовным
делам комплекса оперативно-розыскных
мероприятий, либо требовать их прекращения;
- опротестовывать
противоречащие закону приказы и указания
руководителей органов, осуществляющих
ОРД;
- вправе вносить
представления об устранении нарушений
закона, допущенных должностными лицами
органов, осуществляющих ОРД;
- про проведении
проверок прокурор знакомится с материалами
секретного делопроизводства; прокуроры
вправе требовать предоставления подлинных
оперативно-служебных документов, однако
руководитель оперативно-розыскного органа
вправе не предоставлять прокурору оперативно-служебные
документы, относящиеся к той части деятельности,
которая не входит в
предмет прокурорского
надзора;
- одним из
полномочий являются также указания прокурора
о проведении оперативно-розыскных мероприятий
(п.11 ч.2 ст.37 УПК), которые являются обязательными
для органов дознания и даются в письменной
форме.
Организация
прокурорского надзора
S-ты
по осуществлению данного прокурорского
надзора именуются уполномоченные
прокуроры.
Уполномоченный
прокурор – прокурор, компетентный
осуществлять надзор за исполнением
законов органами осуществляемыми
ОРД, имеющий для работы с документами
допуск, оформленный надлежащим образом:
- прокуроры
S-в РФ, приравненные к ним военные и другие
специализированные прокуратуры;
- прокуратуры
городов и районов, другие территориальные,
военные и иные специализированные прокуратуры;
- в Генпрокуратуре
– замы генпрокурора, главный военный
прокурор и его заместители, начальники
управлений и отделов и их заместителями,
старшие прокуроры и прокуроры.
Для
осуществления надзора в сфере
ОРД прокуроры должны иметь допуск
для работы с документами, оформленный
в соответствии с положениями
инструкции «о порядке допуска должностных
лиц и граждан РФ к государственной
тайне» утвержденной постановлением Правительства
РФ от 28 октября 95 года, №1050.
Сущность
и задачи надзора
за исполнением законов
органами, осуществляющими
дознание и предварительное
следствие
Сущность
надзора заключается в организации
непрерывного надзора за законностью
производства дознания и предварительного
следствия.
Задачи
надзора заключаются в том, чтобы:
- преступление
не осталось нераскрытым;
- никто не
подвергался незаконному и необоснованному
привлечению к уголовной ответственности;
- соблюдалась
установленная законом процессуальная
форма (порядок ВУД, расследования уголовных
дел, сроки расследования, права участников
уголовного судопроизводства);
- выявлялись
причины совершения преступлений и способствующие
им условия, принимались меры к их устранению
и др.
Предметом
является законность деятельности органов
расследования на всех этапах уголовно-процессуальной
деятельности с момента поступления
заявления, сообщения о деянии, имеющим
признаки преступления и регистрации
его до принятия прокурором окончательного
решения.
Предмет
надзора (ст.29 закона «О прокуратуре»):
- соблюдение
прав и свобод человека и гражданина;
- установленного
порядка разрешения заявлений и сообщений
о преступлениях;
- проведение
расследований;
- законность
решений, принимаемых органами дознания
и предварительного следствия.
(закон
«О прокуратуре» и УПК: ст.ст.37,144,146,148
и др.)
-прокурор
вправе возбуждать уголовное
дело и поручать его расследование
дознавателю, следователю, нижестоящему
прокурору или принимать его
к своему производству;
- давать
согласие дознавателю, следователю
на ВУД;
- давать
согласие дознавателю, следователю
на возбуждение перед судом
ходатайства об избрании, отмене
или изменении меры пресечения,
либо о производстве иного
процессуального действия, которые
допускаются на основании судебного
решения;
- вправе
изымать любое уголовное дело
у органа дознания передавать
его следователю;
- продлевать
срок предварительного срок предварительного
расследования;
- поручать
органу дознания производство
следственных действий, а также
давать ему указания о производстве
оперативно-розыскных мероприятий;
- рассматривать
жалобы на действия (без действия)
и решения должностного лица
органа дознания (ст. 124 УПК);
- выносить
постановления и давать письменные
указания и др. Письменные указания
прокурора органу дознания дознавателю,
следователю, в связи с ВУД
и их расследованием, данные в
порядке установленном законом
является обязательными. Обжалование
полученных указаний вышестоящему
прокурору не приостанавливает
их исполнение, за исключением
случаев, когда следователь предоставляет
уголовное дело вышестоящему
прокурору с письменным изложением
своих возражений, в случае несогласия
со следственными решениями или
указаниями прокурора:
- о привлечении
лица в качестве обвиняемого;
- о квалификации
преступления;
- об объеме
обвинения;
- об избрании
меры пресечения, либо отмене или изменении
меры пресечения, избранной следователями
в отношении подозреваемого или обвиняемого;
- об отказе
в даче согласия на возбуждение перед
судом ходатайства об избрании меры пресечения
или производстве иных процессуальных
действий, осуществляемых по судебному
решению;
- о направлении
уголовного дела в суд или его прекращении;
- об отводе
следователя ил отстранении его от дальнейшего
ведения следствия;
- о передаче
уголовного дела другому следователю.
Надзор
за исполнением законов
администрации органов
и учреждений, исполняющих
наказания и назначаемые
судом меры процессуального
характера, принимаемые
администрациями
мест содержания задержанных
и заключенных
под стражу
Задачи,
предмет и направление
надзора
- соблюдение
установленных законодательством
РФ прав и обязанностей лиц, заключенных
под стражу, осужденных и лиц, подвергнутым
мерам принудительного характера
в порядке условий их содержания;
- выявление
и устранение фактов унижения человеческого
достоинства, произвола и жестокого обращения
к вышеуказанным лицам;
- выявление
и устранение фактов необоснованного
водворения в штрафные помещения;
- обеспечение
гуманных условий содержания и ряд других
задач;
Правовая
основа деятельности
прокуроров в данном
надзоре
- Всеобщая
декларация прав человека 1948г.;
- Европейская
конвенция о защите прав человека и основных
свобод от 4 ноября 1950г.;
- ФЗ «О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений» от 21 июня
1995;
- ФЗ «О прокуратуре»
(ст.ст.32-34);
- УПК РФ;
- УИК РФ (ст.ст.10-16)
- законность
нахождения лиц в местах содержания
задержанных, предварительного заключения
под стражу, исправительно-трудовых
и иных органах и учреждениях
и исполняющих наказания и
меры принудительного характера, назначенные
судом;
- соблюдение
установленных законодательным РФ прав
и обязанностей задержанных, заключенных
под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых
мерам принудительного характера в порядке
условий их содержания
- законность
исполнения наказания
не связанного с лишением
свободы.
- исполнение
законов в местах содержания задержанных
(ИВС);
- исполнение
законов в местах предварительного заключения
(СИЗО органов внутренних дел и органов
ФСБ);
- исполнение
законов при исполнении наказаний и иных
мер принудительного характера, назначаемых
судом (надзор за исполнением наказаний,
не связанных с лишением свободы)