Надзор за исполнением законов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 12:19, лекция

Краткое описание

Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере гос.управления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в РФ, органов управления негосударственными структурами (его сущность раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).

Файлы: 1 файл

Надзор за исполнением законов.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

    Полномочия  прокурора

(ст.ст.34 ФЗ «О прокуратуре»)

Прокурор  вправе:

  1. в любое время посещать поднадзорные органы и учреждения;
  2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутым мерам принудительного характера;
  3. знакомится с документами, на основании которых вышеуказанные лица содержаться в этих учреждениях;
  4. требовать от администраций создания условий, обеспечивающих права вышеуказанных лиц;
  5. требовать объяснений от должностных лиц;
  6. выносить протесты и представления;
  7. возбуждать уголовные дела и производство об административных правонарушениях;
  8. отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на вышеуказанных лиц, немедленно освобождать их своим постановлением из карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

     Осуществляя данный вид надзора, прокурор должен регулярно проверять законность досрочного освобождения от отбывания  наказания, а также установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. 

Сущность, задачи и правовая основа надзора за исполнением законов  судебными приставами

    Сущность:

     Заключается в том, чтобы служба судебных приставов (ССП) осуществляла свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и свободы  физических и юридических лиц  и принимала решения, соответствующие  закону.

    Задачи:

  1. законность  и исполнение судебных актов и  актов других органов в РФ;
  2. соблюдение требований законодательства в деятельности судебных приставов;
  3. соблюдение установленных законодательством РФ прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных решений;
  4. соответствие законам решений судебных приставов.

    Правовая  основа:

  1. ФЗ «О прокуратуре  РФ» (п.2 абз.5,ст.1);
  2. ФЗ «О судебных приставах»;
  3. ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  4. Приказы и указания генпрокурора.

    Предмет, объекты и пределы  надзора

    Предмет:

  1. надзор  за исполнением законов судебными  приставами;
  2. надзор за соблюдением прав и свобод физических и юридических лиц судебными приставами;
  3. надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами.

    Объектами:

  1. Главный судебный пристав;
  2. Департамент судебных приставов Минюста;
  3. Служба судебных приставов (ССП) управления военных судов Минюста;
  4. ССП органов юстиции S-в РФ;
  5. Районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-территориальному делению S-в РФ, подразделения судебных приставов.

    Данный  перечень является исчерпывающим.

    Пределы:

См.ст.1 «О прокуратуре»

    Полномочия  прокурора:

  1. лично, либо поручать вышестоящим ССП проводить  проверки исполнения законов судебными  приставами соответствующих подразделений;
  2. проверять законность применения физической силы, спец. средств судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов;
  3. проверять соблюдение требований учета судебных решений, подлежащих принудительному исполнению;
  4. проверять соблюдение установленных законом сроков вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (3 суток), направления копий постановления заинтересованным лицам (взыскателю, должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (2 месяца);
  5. проверять соблюдение требований закона «О недопустимости ущемления прав граждан и организаций в своей деятельности»;
  6. рассматривать жалобы на действия (бездействия) судебных приставов;
  7. истребовать для ознакомления материалы исполнительного производства, если заявлена претензия к их содержанию, а также иные материалы, подтверждающие законность и обоснованность действий судебных приставов.
 

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел  судами

    Общая характеристика участия  прокурора в рассмотрении уголовных дел  судами

     Участие прокурора в рассмотрении уголовных  дел является одной из функций  органов прокуратуры (ч.3 ст.1 закона «О прокуратуре») и не рассматривается  законодательством как осуществление  надзора.

    Задачи:

  1. вынесение законного и обоснованного приговора, постановления, определения по каждому  уголовному делу;
  2. гарантирование прав и законных интересов участников разбирательства;
  3. своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений, выносимых судом в соответствии с требованиями закона;
  4. и ряд других.

    Прокурор  вправе:

(ст.35,36 закона «О прокуратуре»)

  1. участвовать в рассмотрении уголовных дел судами;
  2. выступать в качестве гос. обвинителя в суде;
  3. подавать уголовный иск в защиту материальных интересов физических или юридических лиц в уголовном судопроизводстве;
  4. вступать в дело в любой стадии судопроизводства, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства;
  5. внести кассационное представление в вышестоящий суд на не вступившее или вступившее в законную силу определение, постановление, приговор суда;
  6. генпрокурор имеет право участвовать в заседаниях Верховного Суда, обратиться с представлением в Пленум ВС о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по уголовным делам.

    Формы участия прокурора  в рассмотрении уголовных  дел

(ст.ст.35-39 закона «О прокуратуре»)

  1. поддержание гос. обвинения и участия в качестве гос. обвинителя в разбирательстве дела судом I инстанции;
  2. принесение представления на приговоры, определения, постановления судей, не вступивших в законную силу;
  3. участие в рассмотрении уголовных дел в стадиях кассационного и надзорного производства, а так же при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
  4. участие в суде при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора;
  5. дача заключений по возникающим в суде вопросам.

    Участие прокурора в стадии назначения судебного  заседания

  1. Прокурор  может обратиться с ходатайством о проведении предварительного слушания;
  2. Если предварительные слушания назначаются, то прокурор должен принять в них участие;
  3. Прокурор может отказаться от обвинения на предварительном слушании в виду того, что доказательства по делу не подтверждают предъявленное обвинение (этот вопрос гос. обвинитель должен согласовать с прокурором, который утверждал обвинительное заключение или обвинительный акт – п.16 приказа Генпрокурора РФ от13 ноября 2000 года, №141 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»)
  4. Прокурор может изменить обвинение в сторону его смягчения, а также переквалифицировать деяние в соответствии со статьей закона, предусматривающей более мягкое наказание;
  5. На решение судьи, принятое в стадии назначении судебного рассмотрения прокурор вправе принести представление в кассационном порядке.

    Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел  судом I инстанции

     Согласно  ст246 УПК прокурор, поддерживая обвинение, руководствуется требованиями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на рассмотрении всех обстоятельств  дела.

     УПК устанавливает обязательное участие  гос. обвинителя (ст.246) в судебном разбирательстве  дел публичного и частно-публичного обвинения.

    Гос. обвинитель:

  1. обеспечивает  соблюдение прав  и законных интересов  лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства;
  2. способствует всестороннему исследованию обстоятельств дела, объективному его разрешению;
  3. основывает свою позицию на результатах исследования доказательств в судебном заседании и т.д.
 

     В судебном заседании прокурор излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам возникающим  в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложение о  применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

     Участие прокурора в судебном разбирательстве  уголовного дела завершается выступлением в судебных прениях с обвинительной  речью или обоснованным отказом  от обвинения.

    Полномочия  прокурора в стадиях  апелляционного и  кассационного производства

    Апелляционная стадия:

     Рассматриваются представления прокурора на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями.

     Производство  в суде апелляционной инстанции  по правилам производства в суде I инстанции.

     Предмет и пределы судебного разбирательства  ограничен той частью приговора  мирового судьи, и в отношении  тех осужденных, которые указаны  в представлении.

     Если  дело рассматривается в связи  с принесением представлением, то первым в судебные прениях выступает  прокурор.

     Вынесенные  судом апелляционной инстанции  решения могут быть обжалованы в  вышестоящий суд в кассационном порядке в соответствии с общими правилами, установленными УПК, в том  числе и самим прокурором.

    Полномочия  прокурора в стадии кассационного производства

     Прокурор  в пределах своей компетенции  может принести в вышестоящий  суд кассационное представление.

     В кассационном порядке вносятся представления  на приговоры любого суда.

     Прокурор  может принести кассационное представление  в течении 10 суток со дня провозглашения приговора и приносится в суд, рассматривающий уголовное дело или непосредственно в кассационную инстанцию.

     Основания принесения представления:

      1. несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре фактическим обстоятельствам дела;
      2. нарушение уголовно-процессуального законодательства;
      3. неправильное применение уголовного закона;
      4. несправедливость приговора.

     Участие прокурора в судебном заседании  кассационной инстанции является обязательным.

     В случае несогласия с решением кассационной инстанции прокурор может подать ходатайство в порядке надзора, которое именуется надзорным представлением (прокурор или его заместитель не зависимо от участия в судебном разбирательстве вправе, в пределах своей компетенции, истребовать из суда любое дело по которому приговор, определение или постановление не вступили в законную силу и принести надзорное представление, если сочтут, что они незаконны или необоснованны)

Информация о работе Надзор за исполнением законов