Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:05, реферат

Краткое описание

1. Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера
1.1 Полномочия прокурора по осуществлению надзора. Средства прокурорского реагирования

Файлы: 1 файл

Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

 –выносит постановления  о возбуждении уголовного дела. 

 Прокурор обязан  немедленно освободить своим постановлением лиц, незаконно содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы, пожизненного заключения, а также лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение. 

 В этой связи  Закон о прокуратуре и Закон об ОРД дают право прокурору знакомиться также с оперативными материалами. 

 Законом от 16 июня 2003 г. дается определение мест  содержания под стражей. Места  содержания под стражей – следственные  изоляторы уголовно-исполнительной  системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, следственные изоляторы органов государственной безопасности Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - следственные изоляторы), изоляторы временного содержания органов внутренних дел, изоляторы временного содержания пограничных войск Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – изоляторы временного содержания), гарнизонные гауптвахты Вооруженных Сил Республики Беларусь, гауптвахты пограничных войск Республики Беларусь (далее – гауптвахты). 

 В случаях,  предусмотренных указанным Законом,  местами содержания под стражей  могут являться исправительные  учреждения, арестные дома. 

 В случаях когда  в соответствии с УПК задержание  по подозрению в совершении  преступления осуществляется капитанами  морских или речных судов, командирами воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, лица, подозреваемые в совершении преступлений, содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей (ст. 4 Закона от 16 июня 2003 г.). 

 В зависимости  от места содержания подозреваемых  и обвиняемых проверка законности  их содержания проводится соответствующим  прокурором отдела по надзору  за законностью исполнения уголовных  наказаний Генеральной прокуратуры  Республики Беларусь, старшими помощниками прокурора области, г. Минска, территориальными прокурорами, транспортными и военными прокурорами. Например, законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел проверяют территориальные прокуроры; в изоляторах временного содержания транспортных органов внутренних дел – транспортные прокуроры; на гарнизонных гауптвахтах Вооруженных Сил Республики Беларусь – военные прокуроры гарнизонов; на гауптвахтах пограничных войск – военный прокурор по надзору за законностью на государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь. 

 Закон разрешает  использовать исправительные учреждения, арестные дома и медицинские  учреждения для содержания лиц под стражей. Согласно ст. 8 Закона от 16 июня 2003 г. осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, арестных домах, в отношении которых в связи с расследованием преступления применена мера пресечения в виде заключения под стражу, могут содержаться в указанных учреждениях в специально оборудованных для этих целей помещениях. 

 Лица, содержащиеся  под стражей, в случае назначения  им судебно- медицинской или  судебно-психиатрической экспертизы  по основаниям, предусмотренным  УПК, а также в случае оказания им медицинской помощи помещаются в государственные медицинские учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 

 В местах содержания  под стражей устанавливается  режим, обеспечивающий соблюдение  прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, исполнение ими своих обязанностей, охрану и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещение в камерах, безопасность их и сотрудников мест содержания под стражей, других лиц, а также выполнение задач, установленных УПК. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством обороны, Государственным комитетом пограничных войск по согласованию с Генеральным прокурором принимаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания лиц под стражей (далее - Правила внутреннего распорядка) (ст. 9 Закона от 16 июня 2003 г.). 

 Правила внутреннего  распорядка устанавливают порядок: 

 –приема лиц,  содержащихся под стражей, и  размещения их по камерам; 

 –проведения  личного обыска, дактилоскопирования,  фотографирования, а также досмотра  вещей лиц, содержащихся под  стражей; 

 –изъятия у  лиц, содержащихся под стражей,  предметов, веществ, запрещенных  к хранению и использованию; 

 –материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся под стражей; 

 –приобретения  лицами, содержащимися под стражей,  продуктов питания, а также  предметов первой необходимости  и других промышленных товаров; 

 –приема и  выдачи посылок, передач; 

 –получения и  отправления лицами, содержащимися под стражей, телеграмм, писем, денежных переводов; 

 –направления  лицами, содержащимися под стражей,  ходатайств, предложений, заявлений  и жалоб; 

 –отправления  лицами, содержащимися под стражей,  религиозных культов, ритуалов  и обрядов; 

 –организации труда лиц, содержащихся под стражей; 

 –осуществления  прав, вытекающих из брачных и  семейных отношений; 

 –осуществления  гражданско-правовых сделок; 

 –проведения  подписки на газеты и журналы; 

 –оказания медицинской  помощи и санитарно-эпидемиологического обеспечения; 

 –проведения  ежедневных прогулок; 

 –проведения  свиданий, общения с защитником; 

 –обеспечения  участия лиц, содержащихся под  стражей, в следственных действиях  и судебных заседаниях; 

 –личного приема  лиц, содержащихся под стражей, руководителем администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами; 

 –выдачи тел  лиц, содержавшихся под стражей,  умерших в местах содержания  под стражей. 

 Правилами внутреннего  распорядка устанавливается порядок  реализации иных прав и обязанностей лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных Законом от 16 июня 2003 г. и законодательными актами Республики Беларусь. Обеспечение режима возлагается на руководителя администрации места содержания под стражей. 

 содержания пограничных  войск Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – изоляторы временного содержания), гарнизонные гауптвахты Вооруженных Сил Республики Беларусь, гауптвахты пограничных войск Республики Беларусь (далее – гауптвахты). 

 В случаях,  предусмотренных указанным Законом, местами содержания под стражей могут являться исправительные учреждения, арестные дома. 

 В случаях когда  в соответствии с УПК задержание  по подозрению в совершении  преступления осуществляется капитанами  морских или речных судов, командирами  воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, лица, подозреваемые в совершении преступлений, содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей (ст. 4 Закона от 16 июня 2003 г.). 

 В зависимости от места содержания подозреваемых и обвиняемых проверка законности их содержания проводится соответствующим прокурором отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, старшими помощниками прокурора области, г. Минска, территориальными прокурорами, транспортными и военными прокурорами. Например, законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел проверяют территориальные прокуроры; в изоляторах временного содержания транспортных органов внутренних дел – транспортные прокуроры; на гарнизонных гауптвахтах Вооруженных Сил Республики Беларусь – военные прокуроры гарнизонов; на гауптвахтах пограничных войск – военный прокурор по надзору за законностью на государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь. 

 Закон разрешает  использовать исправительные учреждения, арестные дома и медицинские  учреждения для содержания лиц  под стражей. Согласно ст. 8 Закона от 16 июня 2003 г. осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, арестных домах, в отношении которых в связи с расследованием преступления применена мера пресечения в виде заключения под стражу, могут содержаться в указанных учреждениях в специально оборудованных для этих целей помещениях. 

 Лица, содержащиеся  под стражей, в случае назначения  им судебно- медицинской или  судебно-психиатрической экспертизы  по основаниям, предусмотренным  УПК, а также в случае оказания  им медицинской помощи помещаются в государственные медицинские учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 

 В местах содержания  под стражей устанавливается  режим, обеспечивающий соблюдение  прав, свобод и законных интересов  лиц, содержащихся под стражей, исполнение ими своих обязанностей, охрану и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещение в камерах, безопасность их и сотрудников мест содержания под стражей, других лиц, а также выполнение задач, установленных УПК. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством обороны, Государственным комитетом пограничных войск по согласованию с Генеральным прокурором принимаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания лиц под стражей (далее - Правила внутреннего распорядка) (ст. 9 Закона от 16 июня 2003 г.). 

 Правила внутреннего  распорядка устанавливают порядок: 

 –приема лиц,  содержащихся под стражей, и  размещения их по камерам; 

 –проведения  личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей лиц, содержащихся под стражей; 

 –изъятия у  лиц, содержащихся под стражей,  предметов, веществ, запрещенных  к хранению и использованию; 

 –материально-бытового  обеспечения лиц, содержащихся  под стражей; 

 –приобретения  лицами, содержащимися под стражей,  продуктов питания, а также  предметов первой необходимости  и других промышленных товаров; 

 –приема и  выдачи посылок, передач; 

 –получения и  отправления лицами, содержащимися  под стражей, телеграмм, писем, денежных переводов; 

 Не опубликованы. 

 –направления  лицами, содержащимися под стражей,  ходатайств, предложений, заявлений  и жалоб; 

 –отправления  лицами, содержащимися под стражей,  религиозных культов, ритуалов  и обрядов; 

 –организации  труда лиц, содержащихся под стражей; 

 –осуществления  прав, вытекающих из брачных и  семейных отношений; 

 –осуществления  гражданско-правовых сделок; 

 –проведения  подписки на газеты и журналы; 

 –оказания медицинской  помощи и санитарно-эпидемиологического  обеспечения; 

 –проведения  ежедневных прогулок; 

 –проведения  свиданий, общения с защитником; 

 –обеспечения  участия лиц, содержащихся под  стражей, в следственных действиях  и судебных заседаниях; 

 –личного приема  лиц, содержащихся под стражей,  руководителем администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами; 

 –выдачи тел  лиц, содержавшихся под стражей,  умерших в местах содержания  под стражей. 

 Правилами внутреннего  распорядка устанавливается порядок  реализации иных прав и обязанностей  лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных Законом от 16 июня 2003 г. и законодательными актами Республики Беларусь. Обеспечение режима возлагается на руководителя администрации места содержания под стражей. 

 Лицу, освобожденному  из-под стражи, выдаются принадлежащие ему вещи, личные документы, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания для освобождения. Руководитель места содержания под стражей обеспечивает лицо, освобожденное из-под стражи, проездными документами для проезда к месту жительства железнодорожным или автомобильным транспортом и питанием, при необходимости – одеждой по сезону и денежным пособием в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. 

 Согласно Закону  о прокуратуре при осуществлении  надзора за законностью в местах  содержания задержанных, предварительного  заключения, при исполнении наказаний  и иных мер принудительного  характера, назначаемых судом,  прокурор в пределах своей  компетенции немедленно своим постановлением освобождает незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному заключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер судебными органами. 

Информация о работе Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания