Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит краткие ответы на вопросы по курсу "Прокурорский надзор".

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор в вопросах и ответах.docx

— 108.00 Кб (Скачать)

17. Порядок рассмотрения  заявлений, жалоб,  обращений граждан  в прокуратуру

Задачей прокуратуры  является своевременное, объективное  и окончательное разрешение заявления, жалобы, запроса (обращения), которые  содержат сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу.

Документы, поступающие  в прокуратуру, могут служить  источниками информации о деянии, содержащем признаки преступления. Такие  источники приведены в уголовно-процессуальном законодательстве. Список источников в УПК не является исчерпывающим. Поэтому очень важно эффективно использовать такие источники, в  частности проводить работу с  поступающими жалобами, заявлениями  и обращениями граждан.

Заявление, жалоба и обращение  могут быть поданы:

— самим гражданином, права которого нарушены;

— его представителем;

— компетентным органом, обнаружившим нарушение законодательства.

Заявление, жалоба, обращение должны быть рассмотрены  по существу и в определенный срок. По каждому поступившему обращению, заявлению, жалобе прокурор должен принять  решение в соответствии с законодательством  и своей компетенцией и дать ответ  по сути поступившего документа, а не ограничиваться формальными отписками.

Исключением из этого правила являются анонимные  заявления, обращения и жалобы.

Заявление и  жалоба могут быть оставлены без  разрешения в следующих случаях:.

— если повторное  обращение не содержит новых данных, а все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверялись, и ответ был дан соответственно прокурором города, района, прокурором субъекта Российской Федерации или  приравненным к ним прокурором, а  в центральном аппарате — старшим  помощником Генерального прокурора  с разъяснением заявителю права  обращаться к вышестоящему прокурору;

— если в обращении  имеются выражения, оскорбляющие честь  и достоинство других лиц, нецензурные  выражения, а автор ранее предупреждался о том, что при поступлении  подобных обращений переписка с  ним может быть прекращена.

По  итогам разрешения жалобы, заявления, обращения  принимается одно из решений:

1. Удовлетворение  жалобы, заявления, обращения —  в соответствии с этим принимаются  меры к полному или частичному  восстановлению прав и законных  интересов заявителя. Прокурор  принимает все меры по восстановлению  нарушенного права в пределах  своей компетенции.

2. Повторное  удовлетворение жалобы, заявления,  обращения производится по обращению,  в котором обжалуются ответы  соответствующей прокуратуры и  по которому принимались решения  об отказе в удовлетворении  ранее поданного обращения. При  повторном удовлетворений жалобы, заявления, обращения первичное  решение отменяется.

3. Отклонение  жалобы, заявления, обращения.

4. Разъяснение  об органах (организациях), компетентных  в решении данного вопроса,  в которые следует обратиться  заявителю.

5. Иное направление  в другие органы, прокуратуру.  Запрещается передавать обращения  и заявления граждан в организации  или должностным лицам, действия  которых обжалуются. Подобные действия  существенно нарушают права граждан.  В данном случае не может  быть обеспечена объективность  и беспристрастность рассмотрения  заявления, жалобы, обращения, хотя  на практике такие факты иногда  имеют место.

По окончании  проверки заявителю по его просьбе  предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, в той мере, в которой это не противоречит требованиям о соблюдении государственной  или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц.

18. Сроки рассмотрения  прокуратурой жалобы, заявления, обращения 

Одним из принципов  работы органов прокуратуры является срочность. Это связано с тем, что законодательством на органы прокуратуры возложен ряд обязанностей, промедление в исполнении которых  влечет неэффективность в достижении поставленных перед прокуратурой целей.

Срок — это предусмотренный в соответствующем порядке период времени, в течение которого необходимо принять решение по поступившему заявлению, обращению, жалобе.

Сроки для принятия прокурором решения по жалобе, заявлению, обращению исчисляются в днях.

Такие сроки  могут быть различными в зависимости  от субъекта обращения.

1. Заявления,  жалобы, предложения граждан, должностных  и других лиц разрешаются в  срок не позднее 30 дней со  дня поступления в прокуратуру,  а не требующие дополнительного  изучения и проверки — не  позднее 15 дней.

2. Обращения  военнослужащих и членов их  семей, поступающие в Генеральную  прокуратуру, прокуратуры субъектов  Российской Федерации, приравненные  к ним военные и иные специализированные  прокуратуры, разрешаются в срок  до 15 дней, а поступающие в районные  и городские прокуратуры, военные  прокуратуры гарнизонов (объединений)  — не позднее семи дней со  дня их поступления.

3. Парламентский  запрос разрешается в срок  до 15 дней со дня получения  или в иной, установленный соответствующей  палатой Федерального Собрания  Российской Федерации срок.

4. Запрос члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации разрешается не позднее  30 дней со дня его получения  или в иной, согласованный с  инициатором запроса срок.

5. При обращении  члена Совета Федерации и депутата  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации  с просьбой о предоставлении  информации по вопросам, связанным  с их деятельностью, необходимые  документы или сведения направляются  безотлагательно, а при проведении  дополнительной проверки — не  позднее 30 дней со дня получения  обращения.

6. Запрос Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации разрешается в срок  не позднее 15 дней со дня  его получения, если в самом  запросе не установлен иной  срок.

7. Обращения,  поступившие от Президента Российской  Федерации и его помощников, Председателя  Правительства

Российской Федерации  и его заместителей, Руководителя Администрации Президента, Секретаря  Совета Безопасности, Председателей  Совета Федерации и Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации, их заместителей, членов Государственного Совета, Председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, руководителей  федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов  Российской Федерации, а также иные обращения по наиболее значимым вопросам, взятым на особый контроль, разрешаются  безотлагательно, но не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного  изучения и проверки — не позднее 15 дней.

О производстве проверки сообщается авторам обращения  в письме за подписью старшего помощника  Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Главного военного прокурора, прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему военного и иного специализированного  прокурора. Последним днем разрешения обращения в случае, когда установленный  срок истекает в выходной или праздничный  день, считается первый следующий  за ним рабочий день.

Срок разрешения обращения продлевается прокурором либо его заместителем с обязательным уведомлением заявителя, а также  органа или должностного лица, направившего обращение, о причинах задержки и  характере принимаемых мер.

19. Основные направления  надзорной деятельности  и полномочия прокурора  при осуществлении  надзора за исполнением  законов

Направления надзорной деятельности определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора. Эти приказы и указания Генерального прокурора обязательны для исполнения всеми прокурорскими органами и должностными лицами.

В соответствии со своими полномочиями прокуратура  осуществляет следующие виды надзора:

1. Надзор за  законностью правовых актов, издаваемых  органами, начиная от федеральных  министерств до любых должностных  лиц. Надзор за законностью  осуществляется независимо от  поступления информации, связанной  с нарушением закона. Для осуществления  этого вида надзора необходимо  участвовать в коллегиальных  органах, знакомиться с протоколами  заседаний этих органов, систематически  осуществлять проверки.

2. Прокуратура  полномочна производить проверки  в сфере экономики: за исполнением  законодательства о собственности,  земле, о предпринимательской  деятельности, финансового, налогового, банковского, таможенного законодательства.

3. Надзор в  сфере экологической безопасности  состоит в надзоре за исполнением  законов об охране природы,  о рациональном использовании  природных ресурсов.

4. Прокуратура  осуществляет предупреждение преступных  проявлений, следит за исполнением  законов о занятости населения,  борьбой с наркоманией, пьянством,  порядком приобретения и использования  оружия.

Надзор за соблюдением  законности — важнейшее направление  деятельности органов прокуратуры, во многом определяющее специфику ее деятельности и положение в системе  органов государственной власти.

Законность — такой режим руководства обществом, который состоит в строгом и неуклонном соблюдении всех без исключения законодательных предписаний.

Закон — это воля государства, в лице которого выступает все общество.

При осуществлении  полномочий по надзору за соблюдением  законов прокуратура наделена широкими полномочиями.

Прокурор  вправе:

1) по предъявлении  служебного удостоверения беспрепятственно  входить на территории и в  помещения органов;

2) иметь доступ  к их документам и материалам., проверять исполнение законов  в связи с поступившей в  органы прокуратуры информацией  о фактах нарушения закона;

3) требовать  от руководителей и других  должностных лиц указанных органов  представления необходимых документов, материалов, статистических и иных  сведений;

4) выделять специалистов  для выяснения возникших вопросов;

5) проводить  проверки по поступившим в  органы прокуратуры материалам  и обращениям, ревизии деятельности  подконтрольных или подведомственных  им организаций;

6) вызывать должностных  лиц и граждан для объяснений  по поводу нарушений законов;

7) возбуждать  уголовное дело или производство  об административном правонарушении;

8) предостерегать  о недопустимости нарушения закона;

9) освобождать  своим постановлением лиц, незаконно  подвергнутых административному  задержанию на основании решений  несудебных органов;

10) опротестовывать  противоречащие закону правовые  акты, обращаться в суд или  арбитражный суд с требованием  о признании таких актов недействительными;

11) вносить представление  об устранении нарушений закона;

12) приносить  протест на противоречащий закону  правовой акт в орган или  должностному лицу, которые издали  этот акт, либо в вышестоящий  орган или вышестоящему должностному  лицу, либо обращаться в суд;

13) вносить представление  об устранении нарушений закона;

14) исходя из  характера нарушения закона должностным  лицом выносить мотивированное  постановление о возбуждении  уголовного дела или производства  об административном правонарушении;

15) направлять  предупреждения в целях предупреждения  правонарушений и при наличии  сведений о готовящихся противоправных  деяниях.

20. Проведение прокурором  проверок исполнения  законов

Надзор за соблюдением  законности предполагает проведение проверок по этому вопросу.

Основным правовым средством выявления и устранения правонарушений является надзорная  проверка. Различают несколько видов  таких проверок в зависимости  от состава участников проверки. В  их числе:

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"