Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность и задачи прокурорскою надзора в РФ.
2. Объекты и субъекты прокурорского надзора в РФ.
3. Отличие протеста прокурора от прокурорского представления.
...
58. Организация работы районной прок-ры по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении судами гр. дел.
59. Прок надзор за воспитанием детей в семьях, за исполнением законодательства об образовании.

Файлы: 1 файл

шпаргалки по прокурорскому надзору.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

1. Сущность и задачи прокурорскою надзора в РФ.

Прокуратура от лат.слова, имеет несколько значений заботится,  обеспечивает предотвращает. Назначение, сущность прокуратуры – заботиться о соблюдении законности в отношении граждан, общества и предотвращать  нарушения законности.

Сущность прокуратуры  – она является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Не пользуется решающим голосом при решении какого-либо административного или хозяйственного вопроса, более того, она не должна пытаться влиять на административную или хозяйственную деятельность. К сожалению, факты такие сегодня имеются. Прокуратура определяет не административные формы, а определяет субъект нарушения. Сущность в выявлении нарушений законов и принятых мер к устранению нарушений со стороны представительных и законодательных органов субъектов федерации, министерств, ведомств, госкомитетов, законности деятельности предприятий и учреждений любой формы собственности и за законностью деятельности граждан. О сегодняшней прокуратуре можно сказать, что она обрела свой конституционный статус, добилась своего федерального закона, но вместе с тем прокуратура приобретает сегодня  политическое значение.

Роль прокуратуры - выявление любых нарушений закона, принятие мер к устранению выявленных нарушений.

Цели Прокуратуры: обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокурорский  надзор — специфическая дея-ть гос федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Прок надзор — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства - РФ. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства.

 

2. Объекты и субъекты прокурорского надзора в РФ.

В законе «о прокуратуре» нет понятия «Объекта надзора», это понятие подменяется понятием «предметом надзора», а это абсолютно не верно.

Объект надзора – это предприятие, учреждение, ведомство, органы м\с и др…(неверная позиция понятия, т.к. прокурор в этой позиции «прокурор над организацией», а это не так! В ФЗ «О прокуратуре» сказано, что прокурор не имеет право вмешиваться в административную деятельность организаций!)(неверное)

Объект надзора- это деятельность различных гос. Органов, должностных лиц, деятельность граждан (неверная позиция понятия, т.к. не любая деятельность объект прокурорского надзора, а только та деятельность, связанная с исполнением закона).(неверное)

Объект надзора- это деятельность различных гос. Органов, коммерческих организаций и других, связанная с исполнение законодательства.(ВЕРНОЕ ПОНЯТИЕ).

Объект – это «куда  прокурор может прийти и проверить  исполнение законодательства»

Теоретические модели поведения  Прокурора:

  1. прокурор в праве и обязан (обязан следить за единообразным применение законодательства – и право и обязанность);
  2. прокурор в праве, а кто-то обязан (в праве привести протест о незаконном действий, а кто-то обязан выполнить предписание в протесте)
  3. кто-то в праве, а прокурор обязан (любой гражданин в праве обратиться с жалобой к прокурору, а прокурор обязан рассмотреть эту жалобу)

Предмет надзора – действия должностных лиц и акты, издаваемые государственными органами либо их должностными лицами.

Субъект – это тот прокурорский работник, который полномочно осуществляет свои надзорные функции. Генеральный прокурор, прокурор области, района все это субъекты прокурорского надзора. Есть прокурорские работники, которые не осуществляют всех полномочий, они не будут субъектами прокурорского надзора.

 

3. Отличие протеста прокурора от прокурорского представления.

Протест – правовой акт, в форме которого прокурор предъявляет юридически обоснованное требование по поводу единичных, отдельных случаев нарушения законности гос органом, должн. лицом.

Применение протеста возможно и на устное незаконное распоряжение лица.

Протест может быть вынесен  в любое время с момента  обнаружения нарушения законности, но иногда его применение может быть нецелесообразным.

Протест подписывает  прокурор (заместители).

Сроки исполнения протеста:

- 10 дн. с момента получения протеста.

- во время сессии, если  орган коллегиальный.

- исключительный (сокращенный,  менее 10 дней).

Представление – правовой акт, в котором прокурор ставит перед соответствующими гос, коммерческими, некоммерческими органами и их должностными лицами вопросы о проведении мероприятий, необходимых для устранения нарушений закона, имеющих распространенны х-р. Подписывает руководитель прок-ры.

Здесь можно ставить  вопросы о дисциплинарной отв-ти лица.

Отличие протеста от представления:

1. по цели: у протеста – устранить правонарушение;

у представления – 2 цели – 1) добиться устранения правонарушения и причин его возникновения; 2) добиться наказания виновного лица.

2. протест – это реагирование прок-ра на единичный случай нарушения з-на; представление – это реагирование на систему нарушений.

3. содержанием протеста  явл. констатация имевшего место  нарушения з-на; а представлением дается неоднократная хар-ка нарушения и проверка законности.

4. по срокам: у протеста – 3 срока исполнения:

→ 10 дней с момента  получения протеста;

→ при рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне  заседания сообщается прокурору, принесшему протест;

→ исключительный/сокращенный  – менее 10 дней;

у представления – 1 месяц.

5. протест м.б. письменный  и устный; представление – только в письменной форме.

 

 

 

 

 

 

4. Значение работы В.И.Ленина «О двойном подчинении и законности, для развития законодательства о прок-ком надзоре.

Постепенно некоторые  здравомыслящие государственные деятели пришли к выводу, что прокуратура все-таки нужна. И тогда, некоторые революционные деятели подготовили законопроект первого положения о Советской прокуратуре. В этом положении показали централизм, т.е. подчинение низших чиновников высшим чиновникам, единую власть прокуратуры по всей стране. Но, тогда в правительстве существовали 3 течения, первая считала, что прокуратура не нужна вообще, как орган царского ожесточизма, вторая что прокуратура нужна, но должно быть двойное подчинение этой прокуратуре по горизонтали существующей власти и по вертикали подчинение генеральному прокурору, а третья, что прокуратура нужна, но только для представления обвинений в суде. В результате никакого не приняли решения, проект был «похоронен». В это время, весной 1992г. , Ленин был парализован, серьезно болел, и когда ему доложили, что с прокуратурой ничего не получается, он написал это письмо. Так же противниками прокуратуры были Сталин, Зиновьев, Бухарин и др. Еще один момент заключался в том,  чтобы прокуратура не была объектом влияния, не подчинялась органам местной власти. А также, чтобы не было двойного подчинения.3-й момент о роли центральной прокуратуры и партийной власти. Суть состояла в том, что «центральная прокурорская власть должна быть под самым пристальным наблюдением и в самом непосредственном контакте с трудо-партийными учреждениями», т.е. под наблюдением партийных учреждений, а именно политбюро, центральный трудовой комиссариат и др. Но в ближайшее время после смерти Ленина этот тезис был извращен, было установлено, что прокуратура должна работать под непосредственным руководством партии. Таким образом можно выделить основные тезисы работы Ленина: 1.Он был против, что нет единой законности на всей территории. Он считал, что она должна быть единой. 2.Он допускал двойное подчинение то только в земледелии, промышленности, но в прокуратуре не должно быть. Прокурор не должен обладать административной властью. Главная задача прокурора следить за единообразным пониманием законности на всей республики. 3.Он писал, что прокурор обладает огромной властью, но она должна быть под самым близким наблюдением и непосредственным контролем. Сегодня прокуратура построена на этих принципах.

 

5. Основные этапы развития законодательства о прокурорском надзоре.

12 января 1722 г.Образование  Российской прокуратуры.  Указ  Петра 1  о возникновении прокуратуры, назначил чины и оговорил обязанности. Суть  должности прокурора он видел в надзоре «яко око наше». На генерал-прокурора возлагался надзор за деятельностью всех российских чиновников.

1722 г. – 1 этап введение прокуратуры

2 этап при Екатерине 2  прокуратура получила дальнейшее развитие,  но по указу Екатерины 2 генерал-прокурор был одновременно чиновником органов управления, органы прокуратуры наделили полномочиями органов гос.управления  Генерал прокурор одновременно был министром финансов, министром юстиции и министром внутренних дел. Эта позиция, с современной точки зрения  неверная. Генерал-прокурором были назначены прокуроры  при назначенных им губерниях.

3 этап. 1864 год судебная реформа. Здесь прокуратуре было оставлено только судебное ведомство, т.е. на прокурора было возложено только участие в судебных делах и отняты  функции надзора за государственностью.

4 этап 24.11.1917 год   Советской властью был принят декрет № 1  в котором прокуратура была полностью ликвидирована.

5 этап 1922 г. До 1922 г.  Были различные участки законности уголовный кодекс РФ, трудовой кодекс, гражданский кодекс и т.д, а функции по исполнению  этих законов организациями, населением осуществляли самые различные ведомства  и органы, соответственно не было четкой структурированности, была неразбериха. Такая ситуация была в первые годы Советской власти.  Постепенно государственные деятели пришли к выводу, что прокуратура  все-таки нужна. И тогда, некоторые революционные деятели подготовили законопроект первого положения о Советской прокуратуре. В этом положении показали централизм, т.е подчинение низших чиновников высшим чиновникам, единую власть прокуратуры по всей стране. Но, тогда  в правительстве существовали три течения, первая считала, что прокуратура не нужна вообще, как орган царского  ожесточизма, вторая, что прокуратура  нужна, но должно быть двойное подчинение этой прокуратуре по горизонтали, существующей власти и по вертикали подчинение генеральному прокурору, а третья, что прокуратура нужна, но только для представления обвинений в суде.

В результате никакого не приняли решения, проект был «похоронен». В это время, весной 1922 г., Ленин был парализован, серьезно болел, и когда ему доложили, что с прокуратурой ничего не получается,  он написал свое известную работу «О  двойном подчинении и законности», основные тезисы которой заключались в следующем:

в проекте «О Прокуратуре», не может быть Законности Казанской и Калужской, она должна быть Единая по всей стране; чтобы прокуратура не была  объектом влияния,  не подчинялась органам местной власти. А также, чтобы не было двойного подчинения.

1924 г. В этом году  были заложены основы делопроизводства  СССР. Была основана прокуратура  верховного суда, не являлась  самостоятельной организацией, не  было отдельной структуры в государстве, а была при верховном суде СССР. У прокурора верховного суда не было никаких полномочий, он не руководил даже прокурорами союзных республик.

1933 г. Учреждена прокуратура  СССР, самостоятельный гос.орган,  но прокурор центральной прокуратуры  не руководил прокурорами на местах. Прокуроры на местах подчинялись наркому.

Первым положением о  прокурорском надзоре, которое было принято в 1922 г. Прокуратура была наделена рядом функций:

1. Надзор за  законностью  действий органов власти, хозяйственных учреждений, частных организаций и частных лиц.

2. Наблюдение за  законностью  деятельности следственных органов

3. Поддержание обвинений  в суде

4. Наблюдение за законностью  содержания заключенных.

1936 г. Постановление,  по которому органы прокуратуры  были выделены в единую систему и подчинялись генеральному прокурору.  Теперь они не входили ни в верховный суд, ни в другие учреждения. Однако роль прокуратуры была принижена до крайности, прокуратура полностью была под властью НКВД.

1955 г. Было принято  новое положение о прокуратуре СССР. Формально прокурору были даны  весьма существенные права. Это положение работало 25 лет.

1977 г.  Принята новая  конституция, названная  брежневской. В этой конституции была статья «Высший надзор прокурора», которая регламентировала работу прокуратуры. Эта статья не давала никакого высшего надзора, забегая вперед, скажу, что никогда органы прокуратуры не  осуществляли высший надзор. В конституции еще говорилось о том, что

деятельность прокуратуры  регламентирует «Закон о прокуратуре». Этот закон появился позже в 1979 г. В «законе»  говорилось о прокуратуре СССР, но не о прокуратурах союзных республик.

Январь 1992 г. «Закон о  прокуратуре РФ»

1995 г. Вышел новый  закон о прок-ре. Хотя он и называется «Изменения и дополнения к Закону о прокуратуре от 1992 г.» но является новым документом, регламентирующим деятельность прокуратуры и опираться необходимо на него, а не на «Закон» 1992 г.

1999 г., ФЗ «О прокуратуре»  был дополнен 22 статьями.

2007 г., введение ст. в  ФЗ «О прокуратуре « № 20 прим. 1, о следственном комитете.

 

6. Структурное построение закона РФ «О прокуратуре РФ».

Закон о прок-ре был  принят 17 янв 1992г, в 95 г в него были внесены существенные изменения и именно на него необходимо опираться.

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"