Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка
1. Сущность и задачи прокурорскою надзора в РФ.
2. Объекты и субъекты прокурорского надзора в РФ.
3. Отличие протеста прокурора от прокурорского представления.
...
58. Организация работы районной прок-ры по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении судами гр. дел.
59. Прок надзор за воспитанием детей в семьях, за исполнением законодательства об образовании.
С извещение прокурора о возбуждении уголовного дела существуют проблемы. Возможно, будут изменения и дополнения в процессуальное законодательство.
Прокурор, если посмотрит отказной материал, и придет к выводу, что отказано не законно, то прокурор должен отменить постановление об отказе, и принять Постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уг дела и о возбуждении уголовного дела.
1 часть: Отменить постановление об отказе.
2 часть: Возбудить дело.
3 часть: Поручить расследование следователю.
4 часть: Известить заявителя.
38. Надзор прок-ра за законностью рассмотрения заявлений о совершенных или готовящихся преступлений.
Закон о прокуратуре ст. 10 обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру. Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны гос-х интересов. Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию: 1. о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионах; 2. о преступлениях и др. общественно-опасных правонарушений, совершаемых как лицами проживающими в регионе, так и другими лицами; 3. об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершившие иные правонарушения; 4. об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, т.е. иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений. Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организует контролирует прокурор – руководитель районной, областной и им приравненных прокуратур, а так же начальники структурных подразделений прокуратуры. В составе генеральной прокуратуры РФ имеются Управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ – отделы, группы или старшие помощники по рассмотрению писем и приему граждан. В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан в течение всего рабочего дня. В соот-ии с требованиями ген. прокурора РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки – 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении – о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а так же право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. В органах прокуратуры не раже 2 раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.
39. Расследование уг.дел органами прок-ры.
Повод к возбуждению уголовного дела – ст.146-147 УПК. Прежде всего – заявления граждан. Иногда дело может быть возбуждено без письменного заявления потерпевшего, а есть просто его объяснение, но дело не возбуждено. Это не верно. Иногда заявление может написано под диктовку.
В стадии возбуждения уголовного дела должно быть принято со стороны прокурора 3 решения:
Следователь может отказать в возбуждении уголовного дела, в течение 24 часов сообщить прокурору, а прокурор должен в течение 48 часов решить, согласиться или нет на отказ в возбуждении уголовного дела.
Заявитель может обжаловать несогласие с отказом вышестоящему прокурору, либо в суд. (в старом УПК были статьи 301-303: поступило заявление, следовательно обязательно надо расследовать) Раньше потерпевший мог присутствовать при совершении вех следственных действий, прав было больше.
С извещение прокурора о возбуждении уголовного дела существуют проблемы. Возможно, будут изменения и дополнения в процессуальное законодательство.
Прокурор, если посмотрит отказной материал, и придет к выводу, что отказано не законно, то прокурор должен отменить постановление об отказе, и принять Постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела.
1 часть: Отменить постановление об отказе.
2 часть: Возбудить дело.
3 часть: Поручить расследование следователю.
4 часть: Известить заявителя.
40. Прок. надзор за обеспечением прав подозреваемых и обвиняемых лиц.
Предметом надзора согласно ст 32 Закона «О прок-ре» являются:
1) законность нахождения
лиц в местах содержания
2) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Прокуроры, прежде всего, должны проверять законность пребывания граждан в местах содержания под стражей и других учреждениях, в которых они находятся вопреки их воле, в принудительном порядке. К таким поднадзорным прокурорам органам и учреждениям, осуществляющим указанные функции, относятся:
1) исправительные учреждения
уголовно-исполнительной
2) уголовно–исполнительные инспекции органов внутренних дел;
3) дисциплинарные воинские части и гауптвахты воинских гарнизонов.
Законность нахождения лиц в учреждениях и органах предполагает также, что сроки задержания, действия меры пресечения — заключения под стражу, наказания в виде лишения, ограничения свободы, ареста — не истекли. Истечение срока, установленного законом или приговором суда, означает, что содержание лица в учреждении или органе, является противоправным.
Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями вышеназванных органов и учреждений определяется, прежде всего, тем, что в них находятся граждане, изолированные от общества, чья личная неприкосновенность и другие права подвергнуты определенным ограничениям. Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе. А возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
посещать в любое время органы и учреждения,
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений,
требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
и учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.
Меры реагирования прокурора по устранению нарушений закона об аресте граждан.
Осуществление надзора с тем, чтобы следователь, дознаватель не нарушили законодательство об аресте:
Если сроки нарушены
и нет постановления о
Методы освобождения:
В ИВС арестованные могут находиться не более 10 дней, прокурор это проверяет. Если более 10 дней, то должен перевести в СИЗО.
Методы перевода:
Вынесение постановлений:
Прокурор использует данный акт, когда обнаружена система нарушений ареста и задержания. Прокурор обращается к руководителю органа, в котором допущено нарушение. Прокурор может поставить вопрос, есть ли случаи заведомо незаконного ареста? Если есть, то прокурор может возбудить уголовное дело против следователя по ст.301 УК, дело поручается старшему следователю.
41. Надзор прок-ра за законностью задержания, соблюдения требований и режима содержания граждан в ИВС и СИЗО.
Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо
застигнуто при совершении
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом
лице или его одежде, при нем
или в его жилище будут
В УПК – задержание должно оформляться обязательно протоколом, который имеет специальные реквизиты, одним из которых является обязательное указание часа и минуты задержания. Задержание возможно только на 48 часов, извещаются родственники. О задержании следователь обязан в течении 12 часов сообщить прокурору с момента фактического задержания, с тем, чтобы прокурор разобрался с законностью задержания в течении 24 часов. Если прокурор считает, что задержание не обоснованно, то должен письменным актом освободить и принять меры к следователю. Надзор за законностью задержания ведет территориальный прокурор. Прокурор и его помощники должны ежедневно проверять законность содержания задержанных в ИВС. Среди задержанных в ИВС могут быть и обвиняемые. При проверке законности содержания прокурор исполняет спец. Правила: 1. ходит с охранником 2. Заходит, представляется и спрашивает жалобы 3. спрашивает время фактического задержания 4. проверяет санитарный журнал, который ведется в ИВС, в котором можно посмотреть свое время, выполнялись ли требования мед. работников учреждениями. 5. проверяет ведомость кормления задержанных, сопоставляет ее с количеством задержанных, вследствие чего может выявить отсутствие протокола о задержании. 6. в ИВС не должно быть больных. 7. Не должно быть сыпучих веществ, стеклянной посуды. В Положении о СИЗО: несовершеннолетние должны быть в отдельных камерах от взрослых, лица задержанные за особо тяжкие преступления и рецидивисты должны быть отдельно от др., лица подозреваемые по одному делу содержаться раздельно. Положена часовая прогулка. В необходимых случаях одежда по сезону. Если в ходе проверки законности содержания и задержания будет система нарушений, то должно быть от прокурора представление.