Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность и задачи прокурорскою надзора в РФ.
2. Объекты и субъекты прокурорского надзора в РФ.
3. Отличие протеста прокурора от прокурорского представления.
...
58. Организация работы районной прок-ры по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении судами гр. дел.
59. Прок надзор за воспитанием детей в семьях, за исполнением законодательства об образовании.

Файлы: 1 файл

шпаргалки по прокурорскому надзору.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

 

32. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина.

При осуществлении возложенных  на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет  заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует следующие  полномочия: Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов

требовать от руководителей и др должн лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При наличии оснований  полагать, что нарушение прав и  свобод человека и гражданина имеет  характер преступления, прокурор принимает  меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение  прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об адм правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

 

33. Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности. (+ м.б. вопр. 35)

Полномочия прокурора  по надзору за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Указания Генерального прокурора Российской Федерации  по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

- Право прок-ра при  предъявлении служебного удостоверения  беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов в дея-ти которых он осуществляет надзор.

- Право прок-ра на  доступ к документам и материалам  органов, осущ. ОРД, однако с учетом ограничений, предусмотренных ст 21 закона об ОРД: к оперативно-служебным документам, которые должны предоставляться по требованию уполномоченных прокуроров, закон об ОРД относит дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

- Прок-р вправе требовать  от руководителей и др. должностных лиц органов, осущ. ОРД, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

- Прок-р наделен  правом требовать от рук-лей  и др. должн. лиц органов, осущ. ОРД, проведения проверок либо  ревизий дея-ти соответствующих  оперативно-розыскных органов. Причем  Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

- Прок-р вправе вызывать  должностных лиц и граждан  для объяснений по поводу нарушений закона.

- Вправе рассматривать  и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод чел-ка и гр-на при осуществлении ОРД, а также прок-р обязан принять меры по восстановлению этих прав.

- Вправе разъяснять  пострадавшим порядок защиты  их прав и свобод.

- Принятие мер по  предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод чел-ка и гр-на, привлечение к отв-ти лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного вреда. А также привлечение лиц, осущ. ОРД к установленной законом отв-ти (дисциплинарной, материальной).

 

 

34. Предмет и пределы прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия.

Сегодня борьба с преступностью  возложена на ряд правоохранительных органов. Это прежде всего МВД, следователь прокуратуры, ФСБ и др. Мы будем делать акцент на деятельность дознавателей,  следователей системы МВД и прокуратуры. Как известно сущность состоит из трех составляющих:  объект, субъект и предмет.  Субъектами надзора являются генеральный прокурор в этой самостоятельной отрасли и подчиненные ему прокуроры.  Очень важную роль здесь отводят  прокурорам районов и округов, и их заместителям. Ранее надзор могли осуществлять и помощники прокурора, но сейчас закон запрещает такую деятельность. Заместитель прокурора района, округа имеет тесную связь и осуществляет надзор за действиями следователей милиции и прокуратуры, даже возбуждение уголовного дела проходит только с согласия прокурора или его заместителя. Разумеется такое может быть только при осуществлении надзора. Далее, прокурор как субъект надзора правомочен проводить отдельные следственные действия, по тем делам, которые уже в производстве. Более того, прокурор может сам вести расследование дела любой категории от начала до конца.

По объекту надзора  существуют расхождения во мнениях  специалистов. Объектом является точное исполнение законов в деятельности должностных лиц органов предварительного следствия и дознания, ОРД  при расследовании уголовных дел. Это одна сторона объекта. Вторая сторона это надзор за правильностью и полнотой  регистрации заявлений о преступлениях, за законностью регистрации заявлений органами следствия. Это тоже объект надзора.  В ст. 29 «Закона»  «предметом является соблюдение прав и свобод человека и гражданина,  установленного порядком рассмотрения  заявлений», а порядок рассмотрения заявлений это не предмет, в объект надзора, а также законность решений это опять таки объект. Короче говоря, все что законодатель называет предметом надзора это будет объект надзора.  Это устоявшееся, единое мнение всех специалистов надзора.   Объектом является деятельность следователей и др. работников. А  предметом будут процессуальные документы, составляемые   дознавателем.  Пришел прокурор и спрашивает у следователя дело, протоколы допроса,  постановление на выполнение экспертизы и т.д. Вот это предмет надзора.  Одним из характерных признаков этой области надзора является то,  что прокурор осуществляет свои надзорные функции в процессуальной форме. Это означает, что все полномочия прокурора регламентированы уголовно-процессуальным  законодательством и в частности ст.37 УПК.  Там все полномочия прокурора расписаны.  Эти полномочия, которые были даны прокурору, они были характером властно распоряжаться, т.е в этой отрасти прокурор обладает властно распорядительными полномочиями, хотя немало специалистов и специалистов процессуалистов, говорят, что эти властные полномочия  надо убрать у прокурора., что бы прокурор не был руководителем расследования.  А сегодня эти функции руководства расследованием  у прокурора имеются потому, что  прокурор имеет право отменить любое решение следователя, чего нет в общем надзоре. Говоря о роли прокурора, нужно сказать, что прокурор обладает еще и административной властью.  Он следит за распорядком дел в прокуратуре, за соблюдением дисциплины, за проведением профилактических мероприятий и т.д. Он имеет право призвать к дисциплинарной ответственности следователя.

Сущность надзора в  данной отрасли состоит в том, что прокурор следит за неуклонным выполнением органами дознания и следователями, а также оперативными работниками милиции принятых законов о раскрытии и предупреждении преступлений и за тем, что бы гражданин не подвергался незаконному  привлечению к уголовной ответственности.

35. Полномочия  прокурора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предв. следствия. (+ вопр. 33) ЛЕКЦИИ:

Формы (-правовые средства реализации правомочий прокурора. Они нередко указаны в законе – УПК) выявления нарушения:

- ознакомление с материалами  уг. дела

Методы (-выработанные прокурорской практикой на основе анализа следственного опыта приемы, пути реализации правомочий прокурора): заслушивание доклада дознавателя; ознакомление с надзорным производством; непосредственное изучение прок-ром уг. дела.

- непосредственное участие  прок-ра в расследовании преступления. Прок-р может провести любое следственное действие вместо дознавателя.

- рассмотрение жалоб  на действия и акты следователя  и дознавателя (ст. 124 УПК)

Методы: ознакомление с  делом; опрос заявителей; истребование в письм. форме объяснения от дознавателя, следователя; процессуальные действия, которые подтвердили \ опровергли подозрения заявителя.

- участие прок-ра в  рассмотрении уг. дел.

- обобщение практики  расследования преступлений.

Формы и методы дея-ти прок-ра по устранению нарушения закона:

- указания органам  дознания, которые могут быть  даны по любому уг делу и следственному действию дознавателя. Чаще всего в письм форме, но м.б. в устной – более оперативно. Они обязательны для органов дознания. Дознаватель м.б. обжаловать вышестоящему прок-ру, но это приостанавливает его исполнения.

- отмена незаконных  и необоснованных постановлений  дознавателя через постановление прок-ра. Необходимо указать причины, необходимые действия и т.п.

- отстранение дознавателя  от дальнейшего ведения дознания  если им допущены нарушения закона. (Возможен самоотвод доз-ля)

- изъятие из органов  дознания уг дела и передача  его др. следователю (дознавателю).

- вынесение прокурором  представления, когда допущена  система нарушений со стороны  одного дознавателя либо единичных актов несколькими дознавателями, на имя руководителя подразделения милиции.

Дея-ть прок-ра по предупреждению нарушений закона:

- отказ прок-ра к  даче согласия на производство  каких-либо процессуальных действий дознавателя

- привлечение к дисципл  отв-ти дознавателя (в крайних случаях – к уголовной).

- проведение оперативных  и межведомственных совещаний.

- организация учебы  по повышению квалификации дознавателей и следователей.

 

 

 

 

 

 

36. Организация  прок надзора за законностью  процессуальной деятельности органов дознания и органов предв. следствия (на примере районной прок-ры).

В прокуратурах надзор за исполнением законов осуществляется как правило, лично прокурор, а в редких случаях с учетом большого объема работы уполномочивается прокурором его зам-ль или др. работник прокуратуры (помощник). При организации надзора за исполнением законов органами, кот-м предоставлено право осуществлять ОРД, должны учитываться следующие об-ва: ОРД проводиться в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (т.е. в сфере борьбы с преступностью), либо она проводится в целях собирания данных, характеризующих личность граждан; ОРД проводится по уголовному делу или такая деятельность осуществляется по другим основаниям. Прокурор должен принимать своевременные меры к организационному обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступлений. Важным элементом организации работы по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является планирование. Обычно планы предусматривают изучение и обобщение практики исполнения законов органами дознания и предварительного следствия по категориям уг дел либо по отдельным вопросам (Законность задержаний, обеспечение права на защиту и т.д.), проведение проверок на наиболее подверженных нарушениям законности участках работы органов дознания и следователей. К организации надзора относится также распределение обязанностей за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия, учет и контроль исполнения и др. вопросы.

 

37. Надзор прок-ра  за исполнением законов при  возбуждении уг.дела либо отказе в таковом.

Повод к возбуждению  уголовного дела – ст.146-147 УПК. Прежде всего – заявления граждан. Иногда дело может быть возбуждено без письменного заявления потерпевшего, а есть просто его объяснение, но дело не возбуждено. Это не верно. Иногда заявление может написано под диктовку.

В стадии возбуждения  уголовного дела должно быть принято со стороны прокурора 3 решения:

  1. Согласиться с возбуждением уголовного дела.
  2. Не согласиться с возбуждением уг дела и дать указания, чтобы следователь отказал в возбуждении уголовного дела. Если проведено следственные действия, то прекращение уголовного дела.
  3. Проведение дополнительной проверки по заявлению (если неясно, есть ли признаки преступления)

Следователь может отказать в возбуждении уг дела, в течение 24 часов сообщить прокурору , а прокурор должен в течение 48 часов решить, согласиться или нет на отказ в возбуждении уг дела.

Заявитель может обжаловать несогласие с отказом вышестоящему прокурору, либо в суд. (в старом УПК были статьи 301-303: поступило заявление, следовательно обязательно надо расследовать) Раньше потерпевший мог присутствовать при совершении всех следственных действий, прав было больше.

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"