Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка
1. Сущность и задачи прокурорскою надзора в РФ.
2. Объекты и субъекты прокурорского надзора в РФ.
3. Отличие протеста прокурора от прокурорского представления.
...
58. Организация работы районной прок-ры по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении судами гр. дел.
59. Прок надзор за воспитанием детей в семьях, за исполнением законодательства об образовании.
3 срока исполнения протеста: →10 дней с момента получения протеста; →во время сессии, если орган коллегиальный; →исключительный/сокращенный – менее 10 дней;
2. представление – правовой акт, в котором прок-р ставит перед соответствующими гос, коммерческими, некоммерческими органами и их должностными лицами вопрос о проведении мероприятий необходимых для устранения нарушений закона, имеющих распространённый характер. Подписывает руководитель прокуратуры. Здесь можно поставить вопрос о дисциплинарной отв-ти лица;
3. постановление – может идти речь о возбуждении административного производства;
4. предостережение – применяется для предотвращения нарушения з-на; и в случаях уже совершённого нарушения;
5. информационные записки – письменный акт; адресуется местным органам власти; ставится вопрос о состоянии законности, правопорядка;
6. требования о проведении проверок и ревизий;
7. заявление прокурора в суд – письменный акт, его подписывает 1-ое лицо, принимается заявление в суд, когда прокурор не пишет протест должностному лицу, т.к. он его может отклонить.
Варианты реагирования должн. лиц на протест прокурора:
→полностью удовл-ет; →частично удовл-ется; →когда отклонен полностью протест, либо в суд с заявлением, либо к вышестоящему ргану упр-я; →когда игнорируется протест: возбуждается уголовное дело за злоупотребление должн. положением следственным отделом и это лицо привлекается к ответственности;
8. предъявление прокурором иска в порядке ст.45 ГПК – пишет заявление, если гр-н сам не может защитить свои права +в отношении неопред. круга лиц;
9. заявление прокурора – может быть и устным и письменным. Это случаи, когда к прокурору обращается должн. лицо с просьбой истолковать определённый акт. Здесь прокурор изучает законодательство и дает заключение.
26. Внесение прокурором представлений об устранении нарушений закона.
Представление явл наиболее часто применяемым средством реагирования прокурора на нарушения закона
Представление об устранении нарушений з-на вносится прокурором или его заместителем в орган или должн. лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений з-на, их причин и условий, им способствующих; о рез-тах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления
коллегиальным органом прокурор
В случае несоотв-вия постановлений Правительства РФ «Конституции» РФ и законам РФ Ген. прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.
В описательной части представления обычно перечисляется выявленные нарушения закона, обс-ва способствующие этим нарушениям, называются должностные и иные лица, виновные в их нарушении.
Если правонарушение совершено впервые – представление в адрес рук-ля органа, если неоднократные нарушения – в адрес вышестоящего органа.
27. Объявление прокурором предостережения о недопустимости нарушений закона.
Ст. 251 - предостережение о недопустимости нарушения з-на.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должн. лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деят-ти, руководителям общ-ных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения з-на.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должн. лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к отв-ти в установленном з-ном порядке.
Осн. черты:
1) Правом объявления
предостережения обладает
2) объявляется только должностным лицам.
3) объявляется лишь
при наличии сведений о
4) только в письм форме.
5) применяется в целях предупреждения правонарушения.
28. Опротестование прокурором незаконных правовых актов.
Протест – правовой акт, в форме которого прокурор предъявляет юридически обоснованное требование по поводу единичных, отдельных случаев нарушения законности гос органом, должностным лицом.
Применение протеста возможно и на устное незаконное распоряжение лица.
Протест может быть вынесен в любое время с момента обнаружения нарушения законности, но иногда его применение может быть нецелесообразным.
Протест подписывает прокурор (заместители).
Сроки исполнения протеста:
- 10 дн. с момента получения протеста.
- во время сессии, если орган коллегиальный.
- исключительный (сокращенный, менее 10 дней).
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должн. лицу,которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должн. лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процесс. зак-вом РФ.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа S-та РФ или органа местного самоупр-я — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения з-на, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О рез-тах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Варианты реагирования должностных лиц на протест прокурора:
29. Организация работы по надзору за исполнением законов в районной прокуратуре.
Организация работы по надзору за исполнением законов в районной прокуратуре представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы по реализации целей и задач прок-ры. Учитывая, что достижение целей и выполнение задач прок-ры обеспечивается такими конкретными видами деятельности, как прокурорский надзор, уголовное преследование, координация деятельности правоохран-х органов по борьбе с преступностью и др., то организация работы включает в себя в первую очередь организацию осуществления основных направлений деятельности прокуратуры, перечисленных в ст. 1 Закона о прок-ре. В прок-ре д.б. организована работа внутри системы, а также деятел-ть по вспомогательному обеспечению прокурорской системы. Таким образом, содержание организации работы в районной прок-ре можно представить в виде действий, мер, объединенных в единую систему. В нее входят: распределение кадров; распределение обязанностей между прок работниками; организация труда; анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, прогнозирование и планирование работы; оценка работы прокурорских работников; взаимодействие и координация деятельности структурных единиц; организация и ведение учета, отчетности, материально-техническое и финансовое обеспечение.
Надзор за исполнением законов гражданами:- в области налогообложения; -в области исполнения законов о наследовании;- в области законов, касающихся воспитания несовершеннолетних;- в области исполнения законов об оружии.
Пример: В районном центре граждане написали жалобу на своего соседа, гражданина, проживающего в том же районном центре на неправильное поведение, оскорбления и дебоши. Прокурор через повестку пригласил гражданина. Приглашенный явился. Прокурор прежде всего должен был убедиться в личности гражданина и соответствии его тому, что этот тот самый, на которого поступила жалоба, и обратил внимание что этот гражданин не зарегистрирован по месту жительства , не прописан и не состоит на учете в воинской части. Вот так было выявлено сразу двойное нарушение закона. Далее действия прокурора есть два пути:
1 Вынести постановление
об административной ответствен
2 Представление на имя
30. Прием граждан прокурором. Анализ и обобщение жалоб и заявлений в прокуратуре.
Закон о прок-ре ст. 10 обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру. Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны гос-х интересов. Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию: 1. о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионах; 2. о преступлениях и др. общественно-опасных правонарушений, совершаемых как лицами проживающими в регионе, так и другими лицами; 3. об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы гр-н и совершившие иные правонарушения; 4. об органах и должн лицах, не выполняющих требования зак-ва об обращениях граждан, т.е. иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений. Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений гр-н и приему посетителей организует контролирует прокурор – руководитель районной, областной и им приравненных прокуратур, а так же начальники структурных подразделений прок-ры. В составе ген прок-ры РФ имеются Управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ – отделы, группы или старшие помощники по рассмотрению писем и приему граждан. В органах прок-ры осуществляется личный прием граждан в течение всего рабочего дня. В соот-ии с требованиями ген. прок-ра РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки – 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении – о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прок-ру, а так же право обращения в суд, если такое предусмотрено законом. В органах прок-ры не раже 2 раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прок-ры.
Закон "О милиции" и Приказ Министра МВД: все заявления о преступлениях должны регистрироваться в Книге учета №1. Все сообщения, полученные по телефону, регистрируются в Книге учета №2. Ведомственный контроль ведется в лице начальника. Это несовершенный контроль, поэтому нужен надзор.
Методы выявления прокурором сокрытых заявлений от регистрации: 1) Прокурор должен интересоваться данными лечебных учреждений (не поступали ли лица с ранами, имеющими криминальный характер). Работники должны сообщать об этих данных. 2) Прокурор должен интересоваться информацией от страховых компаний (кражи, угон). Потом проверить в дежурной части. 3) Истребовать данные из бухгалтерии вневедомственной охраны о кражах по вине сторожей. 4) Данные скорой помощи о выездах. 5) Через общественных помощников в гостиницах, ресторанах поинтересоваться не было ли сведений о кражах, хулиганствах. 6) Должен посмотреть книгу приема и сдачи дежурств, корешки протокола задержанных. 7) В канцелярии УВД должен посмотреть журнал приема граждан руководителей. $) Наряды по списанию материалов по актам, рапортам оперативных работников. 9) Наряды по выдаче паспортов взамен утерянных. 10) Посмотреть книгу учета угнанных машин. 11) Посмотреть книгу жалоб и предложений.
31. Предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод чел-ка и гр-на федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными фед. органами исполн. власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами S-тов РФ, органами местного самоупр-я, органами военного управления, органами контроля, их должн. лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осущ-ют контроль за соблюдением прав и свобод чел-ка и гр-на, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Осн цель прок надзора
– достижение такого положения, когда
права и свободы чел-ка и гр-на
реально соблюдаются всеми
В ходе выполнения указанной задачи прокурор рассматривает и проверяет жалобы, заявления и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба.