Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:32, шпаргалка
1. Сущность и задачи прокурорскою надзора в РФ.
2. Объекты и субъекты прокурорского надзора в РФ.
3. Отличие протеста прокурора от прокурорского представления.
...
58. Организация работы районной прок-ры по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении судами гр. дел.
59. Прок надзор за воспитанием детей в семьях, за исполнением законодательства об образовании.
Основания освобождения задержанных из ИВС:
1.Применение меры пресечения содержания под стражей (задержанный – обвиняемый по закону).
2.Истек срок – 48 часов, следователь должен постановлением освободить из ИВС.
3.Задержанный освобождается по истечении 48 часов и становится по делу, в лучшем случае, свидетелем, т.е. отпали подозрения; прокурор, должен ставить вопрос об ответственности следователя.
Основные причины нарушения конституционных прав задержанных:
а) низкая квалификация следователей;
б) слабое знание уголовного
и уголовно-процессуального
в) неправильная оценка первичных доказательств;
г) отсутствие ведомственного контроля: отсутствие со стороны начальников МВД, следственных отделов;
д) ненадлежащий прокурорский надзор.
Если в ходе проверки законности содержания и задержания будет система нарушений, то должно быть от прокурора представление на имя начальника ОВД.
42. Прок надзор
за рассмотрением и
Прокурор в ходе надзора
за рассмотрением жалоб и заявлени
1. взять объяснение
обвиняемого от которого
2. обязательно взять объяснение от следователя
3. ознакомиться с уголовным делом и т.д.
43. Прок надзор
за обеспечением прав
В предмет прокурорского надзора за обеспечением прав потерпевших входит:
1. исполнение требований
закона о признании лица
2. исполнение требований
УПК, касающихся реализации
3 исполнение требований закона о возмещении вреда, причиненного преступлением потерпевшему.
Исполнение требований закона о признании лица потерпевшим заключается не только в самом факте вынесения постановления, но и в своевременности его вынесения. Постановление о признании лица потерпевшим должно быть вынесено сразу же, как только следователю или дознавателю стало известно о причинении преступлением морального, физического вреда имуществу или деловой репутации юр. лица. Момент признания лица потерпевшим, как правило, должен совпадать с моментом возбуждения уголовного дела. И только в случае, если на этот момент было неизвестно, кому причинен вред, постановление о признании лица потерпевшим может быть вынесено позднее. Надзор за исполнением требований УПК о правах потерпевшего включает в себя деятельность прокурора в ходе которого он принимает меры к выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона. При этом прокурор обращает внимание на:
1. соблюдено ли право
потерпевшего знать о предъявле
2. соблюдено ли право потерпевшего давать показания по делу.
3. права потерпевшего предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы
4. право знакомиться
с протоколами следственных
5. право иметь представителя
6. право на возмещение расходов по явке в следственные и судебные органы.
44. Надзор за исполнением законов и полномочия прок-ра при провидении следств. действий.
Ген. прокурор в своих приказах и указаниях большое значение придает своевременности и качеству проведения осмотра места происшествия. Для выполнения требований ген. прокурора в прокуратурах городов и районов составляются графики выездов прокуроров, их замов либо др. ответственных работников на место происшествия при получении сообщений об убийствах, террористических актах, бандитизме и массовых беспорядках; совместно с органами внутренних дел создаются следственно-оперативные группы; устанавливаются порядок их оповещения при поступлении сообщений о преступлениях и выезда на место происшествия. При выезде на место происшествия прокурор принимает меры к проведению качественного осмотра, к организации следователей и работников органов дознания. Прокурор проверяет соблюдение порядка проведения всех следственных и иных процессуальных действий. Максимов: прокурор должен систематически осуществлять надзор за законностью осуществления следственных действий, должен систематически в процессе ведения следствия знакомиться с делами, должен по особо важным делам выезжать на место происшествия и наблюдать. Почаще присутствовать на процессуальных действиях у молодых следователей.
45. Понятие
процессуальной
От следователя зависят быстрое, полное раскрытие преступления и всесторонность, объективность его расследования. Предоставление следователю процессуальной самостоятельности является необходимым условием эффективной работы, повышения его отв-ти. Следователи имеют право выбора процессуальных средств при раскрытии и расследовании преступлений. Следователь наделен полномочиями по применению мер процессуального принуждения, определению пределов обвинения, вида мер пресечения. Уголовно-процессуальное зак-во не ставит в зависимость выполнение следователями процессуальных действий от полномочий прокурора по осущ-нию надзора в угол. судопроизводстве. Участвуя в следственном действии, прокурор не может подменять следователя или принимать на себя выполнение его функций, а равно командовать действиями следователя.
Участие прокурора д. б. зафиксировано в процессуальном документе о производстве любого следственного действия.
Прокурор может вмешаться в деят-ть следователя лишь тогда, когда тот допускает нарушение з-на, оставляет невыясненными существенные обстоятельства, имеющие значение по делу. Если прокурор принял на себя производство расследования угол. дела в полном объеме, то он несет отв-ть за всесторонность, полноту и объективность предварительного следствия, качество самостоятельно произведенного следственного действия. Прокурор, проверяющий угол. дело, должен обращать внимание на качество расследования, его всесторонность, полноту и объективность, имеет право давать обязательные для исполнения указания, но не может ограничивать процессуальную самостоятельность следователя. Следователю предоставлено право не согласиться с указаниями прокурора и обжаловать их вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В таких случаях вышестоящий прокурор отменяет указания нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.
Прокурор, рассматривая жалобы участников процесса на действия следователя, обязан восстановить нарушенные права и законные интересы гр-н, предприятий и организаций. Прокурор вправе отменить или изменить принятое следователем решение, принять меры к привлечению виновных в нарушении з-на к установленной з-ном отв-ти, отстранить следователя от производства расследования и передать дело другому следователю или принять на себя производство по делу. Все эти права обусловлены з-ном и требованиями объективности и полноты расследования угол. дела.
46. Надзор прок-ра
за законностью окончания
Окончание предварительного расследования уголовного дела возможно в 2 формах: 1. Прекращение. 2. Направление в суд. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению по следующим основаниям: 1. отсутствие события преступления; 2. отсутствие в деянии состава преступления; 3. истечение сроков давности уголовного преследования; 4. смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; 5. отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению .СТ.24 УПК - отсутствие события или состава преступления. Состав преступления многие следователи толкуют по своему и прекращают уголовное дело, а прокурор если посчитает, что есть состав преступления, должен дать письменное указание или своим постановлением отменить постановление следователя. СТ. 28 УПК - деятельно раскаяние дает возможность прекращения уголовного дела, но с обязательным согласием прокурора.
Должен быть документ, на котором прокурором указано "согласен" и подпись прокурора. Если следователь незаконно прекратил уголовное дело, то прокурор отменяет постановление следователя, возобновляет производство по делу и поручает расследование следователю своим постановлением. Максимов: - когда прокурор убедил следователя, что он прекратил головное дело незаконно, и следователь согласился, то прокурор поручает дальнейшее расследование этому же следователю; - если же следователь не согласен, то поручает другому следователю. Прокурор должен проверить исполнение требований закона об уведомлении участников уголовного судопроизводства об окончании предварительного следствия.
47. Действия прок-ра по уг делу, поступившему к нему с обвинительным заключением.
п.1 ч.1 ст.201 УПК РФ: прок-р полномочен утвердить обвинит. заключение в случаях, когда полностью согласен с действиями следователя и мотивировкой обвинительного заключения; потом с сопроводительным письмом направляет в суд; если дело подсудно областному суду, то направляется областному прок-ру, кот еще раз проверяет и назначает помощника в кач-ве гос обвинителя для участия в областном суде.
п.2 ч.1. ст.201 УПК РФ: прок-р имеет право прекратить уг дело полностью либо частично: если прокурор полностью не согласен с обвинит заключением и видит законные основания для прекращения уг дела; прокурор пишет постановление о прекращении уг дела; может частично прекратить уг дело, например, 2 обвиняемых и в отношении первого прекратить.
Если прок-р видит, что уг дело расследовано не полно, то прок-р имеет право возвратить дело на дополнительное расследование – п.3 ч.1 ст. 201 УПК. О возвращении прокурор выносит постановление, в котором д.б. указано, что конкретно нужно сделать по делу; если провести экспертизу, то должен указать вопросы для эксперта и т.д.
ч.2 ст. 201 УПК – прок-р имеет право изменить объем квалификации и объем обвинения. Изменение объема квалификации – прокурор имеет право переквалифицировать на менее тяжкое преступление, если обвинение принципиально не меняется (разбойное нападение на грабеж).
п.2 ч.2 ст. 201 УПК – прок-р имеет право изменить меру пресечения, за исключением содержания под стражей. Но если срок содержания под стражей на момент ознакомления с обвинит. заключением истек, то прок-р имеет право изменить. Он имеет право дополнить либо сократить список лиц, вызываемых в суд в кач-ве свидетелей обвинения, свидетелей со стороны защиты нельзя исключить.
48. Участие
прокурора в рассмотрении уголо
Российское правосудие – это особая форма государственной деятельности, которая играет роль в обеспечении законности и устанавливает систему гарантий при рассмотрении уголовных дел, которое даёт возможность вынесения судом законного решения.
Одним из элементов этой системы является участие прокурора по уголовным делам в I, II инстанциях и в надзорной инстанции. Прокурор участвует по всем уголовным делам публичного и частно-публичного характера. Впервые российское законодательство провозгласило принцип состязательности в уголовном процессе. При использовании этого принципа одной из сторон является государственный обвинитель. Очень трудно прокурору перестраиваться на этот принцип: ранее «истину добывал» председательствующий в суде, а теперь прокурор, который будет государственным обвинителем. Первым свидетеля допрашивает государственный обвинитель, затем сторона защиты, только после председательствующий в суде задает вопросы. Прокурор в суде должен не только обвинять и не всегда может быть обвинителем, прокурор может прийти к сомнению в вине обвиняемого и здесь используется принцип невиновности, то есть все сомнения в пользу обвиняемого, прокуратура отказывается от обвинения и суд прекращает уголовное дело.
В суде существует суд власть, то есть руководителем процесса будет председательствующий / суд если во II инстанции и прокурор обязан подчиняться всем решениям председательствующего.
Если допрашивает сторона, то первым должен допрашивать защитник, если подсудимый согласен давать показания. Председательствующий не может вмешиваться в процесс допроса, пока допрашивает одна из сторон.