Шпаргалка по "Прокурорский надзор"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Прокурорский надзор"

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор - шпора.docx

— 70.79 Кб (Скачать)
  1. Сущность  и  основные понятия  прокурорского надзора.  Прокурорский  надзор как самостоятельная  отрасль права.

 Прокурорский  надзор – это надзор, осуществляемый органами Прокуратуры РФ за исполнением законов. Это вид деятельности прокуратуры по обеспечению законности, и выражается в выявлении прокурорскими работниками фактов нарушения законности в различных сферах правоотношений и устранения этих нарушений. Устранение нарушений осуществляется различными способами, зачастую рекомендации по поводу устранения нарушений определенными способами содержатся в разъяснениях и приказах Генеральной прокуратуры РФ.

 В соответствии с ч. 5 т. 129 К РФ полномочия, организация и порядок деят-ти П РФ определяются   ФЗ. ФЗ о П принят Гос. Думой 18 октября 95 г.

 П.Н. как  отрасль юридической науки изучает закономерность возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия П.Н., содержание полномочий прокурора, изучает эффективность правовых норм, деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора.

 Объект  П.Н.-Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов власти S-в РФ, органов власти местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также других органов и граждан, на которых распространяется компетенция прокуратуры.

 S-ты П.Н. - должностное лицо органа прокуратуры, наделенное правоохранительной властью в пределах своей компетенции.

 Средства  П.Н. - Совокупность правовых приемов и способов, действия прокурора для достижения цели и осуществления задач прокуратуры.

 Методы  П.Н. - Совокупность научно-обоснованных и опробованных практикой приемов и способов применения и реализации правовых средств П.Н.

 Сущность  прокурорского надзора состоит в том, что: 

 1. прокурорский  надзор – самостоятельный, специфический  вид государственной деятельности, которая является исключительной  компетенцией органов прокуратуры; 

 2. прокурорский  надзор осуществляется от имени  государства – РФ;

 3. прокурорский  надзор заключается в проверке  правильности соблюдения и исполнения  законов, действующих на территории  РФ;

  4. прокурорский  надзор обеспечивает выявление,  пресечение и предупреждение  правоотношений, восстановление нарушенной  законности, привлечение виновных  к ответственности.

 Цели  и задачи П.Н.

 Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:1)Обеспечение верховенства закона; 2)Обеспечение единства и укрепления законности; 3)Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; 4)Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

 Задачи  :Общие. Специальные. Частные.

 Общей задачей  П.Н. является обеспечение законности и охраны от посягательств: –прав  и интересов граждан, предприятий  и организаций, независимо от формы  собственности; -общественного и  государственного устроя РФ. Содержание общей задачи определяют специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений).Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на данном этапе реализации специальных задач ( напр.: получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия законам и т.д.).

 Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ, организованный в соответствии с административно-территориальным делением РФ. Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не относятся ни к одной ветви власти) выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей
 

  1. Предмет прокурорского надзора, сущность и основные понятия.

ПН  – спец-ая дея-ть федеральных гос-ых органов прокуратуры осуществляющаяся от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения конституции и исполнении законов дейст-их на ее территории. Предмет – является сфера общ-ых отношений на которую направлена деятельность прокурора. Исходя и этого предметом  ПН следует считать соблюдение Конс-ии РФ и исполнение законов юр.лицами и физ. (долж-ми) лицами. 

В предмет следует включать: 1.законность и обоснованность правовых актов, издаваемых указанными выше органами гос-го и хоз-го управления, обществ-ми и полит-ми организациями, а также должн.лицами разных систем; 2.точное и единообразное исполнение з-ов должност.лицами; 3.Прокуроры осуществляют надзор за исполнением гражданами з-ов и иных нормативных актов. При осуществл.общего надзора прокурорам надлежит правильно определять пределы по использованию своих полномочий, чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования установленные нарушения з-на, а с другой-не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деят-ть предприятий и не подменять контролирующие органы, хозюруководителей и должностных лиц органов гос.управления. 
 

  1. Принципы  организации и  деятельности прокуратуры.

Принципы  организации. ПО – это основополагающие, руковод-ие положения, определяющие наиболее сущ-ые черты и признаки многогранной деят-ти органов прокуратуры и основные предъявл-ые к ней требования. 1. Принцип централизации –. Выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящему, а все вместе они подчинены ген.прокурору РФ.(состоит в том, что назначение прокуроров и их подчиненных идет только по вертикале). 2. принцип единства ПН – он зак-ся в единообразных формах орг-ии и деят-ти все прокурорских орг-ов в единстве целей и общих задач осущ-ие прокур-го надзора, а также полномочий прокуроров по выявлению нарушений и реагированию на них. 3. Принцип законности – Яв-ся самым главным принципом и имеет важнейшее значение для орг-ии деятельности орг-ов прок-ры.деят-ть орг-ов прокуратуры должна осуществляться  в соответствии с требованиями закона при соблюдении прав и интересов физ.и юр. лиц. 4. Принцип независимости – заключается в том , сто орг-ны прок-ры осуществляют свою деятельность независимо от фед-ых органов власти, иных орг-ов и общ-х объединений и действуют в соответствии с законами, приказами и указаниями ген. Прок-ры РФ. 5. Принцип гластности – означает, что орг-ны прок-ры дейс-ют гласно  в той мере, в какой это не противоречит дей-му зак-ву об охране прав и свобод граждан и о гос. и иной охраняемой законом тайне.  
 

  1. Система и содержание курса  «Прокурорский надзор»

Систему курса ПН условно можно разделить на 2 части: общую и особенную. 
В общей излагаются полномочия пр-ра при исполнении им своей деятельности; основные цели и задачи ПН; исторические этапы становлении и развития прокуратуры; рассматривается система и структура орг-ов прокуратуры и основные этапы их деятельности. В особенной подробно раскрываются понятия, функции и задачи прокуроров, их полномочия при осуществлении своей деят-ти. Подробно рассматриваются все виды прокурорского надзора, участие прокурора в судах общей юрисд-ции и арбитражных судах.

 Правовая  основа курса ПН состоит их  источников нормативного регулирования  органов прокуратуры, к которым  относятся:

  1. Конституция РФ;
  2. ФЗ « О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с последующими изменениями от 17.11.95 и др.;
  3. Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст. 34 ГПК, ст.52 АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О милиции», ст.21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»  др.)
  4. Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ (нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры)
  5. Указы Президента РФ;
  6. Приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции Генпрокурора.
  7. Постановления Конституционного Суда;
  8. Разъяснения Пленумов ВС и ВАС.
 
 
  1. Понятие и значение отраслей прокурорских органов, их взаимодействие и  структура.

Прокурорский  надзор за точным и единообразным  соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их разнообразие объективно обуславливает  необходимость выделения в рамках единого по сути своей прокурорского  надзора определенных его участников или направлений. В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

1. Надзор за исполнением законов и соответствием законам издаваемых актов.

Согласно  ст. 21 Закона о прокуратуре прокурорский надзор осуществляется не только за соблюдением  Конституции РФ и исполнением  законов, но и за соответствием законам  издаваемых субъектами правовых актов. Ими являются: а) фед мин-ва; б) гос комитеты, службы и иные фед органы исп вл; в) предст-е (закон-е) и исп органы гос вл суб РФ; г) органы МС; д) органы военного упр-я; е) органы контроля; ж) должностные лица перечис-х органов; з) рук-ли ком и неком орг-й.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Специфика данной отрасли прокурорского надзора  определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан. В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит исполнение нескольких тысяч нормативных актов, объединённых сферой регулирования прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно исполняют эти нормативные акты огромное количество организаций, учреждений, их должностные лица, а также чрезвычайно многочисленные руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Надзор за исполнением законов органами, осущ-ми ОРД, дознание и предв-е следствие.

Данная отрасль  прокурорского надзора призвана обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы гос-ва. В случаях совершения преступлений, посягающих на интересы государства, прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляющих ОРД, дознания и предварительного следствия, своевременного и полного расследования, установления размеров причинённого ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым, защищая интересы гос-ва.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учр-й, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключённых под стражу.

Закон о  прокуратуре предусматривает осуществление  надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы  не только осуждённых, но и лиц, подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступления, в случае их задержания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц  ещё не установлена  судом, прокурорский надзор должен выступать  гарантией законности осуществлённого  ограничения свободы граждан.

5. надзор за исполнением  зак-ов судебными  приставами.

Отличит. чертой данной надзорной деят-ти пр-ры является то, что законодателем чётко определены субъекты, исполн-е требования законов - судебные приставы. Предметом рассматриваемого надзора является исполнение федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполн-м производстве». 
 

  1. Создание  прокуратуры в  России. Исторические условия и причины  ее возникновения.

Образование прокуратуры в эпоху Петра 1 явилось  продолжением его реформ государственного управления, в которых ведущую  роль играло создание Правительствующего Сената и коллегий. На первом плане  стояла борьба с казнокрадством, поборами. Эту функцию начал осуществлять институт фи  калата, возникший в 1711 -рассматриваются как пред  шественники пр., а фискалат –  как прообраз П.  Задачи фискальной службы состояли в уголовном преследовании  расхитителей казны, взяточников. Деят-ть фискалов по выявлению преступлений и преступников была в основном тайной, нелегальной. Первым шагом по созданию института П в России  стал Указ Петра 1 о реформе Сената от 12 января 1722 г., один из   пунктов  к-го предусматривал: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по пр.-ру, к-ый должен рапортовать генерал-прокурору»
 

  1. Этапы становления прокуратуры. 

В своем  развитии российская П прошла несколько   этапов, определить которые можно  на основе особенностей регулирования  ее организации и деят-ти на определенном истор. Отрезеке времени. Основной функцией пр. На начальной этапе санолвения являлся надзор за деят-тью тех  учреждений, при кот-ых они состояли. Важным этапом в развитии прок.системы  явилась губернская реформа 1775 г. В  связи с изменениями админ.-тер-го устройства были упразднены должности   провинциальных пр. Их функции выполняли  помощники губернских и уездных  пр. Задачи и полномочия местных   прокуроров получили нормативное закрепление  в законе 1775,г. «Учреждения в губерниях». Этим же законом было предусмотрено   создание прок.должностей при судах. Прок.ситема, сформировавшаяся при  Екатерине 11, функционировала до середины Х1Хв.Новый этап в развитии прок. системы наступил во второй половине Х1Х в. Он тесно связан с реформами  уголовного судоустройства и судопроизводства 29сентября 1862 г. император Александр 11 утвердил Основные положения преобразования суд.части в России, представленные ему Гос.советом В этом н.а. речь шла о реорганизации прок. органов; «Осноные положения» предусматривали  учреждение при каждом суде   пр. и при необходимости – его  товарищей. П должна наблюдать за единообразным и точным соблюдением  закона; обнаруживать и преследовать нарушения законного порядка  и требовать его восстановления; формулировать предложения суду предварительных заключений в случаях, предусмотренных гражд. и угол. судопроизводством. На протяжении нескольких лет российское соц. государство обходилось  без  органов П. Только в 1922 г. Всероссийский  Цент  ральный Исполнительный Комитет  принимает постановление об утверждении  Положения о ПН. Это был первый в истории российской П н.а., спец. посвященный регламентированию  организации и деят-ти органов  ПН. На П были возложены следующие  функции: -  осуществление надзора  от имени гос-ва за законностью   действий всех органов власти, хоз. учреждений,   общ. и частных  организаций и частных лиц  путем   возбуждения угол. преследования  против виновных и   опротестования нарушающих закон постановлений;   поддержание обвинения в суде;   наблюдение за правильностью содержания заключенных под   стражей. Современный  этап – принятие 17.01.92 г. Верховным  советом РФ закона РФ «О П РФ». Согласно ч.4 ст.129 К РФ полномочия, организация и порядок деят-ти П РФ определяется ФЗ. вышестоящей П, а остальные – из потребностей укрепления законности поднадзорных объектах. П субъектов РФ и Ген.П  принимают полугодовые планы. Итоги общенадзорной работы учитываются в статистическом   отчете о работе пр. 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор"