Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит краткие ответы на вопросы по курсу "Прокурорский надзор".

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор в вопросах и ответах.docx

— 108.00 Кб (Скачать)

1) органы предварительного  следствия: органы прокуратур, ФСБ,  УВД;

2) органы дознания.

Осуществление расследования уголовных дел  и осуществление дознания часто  предполагают ограничение конституционных  прав и свобод граждан, где всегда есть вероятность совершения ошибок со стороны органов, осуществляющих предварительное расследование. В  связи с этим на прокурора возложены  задачи:

1) своевременно  принять меры, предусмотренные законом,  к устранению нарушений закона;

2) следить за  законностью принятия органами  предварительного следствия решения  об отказе в возбуждении дела, о законности принятия избранной  меры пресечения и других действий.

В ходе досудебного  производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять  исполнение требований федерального  закона при приеме, регистрации  и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать  уголовное дело, поручать его  расследование дознавателю, следователю,  нижестоящему прокурору либо  принимать его к своему производству;

3) участвовать  в производстве предварительного  расследования и в необходимых  случаях давать письменные указания  о направлении расследования,  производстве следственных и  иных процессуальных действий  либо лично производить отдельные  следственные и иныех процессуальные  действия;

4) давать согласие  дознавателю, следователю на возбуждение  уголовного дела;

5) давать согласие  дознавателю, следователю на возбуждение  перед судом ходатайства об  избрании, отмене или изменении  меры пресечения либо о производстве  иного процессуального действия, которое допускается на основании  судебного решения;

6) разрешать  отводы, заявленные нижестоящему  прокурору, следователю, дознавателю,  а также их самоотводы;

7) отстранять  дознавателя, следователя от дальнейшего  производства расследования, если  ими допущено нарушение требований  Уголовно-процессуального кодекса  при производстве предварительного  расследования;

8) изымать любое  уголовное дело у органа дознания  и передавать его следователю,  передавать уголовное дело от  одного следователя прокуратуры  другому с обязательным указанием  оснований такой передачи;

9) передавать  уголовное дело от одного органа  предварительного расследования  другому, изымать любое уголовное  дело у органа предварительного  расследования и передавать его  следователю прокуратуры с обязательным  указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные  или необоснованные постановления  нижестоящего прокурора, следователя,  дознавателя;

11) поручать органу  дознания производство следственных  Действий, а также давать ему  указания о проведении оперативно-розыскных  мероприятий;

12) продлевать  срок предварительного расследования;

13) утверждать  постановление дознавателя, следователя  о прекращении производства по  уголовному делу;

14) утверждать  обвинительное заключение или  обвинительный акт и направлять  уголовное дело в суд;

15) возвращать  уголовное дело дознавателю, следователю  со своими указаниями о производстве  дополнительного расследования;

16) приостанавливать  или прекращать производство  по уголовному делу;

17) осуществлять  иные полномочия, предусмотренные  Уголовно-процессуальным кодексом.

27. Прокурорский надзор  за законностью  приема, регистрации,  учета и проверки  заявлений, сообщений  о преступлениях.  Проверка законности  возбуждения уголовного  дела

Согласно приказу  Генерального прокурора РФ № 39 от 05 июля 2002 г. прокурор не реже 1 раза в  месяц должен проверять законность разрешения заявлений и сообщений.

Все заявления  о совершении преступлений направляются в те органы, которые уполномочены их рассматривать.

При получении заявлений  либо сообщений принимается  одно из следующих  решений:

1) возбудить  уголовное дело по закону;

2) отказать в  возбуждении уголовного дела;

3) передать по  подследственности.

Источник приема, регистрации определен в инструкциях.

Прокурор, осуществляя надзор за законностью приема, регистрации, решает следующие вопросы:

— проверяет  полноту и правильность учета  и регистрации поступивших заявлений, сообщений;

— проверяет  соблюдение сроков регистрации;

— проверяет  принятые по ним решения.

При получении  информации о нарушении закона при  приеме заявления или сообщения  прокурор, не дожидаясь срока в 1 месяц, сразу осуществляет проверку поступившей информации. Изучение доказательств  начинается в дежурной части, где  затребуется:

1) книга учета  1 поступивших заявлений и сообщений;

2) книга учета  2, журнал учета 2, где фиксируется  вся информация, все происшествия;

3) рабочая тетрадь  дежурного;

4) телефонные  звонки на магнитной ленте;

5) книга приема  и сдачи дежурств;

6) корешки протоколов  о задержании;

7) корешки направления  на освидетельствование;

8) талоны (уведомления  о принятии заявления и сообщения).

В канцелярии ОВД:

1) журнал учета  входящей и исходящей корреспонденции;

2) журнал приема  граждан начальником отдела;

3) книги рапортов  дежурных;

4) журнал регистрации  жалоб и заявлений.

По результатам  проверки при обнаружении нарушений  при приеме жалоб и заявлений  прокурор имеет право возбудить  уголовное дело в отношении сотрудников  милиции.

Прокурор наделен  полномочиями по проверке законности возбуждения уголовных дел.

При наличии  повода и основания орган дознания, дознаватель или следователь  с согласия прокурора возбуждают уголовное дело, о чем выносится  соответствующее постановление.

Постановление следователя, дознавателя о возбуждении  уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются  материалы проверки сообщения о  преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и  установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), соответствующие  протоколы и постановления.

Прокурор, получив  постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление  об отказе в даче согласия на возбуждение  уголовного дела или о возвращении  материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в  срок не более 5 суток.

О решении прокурора  следователь, дознаватель в тот  же день уведомляет заявителя, а также  лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

При возбуждении  уголовного дела капитанами морских  или речных судов, находящихся в  дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных  партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно  уведомляется указанными лицами о начатом  расследовании.

В данном случае постановление о возбуждении  уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при  появлении для этого реальной возможности.

28. Прокурорский надзор  за законностью  задержания и обеспечением  права обвиняемого  на защиту

Задержание проводится по основаниям, установленным в Уголовно-процессуальном кодексе. Оно допускается на 48 часов. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом в случае задержания подозреваемого в совершении преступления должен быть составлен протокол (в течение 3 часов), а в течение 12 часов должно быть сделано письменное сообщение прокурору.

Получив данное сообщение, прокурор проверяет:

— имеется ли возбужденное уголовное дело, если нет — то данное действие незаконно;

— правомочным  ли лицом произведено задержание, т. е. принято ли уголовное дело в  производство тем лицом, которое  произвело задержание;

— имелись ли основания для задержания;

— соблюден ли порядок  задержания;

— выполнены  ли неотложные следственные действия;

— были ли соблюдены  и разъяснены права задержанного.

При обнаружении  нарушений законодательства прокурор должен незамедлительно распорядиться  об освобождении лица из-под стражи, если нарушения законодательства нет, то через 48 часов должен применить  иную меру пресечения — заключение под стражу.

Прокурор осуществляет надзор за выполнением органами дознания или следователями требований Конституции  РФ об обеспечении права обвиняемого  на защиту. Каждый задержанный, заключенный  под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента  соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был  привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия  с момента задержания или ареста подозреваемого, а во всех остальных  случаях — с момента предъявления обвинения. Прокурор следит за тем, чтобы  следователь как при задержании и аресте, так и при предъявлении обвинения разъяснил обвиняемому  его право иметь защитника.

Чтобы обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь  или прокурор обязаны предоставить ему свидание с близкими или родственниками, которые смогут пригласить защитника  для участия в процессе. Если у  обвиняемого нет такой возможности, а защитник должен принять участие  со стадии предъявления обвинения, выполнение этой функции следователь должен принять на себя. Следователь обязан принять меры к замене защитника, если позиция прежнего по вопросам доказанности или недоказанности преступления, его юридической оценки и т. д. не отвечает позиции обвиняемого.

В любом случае прокурор или следователь должны принять все меры к тому, чтобы  у обвиняемого был защитник. Во-первых, это будет способствовать более  объективному и всестороннему исследованию обстоятельств дела и, во-вторых, исключит нежелательные для следствия  последствия в виде возможного исключения показаний обвиняемого из числа  доказательств по причине последующего отказа обвиняемого от показаний, данных им в отсутствие защитника.

Допуская защитника  с момента задержания или ареста подозреваемого или с момента  предъявления обвинения, следователь  обязан создать защитнику необходимые  условия для выполнения возложенных  на него функций: предоставить свидание с подозреваемым или обвиняемым, дать возможность защитнику ознакомиться с материалами уголовного дела, заявить  необходимые ходатайства и т. д.

В судебном разбирательстве  уголовных дел защитник выступает  представителем обвиняемого (подсудимого), защищает и отстаивает его позиции, охраняет его права и законные интересы. Защитнику обвиняемый может  доверить сведения, которыми не располагают  ни следователь, ни прокурор, ни суд. Защитник не вправе самостоятельно распорядиться  этими сведениями. Он выполняет волеизъявление обвиняемого.

Защитник вправе обжаловать любые действия и решения  следователя.

29. Прокурорский надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого

Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, и выдвинутое в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, уполномоченным на то лицом.

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"