Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит краткие ответы на вопросы по курсу "Прокурорский надзор".

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор в вопросах и ответах.docx

— 108.00 Кб (Скачать)

— целевые;

— комплексные;

— сквозные;

— совместные.

Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного нормативного акта, а комплексные — на всестороннее исследование одной или нескольких групп вопросов, например исполнение законов о приватизации.

Сквозные  проверки проводятся тогда, когда возникает необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства — от федерального уровня до городов и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить целостное представление с исполнением определенной группы законов, а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона (например, целевое использование средств централизованного государственного кредита).

Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов. Проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

На все выявленные нарушения законодательства прокуратура  должна соответствующим образом  реагировать. В администрацию предприятий  и учреждений вносятся представления  о фактах, способствующих совершению преступлений, и необходимости их устранения. При получении такого представления соответствующий  орган или должностное лицо обязаны  принять меры по устранению нарушений  и условий, способствующих совершению преступлений.

В целях проверки результативности актов прокурорского  надзора проводятся так называемые контрольные проверки на одном и  том же объекте по прошествии времени, необходимого для принятия мер по устранению нарушений законов и  обстоятельств, им способствующих.

Основными этапами проведения надзорной проверки являются:

1) подготовка  к ее осуществлению, включающая  в себя изучение необходимого  законодательства, анализ имеющихся  в прокуратуре материалов предыдущих  проверок, актов прокурорского надзора;  консультации со специалистами,  коллегами; составление плана  проведения проверки; определение  ее продолжительности, сроков  ее начала и окончания, последовательности  осуществления отдельных надзорных  действий;

2) собственно  проверка на конкретном объекте.  Как правило, прокурор заблаговременно  извещает о предстоящей проверке  руководителя, согласует с ним  время ее проведения, а по окончании  проверки знакомит руководителя  поднадзорного объекта с ее  результатами;

3) составление  справки и документов прокурорского  реагирования по окончании проверки.

В ходе проверки прокурор использует самые разнообразные  способы выявления нарушений  законов, установления лиц, их совершивших.

Несоответствие  правового акта федеральному закону, как об этом свидетельствует надзорная  практика, выражается:

— в уклонении  от цели, обозначенной в законе (применение ненадлежащего закона, например вместо закона о бюджетном устройстве —  налогового законодательства);

— в издании  правового акта, основанного на отмененном законе;

— в превышении власти при издании нормативного акта (принятие решения неправомочным  органом, несоблюдение процедуры обязательного  согласования и т. п.);

— в несоблюдении формы и процедуры издания.

21. Акты прокурорского  реагирования на  установленные нарушения  закона

Закон «О прокуратуре  РФ» предусматривает перечень правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в порядке общего надзора. К их числу относятся: протест; представление; постановление.

Акты  прокурорского реагирования должны отвечать определенным требованиям.

1. Они должны  быть посвящены актуальному, значительному  событию, относящемуся к нарушению  закона.

2. Своевременность  вынесения актов прокурорского  реагирования.

3. Выводы и  предложения прокурора должны  быть обоснованы, аргументированы  и основаны на конкретных фактах.

4. Форма всегда  должна соответствовать содержанию.

5. Правовой акт  должен быть юридически и стилистически  грамотным. 

Протест прокурора в порядке  общего надзора.

Протест приносится на противоречащий или несоответствующий  закону правовой акт, изданный субъектами, поднадзорными прокурору.

Предметом опротестовывания могут быть правовые акты и любое  незаконное действие должностного лица. Протест приносится в органы или  должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный правовой акт, или  в вышестоящий орган.

Право опротестовывания правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями и  должностными лицами, принадлежит Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее  чем в десятидневный срок с  момента его поступления. При  исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах  рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Принимая участие  в рассмотрении протеста коллегиальным  органом, прокурор поддерживает принесенный  им протест, и высказывает свое мнение о путях восстановления законности.

Представление прокурора в порядке  общего надзора.

Представление прокурора — это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий.

Представление прокурора подлежит безотлагательному  рассмотрению. Не позднее чем в  месячный срок должны быть приняты  меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавших. О результатах рассмотрения представления  сообщается прокурору в письменном виде.

В зависимости  от характера и тяжести допущенного  нарушения закона прокурор выносит  мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление выносится прокурором также в случаях необходимости возбуждения дисциплинарного производства или привлечения правонарушителя к материальной ответственности.

Постановление должно отвечать определенным требованиям. Если речь идет о возбуждении уголовного дела, в постановлении должно быть указано время, место вынесения постановления, кем оно составлено, повод и основания к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждено, а также дальнейшее направление уголовного дела. В случаях возбуждения дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении в постановлении должны найти отражение следующие элементы:

— наименование постановления с указанием времени, места, кем оно составлено;

— содержание правонарушения;

— правовые обоснования  ответственности должностного лица;

— указание на нарушенный закон;

— требование прокурора  о наложении взыскания;

— предложения  прокурора о рассмотрении постановления  в срок, указанный в законе, и  сообщении прокурору о результатах  рассмотрения;

— должностное  положение и классный чин прокурора, его подпись.

22. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека

Предметом данного  надзора является соблюдение прав и  свобод человека федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Объектами являются:

а) федеральные  министерства;

б) государственный  комитет;

в) службы;

г) иные федеральные  органы исполнительной власти;

д) представительные (законодательные);

е) исполнительные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации;

ж) органы местного самоуправления;

з) органы военного управления; и) органы контроля;

к) должностные  лица;

л) органы управления;

м) руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Сами граждане не являются объектами данного вида надзора. При осуществлении правозащитной  функции прокурор дает только юридическую  оценку деяниям. Прокурор действует  лишь в рамках своей компетенции, не подменяя другие контролируемые органы, не вмешивается в оперативно-хозяйственную  деятельность, не препятствует обращению  в суд, к уполномоченному по правам человека.

При осуществлении возложенных  на него функций прокурор:

1) рассматривает  и проверяет заявления, жалобы  и иные сообщения о нарушении  прав и свобод человека и  гражданина;

2) разъясняет  пострадавшим порядок защиты  их прав и свобод;

3) принимает  меры по предупреждению и пресечению  нарушений прав и свобод человека  и гражданина;

4) по привлечению  к ответственности лиц, нарушивших  закон, и возмещению причиненного  ущерба;

5) возбуждает  уголовное дело и принимает  меры к тому, чтобы лица, его  совершившие, были подвергнуты  уголовному преследованию, это  возможно при наличии оснований  полагать, что нарушение прав  и свобод человека и гражданина  имеет характер преступления.

Прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение  о правонарушении и материалы  проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать  дела об административных правонарушениях. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет  характер административного правонарушения, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск  в интересах пострадавших.

В случае нарушения  прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или  иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда  нарушены права и свободы значительного  числа граждан, либо в силу иных обстоятельств  нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор использует иные полномочия, предусмотренные для осуществления  общего надзора.

Актами прокурорского  реагирования являются: протест, представление, предостережение, постановление, заявление  в суд. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или  иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда  нарушены права и свободы значительного  числа граждан, либо в силу иных обстоятельств  нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и  поддерживает в суде или арбитражном  суде иск в интересах пострадавших.

23. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экологии и экологической безопасности

Предметом прокурорского  надзора за исполнением законов  в сфере экологии следует понимать соблюдение Конституции Российской Федерации и экологических прав человека и гражданина, исполнение действующих на территории Российской Федерации законов в природоохранной  сфере федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами, местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и  некоммерческих организаций; а также  соответствие законам в сфере  эколого-правовых актов, издаваемых этими  органами и должностными лицами.

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"