Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:40, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы по курсу "Прокурорский надзор".
— целевые;
— комплексные;
— сквозные;
— совместные.
Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного нормативного акта, а комплексные — на всестороннее исследование одной или нескольких групп вопросов, например исполнение законов о приватизации.
Сквозные проверки проводятся тогда, когда возникает необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства — от федерального уровня до городов и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить целостное представление с исполнением определенной группы законов, а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона (например, целевое использование средств централизованного государственного кредита).
Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов. Проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.
На все выявленные нарушения законодательства прокуратура должна соответствующим образом реагировать. В администрацию предприятий и учреждений вносятся представления о фактах, способствующих совершению преступлений, и необходимости их устранения. При получении такого представления соответствующий орган или должностное лицо обязаны принять меры по устранению нарушений и условий, способствующих совершению преступлений.
В целях проверки результативности актов прокурорского надзора проводятся так называемые контрольные проверки на одном и том же объекте по прошествии времени, необходимого для принятия мер по устранению нарушений законов и обстоятельств, им способствующих.
Основными этапами проведения надзорной проверки являются:
1) подготовка
к ее осуществлению,
2) собственно
проверка на конкретном
3) составление
справки и документов
В ходе проверки прокурор использует самые разнообразные способы выявления нарушений законов, установления лиц, их совершивших.
Несоответствие правового акта федеральному закону, как об этом свидетельствует надзорная практика, выражается:
— в уклонении от цели, обозначенной в законе (применение ненадлежащего закона, например вместо закона о бюджетном устройстве — налогового законодательства);
— в издании правового акта, основанного на отмененном законе;
— в превышении власти при издании нормативного акта (принятие решения неправомочным органом, несоблюдение процедуры обязательного согласования и т. п.);
— в несоблюдении формы и процедуры издания.
21. Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения закона
Закон «О прокуратуре
РФ» предусматривает перечень правовых
актов прокурорского
Акты прокурорского реагирования должны отвечать определенным требованиям.
1. Они должны
быть посвящены актуальному,
2. Своевременность вынесения актов прокурорского реагирования.
3. Выводы и
предложения прокурора должны
быть обоснованы, аргументированы
и основаны на конкретных
4. Форма всегда
должна соответствовать
5. Правовой акт
должен быть юридически и
Протест прокурора в порядке общего надзора.
Протест приносится на противоречащий или несоответствующий закону правовой акт, изданный субъектами, поднадзорными прокурору.
Предметом опротестовывания могут быть правовые акты и любое незаконное действие должностного лица. Протест приносится в органы или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный правовой акт, или в вышестоящий орган.
Право опротестовывания правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями и должностными лицами, принадлежит Генеральному прокурору РФ и его заместителям.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Принимая участие в рассмотрении протеста коллегиальным органом, прокурор поддерживает принесенный им протест, и высказывает свое мнение о путях восстановления законности.
Представление прокурора в порядке общего надзора.
Представление прокурора — это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий.
Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавших. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде.
В зависимости
от характера и тяжести
Постановление должно отвечать определенным требованиям. Если речь идет о возбуждении уголовного дела, в постановлении должно быть указано время, место вынесения постановления, кем оно составлено, повод и основания к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждено, а также дальнейшее направление уголовного дела. В случаях возбуждения дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении в постановлении должны найти отражение следующие элементы:
— наименование
постановления с указанием
— содержание правонарушения;
— правовые обоснования ответственности должностного лица;
— указание на нарушенный закон;
— требование прокурора о наложении взыскания;
— предложения
прокурора о рассмотрении постановления
в срок, указанный в законе, и
сообщении прокурору о
— должностное положение и классный чин прокурора, его подпись.
22. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека
Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Объектами являются:
а) федеральные министерства;
б) государственный комитет;
в) службы;
г) иные федеральные органы исполнительной власти;
д) представительные (законодательные);
е) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
ж) органы местного самоуправления;
з) органы военного управления; и) органы контроля;
к) должностные лица;
л) органы управления;
м) руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Сами граждане
не являются объектами данного вида
надзора. При осуществлении
При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
3) принимает
меры по предупреждению и
4) по привлечению
к ответственности лиц,
5) возбуждает
уголовное дело и принимает
меры к тому, чтобы лица, его
совершившие, были подвергнуты
уголовному преследованию, это
возможно при наличии
Прокурор возбуждает
производство об административном правонарушении
или незамедлительно передает сообщение
о правонарушении и материалы
проверки в орган или должностному
лицу, которые полномочны рассматривать
дела об административных правонарушениях.
В случаях, когда нарушение прав
и свобод человека и гражданина имеет
характер административного
В случае нарушения
прав и свобод человека и гражданина,
защищаемых в порядке гражданского
судопроизводства, когда пострадавший
по состоянию здоровья, возрасту или
иным причинам не может лично отстаивать
в суде или арбитражном суде свои
права и свободы, или когда
нарушены права и свободы значительного
числа граждан, либо в силу иных обстоятельств
нарушение приобрело особое общественное
значение, прокурор использует иные полномочия,
предусмотренные для
Актами прокурорского реагирования являются: протест, представление, предостережение, постановление, заявление в суд. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
23. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экологии и экологической безопасности
Предметом прокурорского
надзора за исполнением законов
в сфере экологии следует понимать
соблюдение Конституции Российской
Федерации и экологических прав
человека и гражданина, исполнение
действующих на территории Российской
Федерации законов в