Проблема определения целей наказания. Наказания без изоляции осужденного от общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсавой работы является исследование юридической природы, сущности и социальной ценности наказаний без изоляции осужденных от общества. Указанная цель обуславливает постановку следующих логически взаимосвязанных задач:
Во-первых, обращение к конкретным нормам уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан, регламентирующих наказания без лишения свободы (ст.40- 47, 50, 51 УК РК, ст.22-55 УИК РК). Во-вторых, изучение специальной монографической литературы и материалов периодических изданий, посвященных различным аспектам применения наказаний. В-третьих, обращение к рекомендательным положениям Стандартных минимальных Правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением и других документов ООН, содержащие материал об альтернативных уголовно-правовых санкциях. В-четвертых, анализ эмпирических данных о применении наказаний без лишения свободы в регионе Восточного Казахстана. В-пятых, общая характеристика института наказания, его целей, признаков и механизма. В-шестых, сравнительный анализ законодательной конструкции и порядка исполнения наказаний без лишения свободы. В-седьмых, изучение деятельности уголовно-исполнительных инспекций как субъектов посткриминального контроля, осуществляемого в отношении определенных категорий осужденных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 1
1.1 Минимальные стандартные Правила ООН в отношении мер
не связанных с тюремным заключением. 1
1.2 Иные международные стандарты в сфере наказаний без
лишения свободы. 6
2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 11
2.1 Уголовно-исполнительное законодательство РК о наказаниях
без изоляции от общества. 11
2.2 Правовой статус уголовно-исполнительных инспекций. 22
3 АНАЛИЗ ДАННЫХ ПО ОСУЖДЕННЫМ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА ПО ВКО 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы. 43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АКМАР ИСПРАВ.doc

— 424.00 Кб (Скачать)
 

Таблица № 2

О состоянии  преступности, розыска и воспитательной работы за 12 месяцев 2004-2005 годов.  
 

  Код стр Всего В том  числе
Осужден-ные  к 33Д Привлеченные  к обществен-ным работам Осужденные  к исправитель-ным работам Осужденные  к ограниче-нию свободы Условно осужденные Осужденные  с прим. Ст. 72 УКРК
04 05 04 05 04 05 04 05 04 05 04 05 04 05

Число осужденных находившихся в розыске

1 1 1             1 1        

Объявлено в розыск в отчетном периоде

2 38 40     3 3 1   3 3 30 34 1  

Розыск  прекращен в связи с установлением разыскиваемых лиц

3 38 40     3 3 1   3 3 30 34 1  

Оставалось  в розыске на конец отчетного  периода

4 1 1             1 1        

Возбуждено  уголовных дел по факту совершения повторных преступлений

5 18 12                 18 12    

из них

Находятся под следствием

6 6 4                 6 4    

Освобождены от уголовной ответственности

7   1                   1    

Осуждены  за совершение повторного преступления

8 12 7                 12 7    

направлены в ИУ

Всего

9 51 31     2 3     5 1 42 27 2  

За  совершение повторного преступления

10 12 7                 12 7    

В тч

Женщин

11 2                   2      

Несовершеннолетних

12 1 1                 1 1    

В связи с заменой ИР, ОР, ограничения  свободы лишением свободы, отменой  отсрочки, условного осуждения

13 39 24     2 3     5 1 30 20 2  

В т.ч.

Находившихся  в розыске

14 18 10     2 1     4 1 12 8    

Женщин

15 3 5       1         1 4 2  

Несовершеннолетних

16 1 1                 1 1    

Число осужденных, которым вынесено 2 и  более предупреждения

17 49 40       1     5 1 42 38 2  

Из  них

За  нарушение общественного порядка

18 42 40       1       1 42 38    

За  нарушение условий отбывания  наказания

19 7               5       2  

Направлено  представлений в органы прокуратуры  по фактам неисполнения приговоров суда руководителями предприятий

20                            

Число осужденных, которым продлен испытательный  срок

21 77 70                 77 70    

Составлено  актов по состоянию исполнения приговоров руководителями предприятий

22                            

Количество  выступлений в средствах массовой информации

23 56 86                        

Таблица № 3

О количественно-качественном составе УИИ  за 12 месяцев 2004-2005 годов. 

Наименование  позиций N Предыдущий Текущий
Количество  инспекций 1 24 24
Из  них Городских 2 12 12
Районных 3 12 12
Количество  сотрудников по штату  4 37 37
Из  них Областного  аппарата 5 6 5
Городских инспекций 5 17 16
Районных  инспекций 7 15 16
Замещено  должностей 8 37 37
Из  них В областном  аппарате 9 5 5
В городских  инспекциях 10 17 17
Районных  инспекциях 11 15 15
Работают  в должности До 1 года 12 2 7
От 1 года до 3 лет 13 12 3
От 3 до 5 лет 14 6 9
От 5 до 10 лет 15 13 14
Свыше 10 лет 16 4 4
Имеют образова-ние Высшее 17 26 25
В т.ч. высшее юридическое  18 17 13
Средне-специальное 19 11 12
В т.ч. юридическое  20 9 11
Поощрено  сотрудников 21 45 72
Наказано  сотрудников 22 9 12
допущено ЧП 23   0
Нарушений законности 24   0
Уволено сотрудников по отрицательным мотивам 25   0
Обеспе-ченность Средствами  связи 26 24 24
Автотранспортом 27   1
помещениями 28 24 24

29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица №4. 

О состоянии  надзора за осужденными отбывающими  наказание в виде ограничения свободы за 12  месяцев 2004-2005 года 
 

  Код стр.  
2004 2005
Осуществлено  проверок осужденных по месту жительства 1 3469 3724
Количество  осужденных нарушивших порядок отбывания  наказания 2 34 15
В том числе Изменение постоянного места жительства без разрешения 3 3  
Изменение места работы без разрешения 4    
Изменение места учебы без разрешения 5    
Отсутствие  по месту жительства в свободное  от работы и учебы время 6 15 8
Самовольный выезд в другую местность 7 1  
Несвоевременная явка в УИИ на регистрацию 8 13 7
Невыполнение  дополнительных обязанностей возложенных  судом 9 2  
Количество  осужденных, к которым применены  меры воздействия 10 34 15
Из  них Поощрения 11    
Взыскания 12 34 15
Вынесено 3 и более предупреждений о замене ограничения свободы на лишение свободы 13 4  
В том числе За нарушение  общественного порядка 14    
За  нарушение режима отбывания наказания 15 4  
Исполнение  осужденными других обязанностей суда Проходящие  курс лечения от алкоголизма 16 5 3
Проходящие курс лечения от наркомании 17   2
Проходящие  курс лечения от токсикомании 18    
Проходящие  курс лечения от заболеваний передаваемых половым путем 19    
Осуществляющие  материальную поддержку семьи 20 1  
Отменено  судом ранее наложенных обязанностей 21    
Количество  поступившей информации от участковых инспекторов полиции 22 498 699
Количество  поступившей информации от участковых инспекторов полиции по делам  несовершеннолетних 23 29 63
Количество  осужденных, прибывших из ИУ 24   2
 
 

Таблица № 6

О движении несовершеннолетних осужденных ОВ 156/22 с 2002 по 2005 год 

Кол-во осужденных принятых в Учр. ОВ 156/22 с 2002 по 2005 г. Кол-во освободившихся за тот же период Из них попало в ИУ(ВК) за вновь совершенное  преступление
869 559 204
 

Таблица № 7

О движении несовершеннолетних осужденных к наказаниям не связанным с лишением свободы по данным УИИ УК УИС по ВКО с 2002 по 2005 год

Состояло  на учете в УИИ Снято с учета  Направлено  в ИУ  совершение повторного преступление
286 130 1
 

      Подводя итого изложенному, следует считать, что представленная в приведенных таблицах информация является эмпирическим материалом, иллюстрирующим структуру преступности при применении наказаний без лишения свободы, состояние воспитательной работы с осужденными, находящимися на учете в уголовно-исполнительных инспекциях; особенности осуществления контроля за лицами, осужденными без изоляции от общества. Наряду с этим представлены сведения о рецидиве среди рассматриваемой категории преступников, наличии виновных в совершении тяжких преступных посягательств, направлениях профессиональной деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что для успешного применения исполнения наказания без лишения свободы требуется дальнейшее совершенствование функционирования уголовно-исполнительных инспекций, привлечение к ним внимания общества.

        Проводя анализ данных таблиц  № 6, № 7 и № 2 можно заключить,  что лишение свободы не является  более эффективным, чем наказания  не связанные с изоляцией от  общества. Тем более они не являются достаточными для исправления преступника. Большая часть бывших заключенных вновь совершает преступления и оказывается в местах лишения свободы. К тому же там они сталкиваются с особой тюремной субкультурой. На протяжении срока заключения придерживаются определенных традиций, норм поведения существующих в криминальной среде. Эти явления имеют многолетнюю историю, прочно укоренились в среде заключенных, и даже человек, которому это чуждо изначально, вынужден считаться с ними. Это говорит о том, что исправительные и воспитательные колонии, СИЗО в большинстве случаев не могут вернуть обществу полноценного, законопослушного человека, а зачастую оказывают на него негативное влияние. Действительно, до сих пор в мире не найдены аргументы, подтверждающие позитивную взаимосвязь между суровостью уголовных наказаний и безопасностью общества. Наоборот репрессивные формы реагирования на преступления таят в себе другое зло – возможность криминализировать общество. Таким образом, более широкое применение наказаний не связанных с тюремным заключением не только оказывает воспитательное воздействие на преступника, но и способствует образованию более здорового в правовом отношении общества.

    Успех любых попыток ввести  подлинные альтернативы тюремному заключению на современном этапе во многом зависит от четкости законодательства, восприятия со стороны судей намерений законодателей и сильной роли судебной власти в толковании общих направлений в отношении применения альтернативных мер наказания теми, кто выносит приговор, а также в хорошей профессиональной подготовке лиц, ответственных за исполнение таких приговоров, и поддержке гражданским обществом новых мер реагирования на правонарушения.         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Наказания без лишения свободы представляют собой совокупность мер уголовно-правового воздействия, занимающих видное место в законодательстве и в правоприменительной практике Республики Казахстан и других стран СНГ. Данные наказания представляются весьма перспективными, способствующими предупреждению отдельных категорий преступлений с наименьшими для общества потерями. Это выражается в их меньшей обременительности для государственного бюджета по сравнению с наказанием в виде лишения свободы. Наряду с этим, альтернативные санкции свидетельствуют о гуманизме уголовного права, избавляя значительный контингент преступников от нахождения в пенитенциарных учреждениях. Это свою очередь, позволяет осужденным сохранить имеющиеся социально-полезные связи и снижает вероятность рецидива преступлений. Совершенствование наказаний без лишения свободы одобряется международным стандартами, установленными в отношении уголовной юстиции.

      Среди наказаний без изоляции осужденных от общества в уголовном законодательстве РК представлены как традиционные, так и новые разновидности санкций. К первым относятся штраф (ст.40 УК РК), лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью (ст.41 УК РК), исправительные работы (ст.43 УК РК), конфискация имущества (ст.51 УК РК). Ко вторым примыкают общественные работы (ст.42 УК РК), ограничение по военной службе (ст.44 УК РК), ограничения свободы (ст.45 УК РК). Необходимо отметить, что по сравнению  с уголовным законодательством советского периода, в нормативную модель сохранившихся видов наказаний и режим их исполнения были внесены  существенные изменения. Данные наказания, в соответствии со статьей 38 УК РК, преследуют цели общего и специального предупреждения, исправления преступников, восстановления социальной справедливости. Отсутствует цель «перевоспитания преступников», так как она служила своеобразной «данью» представлениям о всемогуществе уголовного права в деле борьбы с преступностью. Изменился порядок исполнения отдельных видов наказаний. Так, например, штраф должен взыскиваться в соотношении к минимальной заработной плате, а конкретный размер его в санкции являющейся относительно определенной, не установлен. Действующее законодательство  не предусматривает два вида исправительных работ, сохранив лишь исправительные работы по месту основной трудовой деятельности осужденного. Представляется, что изменения в правовом режиме применения наказаний без лишения свободы обусловлены радикальными переменами социально-экономического, политического, правового характера на пост советском пространстве. В то же время вызывает сожаление, что новое уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Казахстана практически не содержит юридических основ для привлечения общественности к контролю и воспитательному воздействию на осужденных. Привлечение субъектов гражданского общества к данной работе, несомненно, могло бы способствовать достижению большей эффективности наказаний, исполняющихся без направления преступников в пенитенциарные учреждения.

Информация о работе Проблема определения целей наказания. Наказания без изоляции осужденного от общества